Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общенаучный метод (гипотетико-дедуктивный метод).

Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Для того чтобы понять смысл данного определения, рассмотрим, что собой представляет гипотеза.

Гипотеза – это предположение, призванное объяснить некоторую совокупность явлений. Ученый, сталкиваясь с интересующими его, но неизученными фактами, выдвигает предположение (гипотезу), объясняющее данные факты. Из данной гипотезы он выводит ряд следствий (гипотез) более частного характера, из них – еще более частного. И так до тех пор, пока цепь логического вывода не приведет к фактам (уже установленным наукой, либо только предсказываемым автором). После чего опытным путем ученый устанавливает соответствие или несоответствие исходной гипотезы наблюдаемым фактам. Эмпирическая действительность, таким образом, служит здесь средством проверки гипотез, и теории в целом.

Пример: Вплоть до 18 века в химии существовала гипотеза флогистона, объясняющая процессы горения. Согласно ей, горение происходит благодаря особой горючей субстанции – флогистону, содержащемуся в различных пропорциях в телах, из-за чего те и обладают способностью горения. Эта гипотеза была выдвинута на основе наблюдений за процессом горения. Было замечено, что тела сгорают неодинаково: одни быстрее, другие – медленнее, третьи не горят вовсе. Ученые предположили, что если тело горит, значит, в нем есть особая горючая субстанция – флогистон – и чем больше ее в теле, тем легче оно горит. Вернее, горит не тело, а флогистон, который высвобождается под действием огня и смешивается с воздухом. Исходя из этой гипотезы, химики предположили, что при горении вес вещества должен уменьшаться на вес высвобожденного флогистона. Тем не менее, опыты по сжиганию различных элементов показали, что вес золы превышает первоначальный вес элементов. Эти факты позволили французскому химику Антуану Лавуазье опровергнуть гипотезу флогистона и предположить, что при горении происходит реакция окисления веществ, из-за чего их масса увеличивается.

Несмотря на то, что гипотетико-дедуктивный метод весьма эффективен при открытии нового знания, его заключения носят вероятностный характер, поскольку выводятся из гипотез и посылок, истинное значение которых не установлено. В связи с этим в некоторых случаях сформулированная на его основе теория может являться заблуждением.

Пример: Так, до Лавуазье увеличение массы вещества при сгорании объясняли отрицательной массой флогистона.

Гипотетико-дедуктивный метод применяется, по преимуществу, в естествознании, хотя может практиковаться и в социо-гуманитарных науках, в том числе – при исследовании журналистики. Если в вашей курсовой или дипломной работе практическое исследование выполнено с выдвижением гипотезы (гипотез), значит, вы применили гипотетико-дедуктивный метод.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинностное значение которых неизвестно. [2]
Соответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяются на две основные группы: 1) рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить; 2) выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена.

Этапы:

1. Формирование гипотезы как системы логически несовместимых предположений относительно изучаемого явления.

2. «Дедуктивное развитие гипотезы» - дедукция (выведение) основных черт явения относительно которого сформулирована гипотеза.

3. Проверка гипотезы - сопоставление гипотезы с полученными данными.

Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости состоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Гипотезы.

Гипотеза – это вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Признаками продуктивной гипотезы являются адекватность, правдивость и возможность проверки. Адекватность гипотезы заключается в соответствии теории исследования его целям и задачам, а также в соотнесенности с изучаемой реальностью. Правдивость гипотезы состоит в том, что она базируется на реальных и научно обоснованных фактах и содержит логику здравого смысла. Возможность проверки гипотезы выступает в двух принципах: фальсифицируемости и верифицируемости. Принцип фальсифицируемости заключается в том, что в ходе эксперимента гипотеза может быть опровергнута. Этот принцип абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости состоит в том, что в ходе эксперимента гипотеза подтверждается. Этот принцип относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы – эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Гипотезы – эмпирические предположения выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования. Поэтому их еще называют экспериментальными гипотезами.

Существует три уровня экспериментальных гипотез по их происхождению.

1. Теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теориях или моделях реальности и представляют собой прогнозы, следствия данных теорий или моделей. Гипотезы этого уровня служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

2. Научные экспериментальные гипотезы – выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями. Отличие их от гипотез первого уровня в том, что они не основаны на существующих теориях.

3. Эмпирические гипотезы – выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, т. е. формулируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт.

Особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы, т. е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию экспериментальные гипотезы можно разделить на три типа: о наличии явления (гипотезы типа А); о связи между явлениями (гипотезы типа Б); о причинной связи между явлениями (гипотезы типа В). Проверка гипотез типа А заключается в попытке установить истину. Гипотезы типа Б проверяются в ходе измерительного (корреляционного) исследования. Результатом корреляционных исследований является установление линейной или нелинейной связи между процессами либо констатация отсутствия связи.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В (каузальные). В экспериментальную гипотезу обычно включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Р. Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

• основная гипотеза – «конкретизация догадки» исследователя о влиянии независимой переменной на зависимую;

• контргипотеза – гипотеза, альтернативная основному предположению; возникает автоматически и состоит в противоположном отношении независимой и зависимой переменных;

• конкурирующая экспериментальная гипотеза – предположение об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую;

• точная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте;

• экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине – предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение;

• экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

• экспериментальная гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент (факторный план), но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

• комбинированная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной – с другой; проверяется только в факторном эксперименте.

Важным представляется различение научных и статистических гипотез. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза – это утверждение, сформулированное на языке математической статистики.

При оценке значимости различий в ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводится к оценке сходств и различий.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...