Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История, особенности образования, становления и развития органов внутренних дел Сибири и Кемеровской области




С марта 1917 года по всей России началось формирование новых структур власти и правопорядка. 17.04.1917 года Временное правительство издало постановление «Об учреждении милиции». Однако в условиях революции и двоевластии становление органов власти и внутренних дел происходило весьма болезненно и непоследовательно.

Особенно сложно и своеобразно протекали эти процессы в Сибири. К этому времени в Сибири резко обострилась ситуация с преступностью. Первая мировая война и её последствия (беженцы, военнопленные, другие факторы) серьезно подорвали уклад жизни местного населения, его отношение к правопорядку. Основным инструментом установления демократического правопорядка, по мнению новых властей, должна была стать народная милиция.

В уездах и волостях Томской губернии, куда входила в то время территория Кузбасса, в марте 1917 года стали создаваться подразделения милиции. Народная милиция была организована в Мариинском, Кузнецком уездах, в селе Щеглово. На Кольчугинском руднике в милицию «механически перешел состав бывшей полиции во главе с ее начальником Армашевским».

В Анжерке «первым народным милиционером стали члены боевой дружины, а начальником милиции был избран меньшевик М. Гуров». Однако такая милиция только по названию была народной, а по составу и задачам практически оставалась старой полицией.

По мере развития революции народная милиция приобретала контрреволюционный характер. В Кузбассе она стала опорой эсеров в борьбе со сторонниками власти Советов. Вместе с тем, Советы в Кузбассе к весне 1918 года не успели закрепиться у власти.

18.11.1918 года, в результате переворота, к власти пришел адмирал А.В. Колчак, который был объявлен Верховным правителем Сибири. Более полутора лет на освобожденной от Советов территории под властью Колчака шёл процесс «возрождения России». В развернутом здесь государственном строительстве важнейшая роль отводилась Министерству внутренних дел, возглавлявшемуся известными сибирскими общественно-политическими деятелями В.М. Крутовским и А.Н. Гаттенбергом, В.Н. Пепеляевым.

Сразу же были восстановлены органы местного самоуправления (городские думы, земские и городские управы), в ведение которых первоначально находились органы правопорядка, прежде всего милиция. Однако наметившиеся вскоре тенденция к централизации и милитаризации власти, обусловленная расширением и ужесточением гражданской войны, уже в августе-сентябре 1918 года привела к изъятию милиции из ведения органов местного самоуправления и передаче её в подчинение МВД. На горнопромышленных предприятиях и железной дороге, находившихся на военном положении, милиция перешла в распоряжение военных властей.

В условиях колчаковского режима МВД обладало весьма широкими функциями и полномочиями, являясь, по существу, главным проводником всей внутренней политики.

МВД руководило деятельностью местных губернских и уездных комиссаров, переименованных в начале 1919 года в управляющих губерниями и уездами. Они непосредственно возглавляли общую и уголовную милицию, а также отряды особого назначения (ООН), предназначенные для борьбы с партизанами.

Отсутствие во время гражданской войны прочной и авторитетной власти часто оборачивалось произволом со стороны силовых структур, в том числе ООН и колчаковской милиции среди уездного населения.

В годы гражданской войны практически во всех районах Сибири получили развитие так называемые «военщина» и «атаманщина», а действия партизан носили криминальный характер.

В декабре 1919 года под ударами Красной Армии и отрядов сибирских партизан территория Кузбасса была полностью освобождена от колчаковской армии и интервентов. На освобожденных территориях стали восстанавливаться органы Советской власти.

Однако, вследствие сложной военно-политической обстановки на первых порах повсеместно вместо избираемых Советов были образованы ревкомы – чрезвычайные органы власти во главе с Сибревкомом.

Ревкомы стали создавать аппараты милиции, учитывая опыт организации и деятельности советской рабоче-крестьянской милиции Сибири 1917-1918 годов, а также милиции центральных губерний Советской России.

Основополагающими документами для создания подразделений милиции в уездах и волостях стали, прежде всего, декрет СНК РСФСР от 3.04.1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции» и циркуляры о милиции от 23 и 29.12.1919 года отдела управления Сибревкома, в которых предлагалось привлекать в ряды милиции «наиболее сознательных, грамотных рабочих, крестьян, твердо стоящих на платформе советской власти». Особенно желательными кандидатами на милицейские должности являлись красноармейцы, уволенные вследствие ранения.

Первым начальником Щегловской уездной милиции был назначен Я.А. Гирген (Я.Я. Зенс), революционный деятель, организатор большевистского подполья в Щегловске. Его помощником стал Е.Д. Вдовин, также прошедший суровый путь борьбы за установление Советской власти в Кузбассе. Начальником горнопромышленной милиции Кемеровского рудника был назначен Ф.А. Брокар-Фридо.

Поскольку Кузбасс еще не был выделен в самостоятельную административную единицу, имевшиеся на Томской территории уездные управления милиции, подчинялись Губотделу. Высшей милицейской инстанцией в Сибири являлось Сибирское областное управление («Сибмилиция»).

Территории уездов были разбиты на милицейские районы. Несколько позже была сформирована горнопромышленная милиция. В уездных городах были учреждены уголовно-следственные столы.

Для координации действий и руководства подразделениями уголовного розыска при управлении милиции Сибири был создан отдел уголовного розыска – Сиброзыск.

В период своего становления милиция уездов Кузбасса испытывала большие трудности различного характера. Перед ней, в первую очередь, стояли задачи подавления вооруженных выступлений против установившейся власти.

Милицейские подразделения зачастую совместно с частями особого назначения (ЧОН) принимали участие в операциях против различных банд и формирований, неся при этом существенные потери. В целом борьба с преступностью в эти годы отличалась тем, что к бандитизму перешли не только отряды, прежде носившие политический антисоветский характер, но и бывшие отряды, сражавшиеся против Колчака.

Так, Томская газета «Знамя революции» сообщала, что после разгрома колчаковщины в «различного рода учреждениях Томской губернии рассредоточились до шести тысяч карателей, контрразведчиков и офицеров белой армии, главным образом на территории Кузбасса».

Естественно, в таких условиях милицейские подразделения требовали все нового и нового пополнения. Партийные и советские органы уездов Сибири и Кузбасса не располагали достаточным количеством кадров для укомплектования милиции, особенно рядового состава. Вместе с тем требовалось формировать и отряды ЧОН, и продовольственные отряды. Поэтому на должности милиционеров в ряде случаев попадали не способные к несению службы работники, иногда просто «приспособленцы и шкурники», враждебно настроенные к советской власти.

Кадровый состав милиционеров, который в соответствии с тогдашней идеологией носил ярко выраженный классовый характер, имел низкий уровень образования или вообще был неграмотным. Большинство милиционеров слабо разбирались в сути советских преобразований, плохо представляли программы политических партий.

Образовательный и культурный уровень первых руководителей милицейских подразделений также желал быть лучше и выше. Уездные и районные милицейские начальники, как правило, имели низкое общее образование, не имели совсем специальной милицейской подготовки. Их практика – это большей частью опыт тюрем и ссылок, участие в военных действиях.

Например, Я.А. Гирген, М.Г. Александров, М.И. Малаховский, Ф.А. Брокар и другие руководители имели образование 2-4 класса. Особый интерес представляют характеристики человеческих и деловых качеств этих милицейских руководителей, отраженные в партийных и служебных характеристиках тех лет:

- Ф.А. Брокар (начальник милиции Кемеровского рудника) – «малограмотен, политически не развит, революционер, настойчивый, увлекается начальствующим положением, администратор, слабый нескладный оратор-энтузист» (так в тексте, наверное, хотели написать «энтузиаст»).

- М.И. Малаховский (начальник Прокопьевской милиции) – «вспыльчив, но дисциплинирован, малоинициативен, не изжита мелкобуржуазная идеология. Целесообразно использовать по номенклатуре ответработников в области районного масштаба – отрасль карательная».

- Кожевников (помощник начальника уездной милиции) – «службу знает, но малоинициативен, хорош как боевик».

- Зыбченко (начальник Щегловской, а затем Мариинской милиции) – «с работой не справляется, т.к. неопытен, плохо развит и не имеет специальной подготовки. Лучше использовать на административно-хозяйственной работе».

Становление милиции мешала и частая сменяемость кадров, особенно командного состава. Так, в Щегловской уездной милиции начальники только в 1920 году сменялись пять раз. Аналогичная ситуация наблюдалась в Мариинском и Кузнецком уездных управлениях милиции.

Тяжелое положение с кадрами усугублялось крайне скудным материальным обеспечением. Не хватало оружия, а имевшееся оружие было разнокалиберным и устаревшим. Милиционерам в погоне за бандами приходилось совершать многокилометровые переезды и переходы в любую погоду во все времена года. Обмундирование почти не поступало.

Так, в Щегловском уезде из 140 милиционеров 110 не имели шинелей, на 14 человек приходился один дождевик, на пятерых – одни сапоги, на двоих – один полушубок. Такое материальное положение было повсеместно. На зиму 1920-1921 годов вся милиция Томской губернии получила пятьдесят пар валенок, т.е. одна пара валенок на 53 человека (!).

Начальник Кемеровской горной милиции Брокар, докладывая в Томское губернское управление милиции, писал: «Жалко смотреть на милицию вверенного мне района. Обмундирование, полученное во время выступления против банд Олиферова, в настоящее время подлежит сдаче. Милиция исполнила приказ и теперь многие раздетые и разутые сидят в общежитии, а некоторые дома, ибо идти на службу совершенно не в чем».

Милиционеры по внешнему виду ничем не отличались от гражданских лиц. Поэтому, в соответствии с приказом губернского управления, все работники милиции до получения установленного обмундирования должны были носить на левом рукаве отличительные знаки из красной материи. На указанных отличительных знаках были надписи: начальник городской милиции - НГМ; начальники участков милиции – НМ 1; НМ 2 и т.д.; (цифра означала номер участка); уездные милиционеры – УМ; городские милиционеры – ГМ.

На первых порах отсутствие опыта милицейской работы сводило на нет все усилия милиционеров. Захлестывала волна преступности. Отрицательно сказывалось на деятельности милиции в первый период отсутствие конкретных документов, регламентирующих её взаимоотношения с различными организациями и ведомствами.

В эти годы милиция была перегружена выполнением не свойственных ей функций. Вместе с агентами Наркомфина милиция собирает налоги, оказывает содействие Наркомпроду, наблюдает за правилами торговли и регистрации торговых предприятий и патентов.

От милиции ежемесячно требуют отчеты по надзору за настроениями граждан. Много усилий уходит на борьбу с тайными винокурнями, конокрадством, дезертирством.

Одновременно партийное, советское и милицейское руководство борется с преступными проявлениями в самой милиции. Не простыми отношениями были между подразделениями милиции и органов ЧК на территории Кузбасса.

Дело в том, что работа этих органов во многом дублировалась и переплеталась, поэтому требовались определенные усилия со стороны руководителей этих ведомств, чтобы установить нормальные, деловые взаимоотношения, четко спланировать функции. К сожалению, это не всегда получалось и подчас зависело от личных позиций руководителей.

С начала 30-х годов территория Кузбасса начинает покрываться сетью исправительно-трудовых подразделений различного назначения. Общее направление развития системы ИТУ было положено принятым 11.07.1929 года постановлением СНК «Об использовании труда уголовно - заключенных». Согласно этому документу, создавались две параллельные структуры мест лишения свободы: в ведении ОГПУ СССР и в ведении республиканских НКВД.

Основу первой структуры составляли исправительно-трудовые лагеря, которые предписывалось создавать в отдельных малонаселенных районах.

С этой целью в сентябре 1929 года на территории Сибкрая в Новосибирске создается Сибирское управление лагерей особого назначения (СибУЛОН). Вскоре подразделения СибУЛОНа были организованы на территории Кузбасса – в Мариинском и Кузнецком районах.

Вторая структура в Кузбассе функционировала в рамках уже существующих ДомЗаков и колоний массовых работ системы ГУМЗ НКВД РСФСР.

На 01.05.30 года тюремно-лагерный комплекс в ведомстве Сибкрайисполкома включал в себя 17 ДомЗаков, 10 трудколоний, 1 Сибтруддом для несовершеннолетних с общим количеством заключенных 25121 человек.

В СибУЛОНе в это же время отбывали наказание 24300 человек.

К концу 1931 года СибУЛОН был ликвидирован, а его подразделения вошли в состав управления Сибирских исправительно-трудовых лагерей (Сиблаг) с дислокацией попеременно в Новосибирске и Мариинске.

С середины 20-х годов в городах и на промышленных объектах Кузбасса идет интенсивное создание пожарных подразделений и укрепление их материальной базы. В рамках Кузнецкого округа создается единая структура руководства пожарной безопасности.

В тридцатых годах происходят кардинальные перемены в структуре центральных органов внутренних дел. Административные отделы в исполкомах Советов были повсеместно упразднены. В этот период происходит переход от двойного подчинения органов внутренних дел к их централизации и ведомственной замкнутости.

В тридцатые годы органы внутренних дел СССР в полной мере проявили себя как орудие тоталитарного государства. История органов ОГПУ-НКВД Кузбасса тех лет непосредственно связана с так называемым «большим террором» - массовыми политическими репрессиями.

Пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы. В этот период в Кузбассе было арестовано 3324 человека. Внесудебные репрессии 30-х годов сочетались с жестким уголовным законодательством и, как следствие, произошел рост заключенных лиц в лагерях и колониях.

В политические репрессии были втянуты и сотрудники милиции. В мемуарах М. Шрейдера, бывшего начальника управления милиции Новосибирской области, указывается, что к осени 1937 года весь личный состав милиции был мобилизован на аресты «врагов народа». Репрессии не обошли стороной и сами органы НКВД. В числе арестованных оказались сотрудники НКВД и руководители горрайотделов Сталинска, Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Мариинска.

Фактически силами милиции на территории Кузбасса проводились специальные мероприятия по выселению кулачества в необжитые районы.

Так, 16.02.1930 года Томский окрисполком определил на выселение в Нарым очередную норму в 1222 хозяйства, в том числе по районам Кузбасса: Анжеро-Судженский-70, Верх-Чебулинский-100, Ижморский-55, Мариинский-120, Тайгинский-37, Юргинский-55 хозяйств и т.д. Подобная разнарядка была принята на 725 хозяйств по Кузнецкому округу.

Уже к декабрю 1932 года в 127 поселках на территории Кузбасса под надзором комендатур Сиблага проживали 97 тысяч переселенцев – мужчин, женщин и детей.

В апреле 1938 года для выполнения особого правительственного задания на территории Кузбасса в районе Горной Шории на базе 9-го Ахпунского лагерного отделения Сиблага был открыт Горно-Шорский ИТЛ. Целью открытия ИТЛ было обеспечение трудовыми ресурсами сооружения Горно-Шорской железной дороги для соединения Кузнецкого металлургического комбината с месторождениями железной руды в Горной Шории.

Подготовка страны к обороне от внутренних и внешних врагов обусловила необходимость наделения органов НКВД новыми функциями. В милицейских структурах появились подразделения: автомобильной инспекции (ГАИ), отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), транспортная милиция.

По Закону «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939 года в городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы (ВУС).

С октября 1940 года в горрайонах милиции были введены должности инспекторов по местной противовоздушной обороне (МПВО). Накануне Великой Отечественной войны в органах внутренних дел Кузбасса проводилась серьезная работа по повышению боевой готовности подразделений милиции, пожарных частей и ИТУ. Не было подразделений, где бы не поводилась оборонно-спортивная и массово-политическая работа.

С первых дней войны вся жизнь страны была подчинена делу вооруженной защиты, превращения страны в единый боевой лагерь. Свой вклад в решение этой задачи внесли и сотрудники внутренних дел Кузбасса. Здесь проявились мобилизационные способности советской административно- партийной системы управления.

20.07.1941 года состоялось объединение НКГБ и НКВД в единый народный комиссариат внутренних дел СССР. Это позволило сконцентрировать усилия всех правоохранительных органов, укрепить охрану общественного порядка и государственной безопасности страны.

С началом войны кадровая ситуация в милиции и других подразделениях органов внутренних дел ухудшилась. Лучшие сотрудники ушли добровольцами на фронт. Только к концу 1941 года на фронт из подразделений органов внутренних дел Кузбасса было отправлено 392 сотрудника. Всего ушло в действующую армию за годы войны 763 сотрудника органов внутренних дел.

Находясь в глубоком тылу, кузбасские города в годы войны приняли десятки эвакуированных промышленных предприятий, разного рода учреждений из европейской части страны. Вместе с предприятиями прибывали люди.

К осени 1942 года в Кемерово приехали 20500 эвакуированных, Сталинск – 19500, Осинники – 21800 человек и т.д.

Неустроенность людей, нехватка продовольствия заметно обострили криминогенную обстановку в Кузбассе. В городах широкий размах приняли кражи, спекуляция. Обязанности горрайотделов НКВД и милиции значительно расширились. Приходилось бороться с дезертирством, мародерством, паникерами. К ранее существовавшим обязанностям по борьбе с уголовной преступностью, хищениями добавились новые: розыск людей, потерявшихся в годы войны; устройство детей, оставшихся без родителей.

Были восстановлены отделы по борьбе с бандитизмом (ОББ), поскольку вновь возникли вооруженные уголовные банды, борьба с которыми длилась до середины 50-х годов.

В связи с образованием 26.01.1943 года Кемеровской области приказом НКВД СССР от 28.01.1943 года было образовано УНКВД по Кемеровской области. Первым начальником вновь созданного УНКВД стал капитан госбезопасности И.М. Кирюшин.

В составе УНКВД было создано областное управление рабоче-крестьянской милиции, начальником этого управления был назначен майор милиции И.В. Титов. Отделы и отделения милиции в городах и районах Кемеровской области перешли в ведение областного управления милиции (УМ).

Вскоре при управлении НКВД были созданы отделы: исправительно-трудовых колоний (ОИТК), возглавляемый подполковником Суржаниновым, и тюремный отдел, возглавляемый капитаном Г.Б. Будкиным. В это время исправительная система Кузбасса состояла из Сиблага, 10 лагерных пунктов, двух ИТК и четырех тюрем с общей численностью заключенных 44259 человек.

В годы войны и послевоенное время милиция области проводила активную и наступательную борьбу с преступностью, в профилактических целях постоянно устраивались широкомасштабные «чистки» городов и районов от грабителей, воров, хулиганов, спекулянтов и дезертиров.

За пять лет (с 1943 до 1948 г.г.) отделом по борьбе с бандитизмом было ликвидировано 170 банд численностью от пяти до десяти человек каждая.

В эти годы было начато строительство административных зданий для ОИТК и областного аппарата НКВД, а также благоустроенного жилья для сотрудников. Были построены здания поликлиники и детского сада.

Под особым контролем начальника УНКВД были вопросы трудового использования заключенных и военнопленных на предприятиях области. К примеру, в годы войны доля Сиблага в сельскохозяйственном производстве Кузбасса составляла 45 процентов.

После окончания войны руководителям областного Управления внутренних дел Кузбасса приходилось действовать в весьма сложных условиях. Для восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны требовались уголь, металл, продукция химических производств, лес, продовольствие, поэтому начальники УМВД значительную часть своего времени уделяют вопросам расширения и укрепления системы лагерей и колоний на территории области.

В эти годы в Кузбассе создаются исправительно-трудовые лагеря: Кузбассжилстрой, Кемеровожилстрой, Северо-Кузбасский и Южно-Кузбасский ИТЛ, Томь-Усинский, Камышовлаг и Араличевлаг. Повсеместно на крупных государственных промышленных объектах образуются лагерные участки, фактически исправительно-трудовые колонии (ИТК).

Кроме вышеперечисленных ИТЛ, в Кемеровской области в послевоенные годы была расположена сеть лагерей для военнопленных-иностранцев, а также для советских граждан, обвиненных в измене Родине. На территории Кузбасса проживали также десятки тысяч спецпоселенцев, ссыльнопоселенцев, ссыльных и высланных лиц.

Характерной записью в личных делах первых руководителей органов внутренних дел области того времени была запись о способности и умении организовать трудоиспользование заключенных и спецпоселенцев, а не спрос за работу милиции. Спрашивали за все: за уголь, лес, надои, и т.п., но только не за работу милиции по охране правопорядка и людей.

В этот период ситуация в милицейских подразделениях заметно ухудшилась, что объясняется рядом причин. Прежде всего, остаточным принципом финансирования и технического оснащения милиции. Вначале армия, госбезопасность и т.д., а затем, что останется - милиции.

Только к началу 1956 года стали приниматься решительные меры по укреплению милиции, усилению её роли в системе МВД. Улучшается профессиональная подготовка личного состава, открываются учебные пункты, в том числе и в Кемерово, укрепляется опытными кадрами уголовный розыск.

Одновременно Кузбасс остается по-прежнему «всесоюзной тюрьмой» и местом ссылки. Продолжают функционировать два лагеря: «Севкузбасслаг» - более 18 тысяч заключенных и «Южкузбасслаг» - 24 тысячи заключенных; управление мест заключения в городах и районных центрах – 12,7 тысячи заключенных.

На учете в спецкомендатурах состояло 73111 спецпоселенцев и ссыльных. Кроме этого, после знаменитой мартовской 1953 года амнистии в нашу область прибыли более 17 тысяч освободившихся из мест лишения свободы лиц, часть которых вновь встала на преступный путь.

Последующие десятилетия советского периода деятельность органов внутренних дел области характеризуется гораздо большей организационной стабильностью. В работу областного аппарата и горрайорганов интенсивно внедряются новые формы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

В 1965 году закрывается Северо-Кузбасское ИТЛ. Две крупные сельскохозяйственные ИТК в Чебулинском районе были преобразованы в колонии-поселения с наиболее щадящим режимом отбывания наказания. В Мариинске и Ленинске-Кузнецком были открыты воспитательно-трудовые колонии (ВТК), чтобы несовершеннолетние преступники отбывали наказание на территории своей области.

Для лечения алкоголиков были открыты лечебно-трудовые профилактории в Новокузнецке и Междуреченске.

Во многих городах и районных центрах Кемеровской области создаются специальные комендатуры по учету и надзору за условно осужденными лицами к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду, а также за условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.

С середины 60-х годов значительно расширяется взаимодействие органов внутренних дел с общественностью.

В 1964 году только в городах и промышленных районах области участие в охране общественного порядка принимают 155 тысяч дружинников, на предприятиях и организациях работают более 3 тысяч товарищеских судов.

В 1975 году в области было создано более 1200 опорных пунктов правопорядка и советов профилактики. Органы внутренних дел Кузбасса к концу 70-х годов становятся своеобразной кузницей кадров для системы МВД страны. Воспитанники кузбасской милиции и ИТУ становятся руководителями областных, республиканских органов внутренних дел, структурных подразделений центрального аппарата МВД СССР.

В марте 1979 года на территории области приказом МВД СССР было организовано Кузбасское УВД на транспорте, начальником которого был назначен полковник милиции В.В. Новиков.

С 1976 года до 1989 годы на территории Кемеровской области ежегодно происходит рост зарегистрированных преступлений, в том числе по линии уголовного розыска.

В целом по области, как и по всей стране, чувствовалось напряжение – предвестник значительных преобразований в обществе и роста преступности.

В 1989 году шахтерские выступления всколыхнули всю страну, а прошедшие за ними в начале девяностых годов преобразования политического, социального и экономического характера вызвали рост количества краж, грабежей, угонов автомототранспорта.

В динамике и структуре преступности наметилась тенденция роста тяжких преступление: убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, появилась организованная преступность, квалифицированные вымогательства, заказные убийства. Возросло количество преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия. Широкое распространение получила наркомания.

В конце 80-х годов резко обостряется оперативная обстановка в исправительно-трудовых учреждениях области. В ряде ИТК и СИЗО имели место массовые беспорядки и захваты заложников.

Милиция Кузбасса на протяжении 1991-1995 годов перестраивала свои подразделения, чтобы сдержать уголовную преступность, не дать ей сомкнуться с коррумпированными чиновниками и политиками. В этой связи первоначально в составе уголовного розыска выделялись штатные единицы для борьбы с организованной преступностью, затем возникли, так называемые «шестые отделы», а 19.05.1993 года МВД РФ издает приказ № 245, в соответствии с которым в УВД Кемеровской области было создано Управление по борьбе с организованной преступностью. В состав управления вошел специальный отряд быстрого реагирования (СОБР).

При областном УВД, а также при УВД Новокузнецка и Прокопьевска были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН).

Однако принимаемые меры не могли переломить неблагоприятную тенденцию в борьбе с преступностью. В 1993 году по линии уголовного розыска в области было совершено 46200 преступлений, в том числе убийств – 1205. Серьезно обострилась ситуация и в местах лишении я свободы.

Симптомы неблагополучия и негативные тенденции все чаще стали проявляться и в самих органах внутренних дел. Недостаточное материально-техническое обеспечение, рост нагрузок повлекли за собой отток профессионалов. Ущерб авторитету милиции нанесли нарушения законности и дисциплины со стороны самих сотрудников. В 1991 году за различные преступления, совершенные работниками ОВД области было осуждено 30 человек, в 1992 году – 23 человека, в 1993 году – 21 человек.

В апреле 1994 года в УВД Кемеровской области было создано специальное подразделение для борьбы с нарушителями служебной дисциплины и законности среди самих сотрудников органов внутренних дел. Одновременно улучшились взаимоотношения органов МВД области с другими государственными и общественными структурами, средствами массовой информации. Принятые меры позволили несколько стабилизировать криминогенную обстановку в Кузбассе.

В 1998 году из системы МВД в Минюст были переданы подразделения ИТУ. В феврале 1999 года УВД Кузбасса было преобразовано в Главное управление внутренних дел Кемеровской области. В этом же году при ГУВД Кемеровской области было создано Главное следственное управление, подразделения следствия в России были выделены в системе органов МВД РФ структурно с введением новой формы одежды и знаков отличия).

С 01.01.2002 года по указу Президента РФ Государственная противопожарная служба МВД была включена в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

 

Заключение

Память о прошлом и взгляд в будущее – это понятия, несмотря на кажущуюся полярность, крепко связаны между собой. Одно проверяется другим, и живой ток времен проходит чрез настоящее, через наши умы и души.

Обращаясь к истории, мы обращаемся к своим истокам, извлекая уроки из побед и поражений, чтобы находить верные пути движения вперед.

Героические усилия геологов и пришедших вслед за ними на Сибирские просторы строителей, дали первые результаты в сроки, которые способны изумить сегодняшних специалистов.

Сибирь с давних времен приобрела облик края России, места тюрем, лагерей и ссылки. Традиция ссылки в Сибирь разного рода криминального люда со времен царской России, укрепилась в годы Советской власти. Период сталинизма внес свою лепту в укрепление понятия Сибирского региона как места для спецпоселенцев, уголовного элемента, репрессированных, недовольных существующей властью и т.п. Огромное число указанных лиц, скопившихся в Сибири, их агрессивный настрой, образ жизни и мыслей не могли не влиять на мировоззрение местных жителей и их жизненный уклад.

Опыт, навыки, вера в справедливость и законность, организация заслона населения Сибири от вредного, отрицательного влияния уголовного мира стали основой, в деятельности создаваемых в регионе правоохранительных органов.

Надо отметить, что источниковедческая база для изучения истории создания и деятельности правоохранительных органов на территории Сибири является достаточно ограниченной, что объясняется в ряде случаев секретностью таких материалов, неоднократной ведомственной фильтрацией, уничтожением подлинных источников с различными целями, а иногда и банальной небрежностью при хранении документации, отражающей работу правоохранительных органов.

Полностью отсутствуют исторически значимые документы, касающиеся работы органов внутренних дел, в архиве УВД Томской области, очень мало сохранилось их в архиве УВД Новосибирской области, куда входила Кемеровская область до 1943 года. И только частично сохранившиеся материалы в Государственном архиве Российской Федерации, архивах МВД России, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, которые позволяют в какой-то мере составить представление о многогранной работе органов внутренних дел и правоохранительных органов Сибири в целом.

От фактов истории нельзя уйти, как нельзя приукрашивать и забывать прошлого своей страны. Страшные страницы истории глубоко потрясают и вызывают сострадание у современников к невинно пострадавшим. В этой ситуации особенно важно знать о деятельности правоохранительных органов, призванных соблюдать, охранять, обеспечивать правопорядок и законность на подведомственной им территории и стране в целом.

Такие знания необходимы для того, чтобы впредь не связывать с правоохранительными органами всё самое негативное, что происходит в Российском государстве. Чем больше глубже объем знаний о буднях и многотрудной работе, о борьбе за Закон, тем меньше в сторону сотрудников правоохранительных органов будут направлены необоснованные претензии народа.

В нашей стране деятельность правоохранительных органов долгие годы находилась под неусыпным контролем партии. Это обстоятельство ограничивало, а порой мешало самостоятельно принимать решения и уж тем более противодействовать тоталитарному режиму. Между тем, даже в таких условиях сотрудники правоохранительных органов оставались честными и порядочными людьми, которые верой и правдой служили Закону и своему делу.

История показывает, что государство не может существовать без правоохранительных органов. Быть на страже Закона, стоять на острие волнующих общество проблем – это роль и место правоохранительных органов в государстве. Защита Закона и Справедливости – это высокое искусство и нелегкий, а подчас и неблагодарный труд, но чем добросовестнее он выполнен, тем крепче Держава.

Автор надеется, что настоящее издание может быть полезным для преподавателей и студентов юридических учебных заведений, сотрудников юстиции, судов, прокуратур, адвокатских формирований, милиции и всех интересующихся вопросами образования, развития, становления и деятельности правоохранительных органов.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- 25 декабря.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 25.- Ст. 2954

3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Госдумой 22.11.2001 г.

4.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - М, «Омега - Л»; 2006

5.Таможенный кодекс Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1993.- N2 31.- Ст. 1224.

6.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законо­дательства Российской Федерации,- 1997.- № 2.- Ст. 198.

7.О банках и банковской деятельности. Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990.- № 27.- Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№ 6.- Ст. 492.

8.О статусе судей в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г. № 91-ФЗ) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совете Российской Федерации.- 1992.- № 30.- Ст. 1792; Собрание законодательства Россий­ской Федерации.- 1995.- № 26.- Ст. 2399.

9.О милиции. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. Законов РФ от 18 февраля 1993 г. № 4510-1, от 1 июля 1993 г. № 5304-1, Федерального закона on 15 июня 1996 г. № 73-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР i. Верховного Совета РСФСР.- 1991.- № 16.- Ст. 503; Ведомости Российской Федерации.- 1996.- № 25.- Ст. 2964.

10. О средствах массовой информации. Закон Российской Федерации от 27 декабря

11. 1991 г. № 2124-1 (в ред. федеральных законов от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ, от 6 июня 1995 г. ЛЬ 87-ФЗ, 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ, 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. № 30-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов в Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1992.- № 7.- Ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- № 3.- Cm 169; 1995.- Ns 24.- Ст. 2256; 1995.- № 30.- Ст. 2870; 1996.-№1.- Ст. 4; 1998.- № 10.- Ст. 1143.

12. О прокуратуре Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. федеральных законов от 17 ноября 1995 г. Ns 168-ФЗ; от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- № 47.- Ст. 4472; 1999.- № 7.- Ст. 878.

13. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости Съезде народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера­ции.- 1992.- № 17.- Ст. 888.

14. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. Л? 3185-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992.-№33.- Ст.ст. 1913, 1914.

15. О нотариате. Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,- 1993.- № 10.- Ст. 357.

16. О Федеральных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...