Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций




Современная ситуация в культуре достаточно противоречива, что характерно для любой переходной эпохи. Р азрушение советского общественного-политического уклада сопровождалось сменой:

- государственного способа планирования - рыночным, частным,

- коллективного способа производства – индивидуальным,

- государственной системы образования – негосударственной,

- приоритетного финансирования культуры (в 50-е годы на образование тратилось 10 % национального дохода) – финансированием по остаточному принципу (в 90-е годы – менее 1 %),

- распад Советского Союза привел к распадению многонациональной культуры и культурной изоляции, когда за пределами границ России оказалось 25 млн. русских,

Оценки этого периода различны. Одни ученые и общественные деятели говорят о кризисном состоянии культуры, о чем свидетельствует:

- усиление нестабильности,

- криминализация общественных отношений,

- маргинализация большой части населения, его стратификация,

- утрата общности культурной ориентации,

- понижение «психического уровня народа»,

- активизация различных форм отчуждения, формирование духовных элит, сознательно противопоставляющих себя массам,

- дискредитация традиционной системы ценностей,

- обострение глобальных проблем,

- монополия массовой культуры в области воздействия на массовое сознание, осуществляющаяся параллельно с разрушением высокой элитарной культуры,

- обострение демографической ситуации в стране, резкое падение рождаемости и отрицательный прирост населения;

мифологизация и сакрализация сознания, где наряду с возвращенными православными ценностями наблюдается расцвет магии, ранних форм религии и их разновидностей в виде уфологии, сайентологии и т.п.;

- раскол общества изнутри и появление класса буржуазии (не так давно называемых «новыми русскими») и обслуживающей его маргинально-люмпенизированной прослойки.

Оценки других ученых и политических деятелей оптимистичны, авторы отмечают позитивные изменения, которые произошли в области культуры в последнее десятилетие:

- в пласт реально функционирующих произведений возвращены ценности и имена, ранее преданные забвению – И.Бабеля, М.Булгакова, А.Платонова, А.Бека, А.Рыбакова, Е.Замятина и многих других;

- социальная практика и наука фиксируют раскрепощение сознания народа, что проявляется в расширении сферы художественного творчества и открытии новых театров, студий, ассоциаций ученых и исследователей;

- возвращается историческая память народа и восстанавливается в законных правах религиозная культура страны;

- исчезает чувство культурной изоляции, Россия на равных входит в мировое сообщество.

Известный исследователь культуры А.И. Шендрик отмечает такие позитивные изменения в жизни российского общества[5]:

- творческая деятельность, освободившаяся от диктата идеологических отделов и комиссий, стала более свободной, деятели мира искусства и ученые имеют возможность выбирать принадлежность к школе, направлению, стилю, появились частные киностудии, галереи, издательства,

- значительно увеличилось число студентов, обучающихся в вузах,

- возросло число театральных коллективов, в том числе, альтернативного направления («Театр Луны», театр Романа Виктюка, «Театр современной пьесы», кабаре «Летучая мышь», театр под управлением А. Калягина, театр под управлением А. Джигарханяна),

- появились новые художественные коллективы («Имперский балет», балет под управлением В. Якобсона, Московский камерный оркестр под управлением В. Спивакова),

- открылись вновь и находятся в процессе реставрации многие музеи, библиотеки, музыкальные театры и концертные залы – Международный Дом музыки в Москве, музей Глазунова, Третьяковская галерея, Российская Государственная библиотека, Большой театр в Москве и Мариинский театр в Санкт-Петербурге, «Геликон-опера», «Новая опера», храм Христа Спасителя, комплекс зданий Оптиной пустыни, Кирило-Белозерского, Валаамского, Соловецкого, Борисоглебского монастырей,

- увеличилось число творческих коллективов, приезжающих на гастроли в Россию (Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье), а также количество художественных галерей, музеев,

- более активной становится жизнь провинциальных городов, где чаще проходят выставки, премьеры спектаклей, художественных фильмов, фотографов, скульпторов, модельеров,

- ежегодно проводятся музыкальные фестивали: Пасхальный музыкальный фестиваль в Москве, «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Появились и успешно развиваются кинофорумы: «Кинотавр», «Киношок», «Золотой Витязь», недавно получил статус международного Сочинский кинофестиваль.

Все сказанное позволяет заключить, что социокультурная ситуация в современной России достаточно сложна. Это определяется особенностями переходного периода, когда Россия завершила первоначальный разрушительный этап и вступает в стадию становления правового государства и гражданского общества. Однако можно констатировать, что в условиях перехода экономики в русло новых экономических отношений и возвращения демократических свобод на путь самообновления встает и культура.

Оглавление

Раздел I. Теория культуры Тема I. Культурология как наука. …………..……………………….......2 1.1. Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета...2 1.2. Место культурологии в системе гуманитарного знания…………3 Тема II. Сущность, структура и основные функции культуры………7 2.1. Культура: определение, культурологические концепции……….7 2.2. Структура и функции культуры……….…………………………12 2.3. Законы функционирования культуры…………………………..15 2.4. Связь культуры и цивилизации…………………………….……15 Тема III. Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения………………………………………………………16 3.1. Массовая культура как атрибут массового индустриального общества…………………………………………………………………….16 3.2. Элитарная культура: сущность, особенности………………….18 3.3. Масса и элита как социокультурные феномены……………….20 3.4. Основные особенности народной культуры…….. ……………24   Раздел II. История мировой культуры Тема IV. Культура первобытного общества……………....................25 4.1. Теории возникновения человека и культуры……………………25 4.2. Материальная и духовная культура первобытного общества……………………………………………………………………..27 4.3. Возникновение искусства и его развитие……………………….30 4.4. Основные формы общественного сознания в примитивных обществах. Мифология и ранние формы религии………………..............32 Тема V. Культура Древнего Востока…………………………………33 5.1. Особенности культуры Древнего Египта………………………..34 5.2. Культура народов Месопотамии………………………………….38 5.3. Специфика культуры Древней Индии……………………….40 5.4. Культура древнего Китая……………………………………..42 Тема VI. Античная культура……………..……………………………44 6.1. Крито-Микенская (Эгейская) культура…………………………45 6.2. Культура античной Греции: условия возникновения. Особенности религии и мифологии……………………………………….47 6.3. Основные периоды развития греческой культуры…………….48 6.4. Специфика культуры античного Рима…………………………54 Тема VII. Культура средневековой Европы…………………………57 7.1. Особенности и периодизация культуры Средневековья………57 7.2. Основные черты культуры Средневековья…………………......58 7.3. Культура франков………………….…………………………….61 7.4. Особенности городской культуры. Готический стиль………..63 7.5. Своеобразие византийской культуры…………….......................64 Тема VIII. Культура эпохи Возрождения.………….…………………67 8.1. Сущность, основные и идеи и принципы эпохи Возрождения…………………………………………………………………67 8.2. Средневековье и Возрождение: особенности мирововоззрения.69 8.3. Архитектура и живопись Высокого Возрождения……………….71 8.4. Культура эпохи барокко…………………………………………….73 Тема IX. Западноевропейская культура Нового времени…………..74 9.1. Классицизм как художественное направление эпохи абсолютизма………………………………………………………………….74 9.2. Торжество рационализма в эпоху Просвещения……………….76 9.3. Особенности культуры XIX века………………………………..78 9.4. Романтизм: социокультурный контекст формирования и художественная специфика……………………….80 9.5. Ведущие принципы и эстетические особенности реализма, импрессионизма и стиля «модерн» …………. …………………………..83 Тема X. Европейская культура XX века.…………………………….85 10.1. Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: гуманизм, сциентизм, европоцентризм………………………86 10.2. Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: кризис культуры, глобальные проблемы современности……87 10.3. Особенности художественной культуры XX века…………….89 10.4. Основные направления современного западного искусства…90 Тема XI. Культура в эпоху глобализации…………………………….93 11.1. Этапы глобализации……………………………………………..93 11.2. Позитивные и негативные аспекты глобализации…………….94 11.3. Глобализация: к проблеме определение………………………..96 11.4. Глобализация: социокультурные аспекты……………………..98 Тема XII. Особенности культуры постиндустриального и информационного общества………………………………………………101 12.1. Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная эпохи как стадии технологического развития……………….............................101 12.2. Специфика культуры постиндустриального общества………103 12.3. М. Маклюэн: концепция «глобальной деревни»……………..105 12.4. Концепции информационного общества……………………..107 Тема XIII. Современная культура как культура виртуальной реальности………………………………………………………………….110 13.1. «Виртуальность» как бытие в возможности: к истории термина……………………………………………………………………..110 13.2. Особенности компьютерной виртуальной реальности………111 13.3. Компьютерная виртуальная реальность как реальность потребления…………………………………………………………………113 13.4. Особенности теле-виртуальной реальности………………….114 Тема XIV. Постмодерн как культурная эпоха………………………116 14.1. Эпоха постмодерна: основные доминанты……………………116 14.2. «Ризома» как образ эпохи постмодерна………………………118 14.3. Постмодернизм: специфика дискурса…………………………121 14.4. Эстетика постмодерна как эстетика копии: концепция У. Эко…………………………………………………………………………..123 Раздел III. История отечественной культуры Тема XV. Русская средневековая культура…………………………125 15.1. Геополитические характеристики русской культуры……….125 15.2. Православие и самодержавие как феномены Русской культуры…………………………………………….………128 15.3. Культура Древней Руси (IX-XIII вв.). Расцвет культуры домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия…………………………………………………………………131 15.4. Свержение монголо-татарского ига и становление Московской Руси (XIV-XVII вв.)…………………………………..134 Тема XVI. Русская культура Нового времени.……………………138 16.1. Значение петровской эпохи в генезисе русской культуры….138 16.2. Образование, наука, книжное дело……………………….139 16.3. Русское искусство Нового времени……………………….141 16.4. Особенности русского Просвещения. Формирование русской национальной культуры (вторая половина XVIII века)……..142 Тема XVII. Русская культура XIX – начала XX века. Интеллигенция и ее роль в истории России……...……..…………146 17.1. Культура предреформенной России (1812 г. – 50-е гг. XIX века)…………………………………………………………………………146 17.2. Культура пореформенной России (60-90-е годы XIX века). Интеллигенция как феномен русской культуры….……………………148 17.3. Культура «серебряного века». Символизм в литературе и искусстве…………………………………………………………………152 Тема XVIII. Отечественная культура советской и постсоветской эпохи………………………………………………………………………154 18.1. Социокультурные доминанты послереволюционной эпохи..154 18.2. Отечественное искусство 30-х годов: реализация адаптационной стратегии………………………………………………….157 18.3. Культура тоталитарного общества (50-80-е годы)………......159 18.4. Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций…………………………………………………………………..160

 


[1] Более подробно см.: Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

[2] Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003.

[3] См.: Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 68.

[4] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 346.

[5] См.: Шендрик А.И. Социология культуры. М., 2005. С. 466-478.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...