Эффекты последовательности и способы их контроля. Позиционное уравнивание. Полный эксперимент.
Эксперименты с группой испытуемых имеют следующие преимущества: Возможность обобщения результатов эксперимента на популяцию; Возможность использования схем межгрупповых сравнений; 3. экономия времени; Применение методов статистического анализа. К недостаткам данного типа экспериментальных планов можно отнести: 1.влияние индивидуальных различий между людьми на результаты эксперимента; Проблему репрезентативности экспериментальной выборки; Проблему эквивалентности групп испытуемых. Эксперименты с одним испытуемым – это частный случай «планов с маленьким N». Дж. Гудвин указывает на следующие причины использования таких планов: 1. потребности в индивидуальной валидности, так как в экспериментах с большим N возникает проблема, когда обобщенные данные не характеризуют ни одного испытуемого. 2. Эксперимент с одним испытуемым проводится также в уникальных случаях, когда в силу ряда причин невозможно привлечь много участников. В этих случаях целью эксперимента является анализ уникальных явлений и индивидуальных характеристик. Эксперимент с маленьким N, по мнению Д. Мартина, имеет следующие преимущества: Отсутствие сложных статистических подсчетов, Легкость в интерпретации результатов, Возможность изучения уникальных случаев, Привлечение одного-двух участников, Широкие возможности манипуляции независимыми переменными.
Ему свойственны и некоторые недостатки: Сложность процедур контроля, Затруднение при обобщении результатов; 3. относительная неэкономичность по времени. Рассмотрим планы для одного испытуемого.
Планирование временных серий. Основным показателем влияния независимой переменной на зависимую при реализации такого плана является изменение характера ответов испытуемого во времени. Простейшая стратегия: схема А – В. Испытуемый первоначально выполняет деятельность в условиях А, а затем в условиях В. Для контроля «эффекта плацебо» применяется схема: А – В – А. («Эффект плацебо» – это реакции испытуемых на «пустые» воздействия, соответствующие реакциям на реальные воздействия.) В данном случае испытуемый не должен заранее знать, какое из условий является «пустым», а какое реальным. Однако эти схемы не учитывают взаимодействия воздействий, поэтому при планировании временных серий, как правило, применяют схемы регулярного чередования (А – В – А – В), позиционного уравнивания (А – В – В – А) или случайного чередования. Применение более «длинных» временных серий увеличивает возможность обнаружения эффекта, но приводит к ряду негативных последствий – утомлению испытуемого, снижению контроля за другими дополнительными переменными и т. п. План альтернативных воздействий является развитием плана временных серий. Его специфика заключается в том, что воздействия А и В рандомизированно распределяются во времени и предъявляются испытуемому раздельно. Затем сравниваются эффекты от каждого из воздействий. Реверсивный план применяется для изучения двух альтернативных форм поведения. Первоначально регистрируется базовый уровень проявления обеих форм поведения. Затем предъявляется комплексное воздействие, состоящее из специфического компонента для первой формы поведения и дополнительного для второй. Через определенное время сочетание воздействий видоизменяют. Эффект двух комплексных воздействий оценивается. План возрастания критериев часто используется в психологии обучения. Суть его состоит в том, что регистрируется изменение поведения испытуемого в ответ на прирост воздействия. При этом следующее воздействие предъявляется лишь после выхода испытуемого на заданный уровень критерия.
При проведении экспериментов с одним испытуемым следует учитывать, что основные артефакты практически неустранимы. Кроме того, в этом случае, как ни в каком другом, проявляется влияние установок экспериментатора и отношений, которые складываются между ним и испытуемым. Р. Готтсданкер предлагает различать качественные и количественные экспериментальные планы. [63] В качественных планах независимая переменная представлена в номинативной шкале, т. е. в эксперименте используются два или более качественно разных условия. В количественных экспериментальных планах уровни независимой переменной представлены в интервальных, ранговых или пропорциональных шкалах, т. е. в эксперименте используются уровни выраженности того или иного условия. Возможна ситуация, когда в факторном эксперименте одна переменная будет представлена в количественном, а другая – в качественном виде. В таком случае план будет комбинированным.
Истинно экспериментальные планы. При использовании истинно экспериментальных планов исследователь тоже имеет возможность набирать объекты, в отношении которых производятся запланированные действия, и контролировать момент, когда осуществляется то или иное действие по отношению к тому или иному объекту. Но в отличие от предэкспериментальных планов отбор объектов тестирования осуществляется им с использованием случайного отбора - рандомизации. Идеальный эксперимент – это эксперимент, организованный таким образом, что экспериментатор изменяет лишь независимую переменную, зависимая переменная контролируется, а все остальные условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность всех испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого времени. Он никогда не может быть осуществлен в реальности, так как в жизни изменяются не только интересующие исследователя параметры, но и ряд других условий. Соответствие реального эксперимента идеальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность. Внутренняя валидность показывает достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Чем больше влияют на изменение зависимых переменных не контролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента, следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами. Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошо проведенного эксперимента.
Бесконечный эксперимент предполагает неограниченное количество опытов, проб для получения все более точных результатов. Увеличение количества проб в эксперименте с одним испытуемым ведет к повышению надежности результатов эксперимента. В экспериментах с группой испытуемых повышение надежности происходит при увеличении числа испытуемых. Однако суть эксперимента состоит именно в том, чтобы на основе ограниченного числа проб или при помощи ограниченной группы испытуемых выявить причинно-следственные связи между явлениями. Поэтому бесконечный эксперимент не только невозможен, но и бессмыслен. Для достижения высокой надежности эксперимента количество проб или число испытуемых должно соответствовать изменчивости изучаемого явления.
2.Внутригрупповые и межгрупповые экспериментальные планы. Проблемы планирования.
Т.В. Корнилова определяет два типа экспериментальных планов по критерию количества групп и условий проведения эксперимента: внутригрупповые и межгрупповые. К внутригрупповым относятся планы, в которых влияние вариантов независимой переменной и измерение экспериментального эффекта происходят в одной группе. В межгрупповых планах влияние вариантов независимой переменной осуществляется в разных экспериментальных группах. Преимуществами внутригруппового плана являются: меньшее количество участников, устранение факторов индивидуальных отличий, уменьшение общего времени проведения эксперимента, возможность доказательства статистической значимости экспериментального эффекта.
К недостаткам относятся неконстантность условий и проявление «эффекта последовательности». Преимуществами межгруппового плана являются: отсутствие «эффекта последовательности», возможность получения большего количества данных, сокращение времени участия в эксперименте для каждого испытуемого, уменьшение эффекта выбывания участников эксперимента. Главным недостатком межгруппового плана является неэквивалентность групп. Планы с одной независимой переменной и факторные планы. По критерию количества экспериментальных воздействий Д. Мартин предлагает различать планы с одной независимой переменной, факторные планы и планы с серией экспериментов. В планах с одной независимой переменной экспериментатор манипулирует одной независимой переменной, которая может иметь неограниченное количество вариантов проявления. В факторных планах экспериментатор манипулирует двумя и более независимыми переменными, исследует все возможные варианты взаимодействия их разных уровней. Планы с серией экспериментов проводятся для постепенного исключения конкурирующих гипотез. В конце серии экспериментатор приходит к верификации одной гипотезы. Внутренняя валидность эксперимента может быть нарушена двояким образом: побочные факторы могут вызывать ненадёжность или систематическое смешение. Ненадёжность можно определить как изменчивость отдельных результатов от пробы к пробе вследствие случайных влияний. Характерно, что изменчивость здесь разнонаправленная, непредсказуемая. Если количество проб мало, такие изменения не усредняются и среднее значение зависимой переменной существенно искажается. Если мы имеем дело с ненадёжностью, то влияния, вызывающие искажения, случайно направлены и могут воздействовать на оба условия независимой переменной в равной степени. Систематическое смешение возникает тогда, когда разные побочные влияния тесно связаны с разными условиями независимой переменной. Например, одно условие независимой переменной постоянно (систематически) сопровождается побочной переменной «А», другое – переменной «В» (или же вообще не испытывает побочного влияния). Таким образом, разные условия независимой переменной искажаются по-разному, характерным и постоянным для каждого условия способом. Это приводит к тому, что одно состояние независимой переменной может оказаться в более выгодных условиях, чем второе. Выделяют следующие группы факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента: 1. Факторы времени. 2. Факторы отбора.
3. Факторы задачи. 4. Эффекты последовательности. 5. Влияние экспериментатора и испытуемого. Эффекты последовательности и способы их контроля. Позиционное уравнивание. Полный эксперимент. Эффектами последовательности называются влияния одного из условий не- зависимой переменной на условия, следующие за ним. В этом случае сам факт предъявления предыдущих проб влияет на характеристики ответов испытуемого в последующих пробах. Эффекты последовательности различаются по качеству действия и могут быть положительными и отрицательными. Положительными называются эффекты, когда выполнение одного задания облегчает выполнение следующего (например: обучающий эксперимент). Отрицательным считается эффект, если после вы- полнения определённого задания выполнение последующего затрудняется (на- пример, привычка заучивать тексты с помощью чтения вслух может помешать за- учиванию без него). Эффекты последовательности также различаются по времени действия и могут быть недолгими или продолжительными. Недолгими считаются эффекты, кото- рые распространяются только на одну последующую пробу; продолжительными – те, действие которых сохраняется длительное время. Если действие продолжительных эффектов последовательности накапливается по мере предъявления проб, его называют эффектом переноса. Эффекты переноса различаются по равномерности влияния от пробы к пробе. В этом смысле выделяют однородные и неоднородные эффекты переноса. Если влияние любого условия на каждую последующую пробу всегда одинаково по ве- личине, то мы имеем дело с однородным переносом. Если величина влияния од- ного условия на другое меняется с течением времени, то такой перенос называют неоднородным (например, известно, что эффект научения наиболее выражен вна- чале процесса обучения, и затем постепенно угасает). Условия независимой переменной могут оказывать неодинаковое влияние друг на друга. В связи с этим различают симметричный и асимметричный перенос. Симметричным называется эффект, когда влияние условия «А» на последующее условие «Б» является точно таким же, как и влияние условия «Б» на последующее условие «А». Если влияние условия «А» на условие «Б» отличается от влияния «Б» на «А», то такой эффект называют асимметричным. Наличие асимметрич- ных эффектов между условиями независимой переменной существенно затрудня- ет применение в эксперименте интраиндивидуальной схемы(схемы регулярного чередования) Два уровня НП не могут предъявляться одновременно, поэтому даны в последовательности. Позиционное и реверсивное уравнивание. Угроза внутренней валидности эксперимента для одного испытуемого. Интраиндивидуальный план – регулярного чередования. Какая-то проба может выигрывать по контрасту. Также предубежденность испытуемого – знание о факт последовательности. Зависимость от предугадывания какое условие сейчас будет дано. Есть влияния, связанные с положением каждого из условий НП в последовательности их предъявления. Пример: Джек-Моцарт. Применение частичного метода заучивания могло положительно повлиять на дальнейшие занятия по целостному методу за счет увеличения практики или привыкания к условиям эксперимента. Могло оказать и отрицательное действие: Джек мог устать, или привычка заучивать короткими отрывками могла привести к сложностям в перестраивании на иной тип заучивания. Контроль эффектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|