Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование, становление и развитие органов внутренних дел в России




В дореволюционной России органы внутренних дел с их полицейской функцией сложились как самостоятельный институт в начале 18 века. До создания регулярной полиции эти функции выполняли различные государственные органы в центре и на местах. С течением времени в городах полицейские функции органов власти все больше расширялись.

С XVIII века началась организация регулярных полицейских формирований, которые первоначально образовались в Москве и Санкт-Петербурге. На местах полицейские функции выполняли воеводы. На них возлагалось выявление, преследование и поимка «лихих людей», а также оказание помощи лицам, в отношении которых были совершены преступления.

Создание регулярной полиции в России началось с учреждения в Петербурге должности генерал-полицмейстера. Указом от 28 мая 1718 года на него был возложен довольно широкий круг обязанностей. В дополнение к Указу прилагалась Инструкция, конкретизировавшая его обязанности.

Об учреждении регулярной полиции в стране было объявлено 16.01.1721 года «Регламентом, или Уставом Главного Магистрата», которым предусматривалось «добрую полицию учредить».

Устанавливая функции полиции, правительство разводило администрацию и полицию, рассматривая последнюю, как составную часть первой. Однако задачи полиции трактовались столь широко, что ими исчерпывалось почти всё правление, которое включало в себя суд, управление и благоустройство.

К сфере деятельности полиции относились не только охрана общественного порядка, но также наблюдение за устройством и чистотой улиц, за выполнением строительных и противопожарных правил, и даже контроль над воспитанием детей.

В Регламенте 1721 года говорилось, что полиция «споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и приучает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых жителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, проверяет чистоту на улицах и в домах, запрещает излишества в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увеченных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках».[91, с.122]

Важной функцией полиции был также контроль над перемещением подданных по стране, для чего стал вводиться паспортный режим.

Для осуществления этих обширных обязанностей определялись специальные служители: уличные надзиратели, офицеры, урядники, рядовые, караульщики, соцкие, пятидесятские и десятские. Для всех полицейских чинов вводилась присяга, которую давали «как письменно, таки словесно». В связи с малочисленностью штатного персонала полиции, к исполнению полицейских обязанностей активно привлекалось местное население.

В 1730-х годах началось укрепление полицейской системы. В 1733 году полицию «по единому плану» учредили в 23 наиболее крупных городах страны.

Ряд дополнений и изменений в организацию деятельности полиции вносили вновь принимаемые законодательные акты.

В 1746 году была учреждена новая «экспедиция» для розыска по делам воров и разбойников, которая занималась борьбой с уголовной преступностью как в столице, так и в уездах.

Специальные указы определяли правила поведения в общественных местах: запрещали кулачные бои, шум и драки в домах и т.д. Внесено было ограничение продажи спиртных напитков в кабаках. Размещение «питейных заведений» вблизи церквей, на главных улицах и т.п.

Указом от 7.08.1750 года «О поимке и приводе в Главную полицию непотребных жен и девок» в функции полиции был включен надзор за проституцией и притонами. В городах расширялась патрульная служба полицейских чинов, принимались меры к обеспечению порядка проезда, освещению и т.д.

Завершение создания регулярной полиции в России произошло в период царствования Екатерины II.

Организационная структура и функции регулярной полиции были законодательно закреплены в «Учреждении для управления губерний Всероссийской Империи» от 07.11.1775 года и «Уставе благочиния или полицейском» от 08.04.1782 года, которыми образовывалась определенная система городской и сельской полиции.

Важной полицейской функцией был надзор за народными массами и общественным мнением в стране. Запрещалась подача коллективных жалоб и прошений, сбор народа ударами колокола (кроме стихийных бедствий), а при собраниях на ярмарках и базарах предписывалось обязательное присутствие полиции. Особое внимание придавалось контролю над созданием различного рода корпоративным объединениям – «обществ, братств и иных подобных собраний». Согласно Уставу благочиния 1782 года, полиции предписывалось следить за тем, чтобы не было объединения, которое «общему делу вред, ущерб, или убыток наносит», а при его создании следовало запрещение и отдача виновных под суд.

На полицию также возлагались задачи по обеспечению городов и столиц продовольствием, проведению борьбы с эпидемиями, обеспечение медицинской помощью, огородничеством и т.д.

Важные преобразования в организации полиции происходили в начале XIX века в связи с переходом коллегиальной системы управления к единоличному управлению.

08.09.1802 года в России было образовано восемь министерств. Управление полицейскими органами вошло в компетенцию Министерства внутренних дел. Руководство полицией сосредоточилось во второй экспедиции министерства – экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская полиция, второму – городская.

Кроме управления полицией, в Министерстве внутренних дел сосредотачивалось большое количество функций. На экспедиции министерства возлагались: сбор сведений по губерниям обо всех происшествиях, предотвращение «ложных слухов, писем, ересей», наблюдение за «неповиновением крестьян законной власти», руководство государственным хозяйством, «заведование делами народного продовольствия и соляной части», общественное призрение.

В 1806 году Министерство внутренних дел претерпевает некоторую реорганизацию. Из его ведения исключаются функции по руководству государственным хозяйством, одновременно в состав министерства включается Почтовый департамент. Внутри отделений министерства были образованы новые подразделения – столы, под руководством столоначальников.

В связи с реформой органов верховного и центрального управления в 1810-1811 годах реорганизуется и центральный аппарат управления полиции.

25.07.1810 года Высочайшим Манифестом «О разделе государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению подлежащих» в особую категорию государственных дел выделялось «устройство внутренней безопасности или государственная полиция».

25.06.1811 года специальным Указом было создано Министерство Полиции, которое просуществовало до 1819 года. К его компетенции относилось исполнение посредством полиции «внутренних мер управления». В состав Министерства Полиции входила особенная канцелярия, занимавшаяся производством секретных и особо важных дел, превратившаяся вскоре в орган политической полиции.

Секретная часть особенной канцелярии контролировала размещение высланных из столицы лиц, организовывала слежку за всеми лицами, обратившими на себя внимание правительства. Занималась она и делами о «злоупотреблениях чиновников полиции».

В компетенцию Министерства полиции входило также право надзора за «окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам». Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, становясь над ним, контролируя его деятельность.

Значение министра полиции было очень велико. Помимо того, что он пользовался особым доверием царя, министр полиции был одновременно и главнокомандующим, и военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

В 1819 году после упразднения Министерства Полиции общее руководство полицией опять перешло в ведение Министерства внутренних дел, а именно в Департамент полиции под руководством директора. В составе Департамента полиции была образована своего рода инспекторская служба: Отделение для обозрения присутственных мест министерства внутренних дел. В то же время были увеличены штаты министерства и проведена структурная реорганизация.

В области полицейской деятельности начало XIX века характеризуется появлением двух тенденций: с одной стороны, дальнейшая централизация полицейской власти; с другой, сужение круга задач, относящихся к полицейским функциям государства, посредством выделения специальных государственных органов и специализации деятельности полиции.

В 1811 году создается корпус жандармов внутренней стражи, а в 1815 году учреждается военная жандармерия.

В 1826 году создается III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, ведавшее политическими делами. В этот период реорганизуется и земская полиция. На нее возлагаются, помимо обычных полицейских обязанностей, и судебные дела (предварительное следствие, судебные взыскания), дела по административным проступкам, жалобы на постановления мирских обществ.

Городская полиция условно разделяется на столичную и полицию губернских и уездных городов. В губернских городах начальником полиции являлся полицмейстер. В уездных городах вместо полицмейстера действовал городничий. Исполнительная полиция в провинциальных городах осуществляла следствие и судопроизводство.

К середине XIX века явно проявляется потребность в реформировании органов полиции. Широчайшая компетенции полиции, зачастую охватывавшая чуть ли не всю административную деятельность государства, отсутствие разделения полицейских и судебных функций вели к снижению эффективности деятельности полиции.

25.12.1862 года были учреждены новые Временные правила об общем устройстве полиции в городах и уездах. Одновременно городская и земская полиции соединились в одно Уездное полицейское управление.

Земская реформа 1864 года освободила земскую полицию от хозяйственно-распорядительных дел. С этого же времени создается Земская стража и конно-полицейские команды, которые комплектовались из низших военных чинов. Земская стража стала рассматриваться как орган уездной полиции.

Во второй половине XIX века наблюдается тенденция к сужению компетенции полиции.

В 1860 году были Высочайше утверждены постановления об отделении следственной части от полиции, об учреждении института судебных следователей и наказ чинам полиции о производстве дознаний по происшествиям, заключающим в себе признаки преступления.

В соответствии с Судебными уставами 1864 года из ведения полиции окончательно изымалась судебная деятельность.

В связи с принятием Городового положения 1870 года, городская полиция была освобождена от ряда административных обязанностей. Кроме того, благодаря городской реформе полиция получила дополнительный источник финансирования в виде отчислений от городского общественного самоуправления.

В 1903 году с полиции была снята обременительная обязанность взыскания окладных сборов с крестьянского населения, которая теперь возлагалась на земских начальников и податных инспекторов. Несмотря на все проведенные меры, компетенция полиции оставалась достаточно широкой и в значительной мере неопределенной.

Вторая половина XIX века стала новым этапом развития центрального аппарата МВД в России. 06.08.1880 года было упразднено III отделение императорской канцелярии и его функции были переданы в Департамент исполнительной полиции МВД, который был переименован в Департамент государственной полиции. В это же время из структуры МВД был выведен Почтовый департамент.

После реорганизации в 1880 году Министерство внутренних дел заняло главенствующее место в государственном механизме, а министр внутренних дел стал фактически первым министром Империи, обладая уникальной по объему компетенцией. В его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

Этому способствовало и принятие 14.08.1881 года Положения «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», действовавшего вплоть до 1917 года. Указанный документ давал право министру внутренних дел объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что существенно расширяло права полиции в этой местности.

Некоторой реорганизации МВД подверглось в начале XX века, когда правительство приняло меры по расширению штатов провинциальной полиции и качественному улучшению её штатного состава.

Законом от 06.07.1908 года в составе полицейских управлений были образованы сыскные отделения для производства розыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах. В целях усиления полицейского надзора в рабочих районах были введены должности полицейских надзирателей. Однако основные функции и структура МВД оставались неизменными до февральской революции 1917 года.

Массовые антиправительственные выступления в феврале 1917 года сопровождались разгромом полицейских учреждений и практической ликвидацией полиции. В этой связи стали создаваться новые органы общественного порядка и борьбы с преступностью.

26.02.1917 года на заседании Городской Думы Петрограда было принято решение о создании столичной милиции. Формировалась она из добровольцев, а руководство было выборным.

01.03.1917 года по примеру столичных городов отделы милиции стали возникать и в провинции. В связи с этим, 03.03.1917 года Временное Правительство заявило о «замене полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненном органам местного самоуправления».

06.03.1917 года был ликвидирован Отдельный корпус жандармов, а 10 марта 1917 года был упразднен Департамент полиции МВД, вместо которого было создано «Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан». Временное управление руководило органами местной милиции, занимаясь в основном подготовкой организационно-правовой базы для регламентации деятельности.

17.04.1917 года Временное правительство издало Постановление «Об учреждении милиции», в котором милиция объявлялась исполнительным органом государственной власти на местах. Подчинялась милиция земским и городским общественным управлениям. Параллельно, по инициативе Советов, создавалась рабочая милиция.

Однако все усилия создать действенную систему органов обеспечения общественной безопасности оказались безуспешными. Милиция была плохо подготовлена, часто не укомплектована кадрами, скудно финансировалась. Именно на таком уровне милиция оказалась к октябрю 1917 года.

После Октябрьской революции был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), который сразу принял решение об образовании новой милиции. В соответствии с этим решением старые милицейские структуры не расформировывались, а лишь реорганизовывались.

Местным советам предписывалось взять в свое ведение рабочую милицию и совместно с военными властями содействовать её вооружению и оснащению необходимой техникой.

Аппарат милиции Временного правительства также не был расформирован, менялся лишь её руководящий состав. Сами милицейские органы включались в состав новой милиции в случае, если на общих собраниях милиционеров они принимали решения о признании Советской власти. Милицейский аппарат ликвидировался только в случае непризнания нового строя.

Этот период характеризуется достаточно осторожными мерами по организации милиции. Делалась попытка вводить «всеобщую охранную повинность», т.е. строить милицию на общественных началах. В то же время к охране порядка в городах привлекались силы Красной гвардии, которые подменяли собой милицейские органы.

Организация милиции на профессиональной основе начинается в 1918 году. В октябре была принята Инструкция по организации рабоче-крестьянской милиции, в соответствии с которой органы милиции создавались и действовали как органы исполнительной власти на местах и находились в двойном подчинении – губернских исполкомов и Наркомата внутренних дел. Принцип комплектования милиции был добровольный.

Следующим шагом в развитии организации милиции был Декрет СНК от 03.04.1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно указанному Декрету, финансирование милиции становилось государственным. В милиции вводились обязательное обучение воинскому искусству и военная дисциплина. Допускалось использование милиции в военных действиях совместно с Красной Армией.

Основные задачи милиции в этот период сводились к уголовному розыску и проведению мероприятий Советской власти (борьба со спекуляцией, проведение продразверстки, всеобщей трудовой повинности и т.д.).

Окончательная структура и порядок деятельности милиции периода гражданской войны были закреплены Декретом ВЦИК и СНК от 10.11.1920 года. Милиция делилась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Управление милицией осуществляло Главное управление милиции Наркомата внутренних дел (ГУМ НКВД), а также губернские исполкомы.

В 1919-1923 годы интенсивно протекал процесс сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью.

В 1922 году было утверждено «Положение об НКВД», которым был определены задачи, стоящие перед Наркоматом. Круг указанных задач был достаточно широк и включал в себя: наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК; наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами; руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.

Для выполнения этих задач в НКВД были образован ряд специальных управлений, в том числе и Главное управление милиции.

Милиция, в свою очередь, осуществляла следующие задачи: охрана общественного порядка; пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений; производство дознания по уголовным делам; охрана гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения.

Укомплектование милиции проводилось путем добровольного найма. На службу принимались лица, достигшие 21 года, грамотные, пользующиеся избирательным правом и годные по состоянию здоровья. Серьезные изменения в системе органов внутренних дел произошли в 1930-х годах. Все большая централизация власти в руках партии (ВКПб) сопровождалась возрастанием роли репрессивных органов.

В этих условиях на первый план выходит созданное в 1922 году Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), в ведение которого было решено передать органы внутренних дел. Против деятельности НКВД разворачивается широкая кампания, которая заканчивается ликвидацией НКВД в декабре 1930 года.

После ликвидации НКВД, выполнявшиеся им задачи, были распределены между различными ведомствами. Исправительно-трудовые лагеря были переданы в распоряжение ОГПУ, а общие места заключения (тюрьмы, колонии) стали подчиняться Наркомату юстиции. Руководство милицией и уголовным розыском возлагалось на создаваемые при СНК республик управления милиции и уголовного розыска.

В это же время ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», которое было легализовано в 1931 году в связи с созданием в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции и уголовному розыску. Таким образом, в 1930-х годах была обеспечена строгая централизация руководства милицией, ослабление её связи с органами власти различного уровня.

23.05.1931 года СНК СССР утвердил первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции (действовало до 1962 года), установившее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными органами являлись районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.

В 1932 году милиция включается в систему органов государственной безопасности, а в 1934 году создается Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР, составной частью которого становится Главное Управление Милиции (ГУМ). На НКВД СССР возлагается: обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; охрана общественной собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана. Для решения этих задач в составе НКВД были созданы специальные управления и отделы.

Деятельность милиции в этот период развивалась по двум направлениям: создание новых специализированных подразделений в системе органов милиции и упрочение связей органов милиции с общественностью, населением. В 1936 году было принято Положение об образовании в Главном управлении милиции НКВД СССР Госавтоинспекции.

В 1937 году создается специальный отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – ОБХСС. В этот же период в органах милиции образуются политические отделы, на которые возлагаются обязанности по укреплению морально-политического состояния личного состава органов милиции, укреплению дисциплины и организация взаимодействия органов милиции с населением.

С началом Великой Отечественной войны в составе НКВД был создан отдел по борьбе с бандитизмом. В это же время из юрисдикции Наркомата внутренних дел выводятся органы государственной безопасности, ставшие самостоятельной структурой – Наркоматом государственной безопасности СССР.

В марте 1946 года НКВД СССР был преобразован в Министерство внутренних дел СССР, а наркоматы республик – в министерства. В таком виде МВД СССР просуществовало до 1960 года, когда Указом Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР оно было упразднено, а функции переданы министерствам внутренних дел республик.

В 1962 году Министерства внутренних дел республик были переименованы в Министерства охраны общественного порядка – МООП. Восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел было осуществлено в 1966 году, когда в соответствии с Указом ПВС СССР было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 года МООП СССР было переименовано в МВД СССР.

В составе союзного министерства были созданы структурные подразделения, охватывающие основные направления деятельности органов внутренних дел: Главное управление милиции (ГУМ), Главное управление мест заключения (ГУМЗ), Следственное управление (СУ), Главное управление внутренних войск (ГУВВ), Главное управление пожарной охраны (ГУПО) и другие. В последующем МВД СССР подвергалось некоторым реорганизациям, связанным с внутренними изменениями центрального аппарата. В 1991 году в связи с распадом СССР союзное Министерство было упразднено.

Министерство внутренних дел РФ было образовано в 1991 году путем реорганизации созданного в 1989 году МВД РСФСР. В 1990-е годы практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата МВД России и его органы на местах.

Последнее серьезное структурное изменение было внесено в 1997 году в связи с подчинением пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы Министерству юстиции. МВД РФ стало подчиняться Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ. МВД РФ возглавляет централизованную систему органов, структура которой формируется по двум направлениям: органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...