Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктная валидность теста – критерий проверки теста на валидизацию

Аппарат психологии насыщен конструктами – переменными, которые невозможно наблюдать непосредственно (интеллект, тревожность, статус, объем памяти и т. п.). Они являются гипотетическими, и наличие таких гипотетических конструктов может быть выведено только из специально проведенных измерений. Исследование, в котором определенным образом проводится измерение конструкта и которое дает ранее предсказанные результаты, подтверждают и сам конструкт, и инструмент, использованный для его измерения.

Конструктная валидность тесно связана 1) с сущностью теории; 2) построением гипотезы на основе теории; 3) оценкой теорий, выведенных из результатов исследования.

Поэтому КонВ как таковая никогда не подтверждается и не разрушается одним исследованием.

Пример. За конструктом «тревожность» зачастую скрывается разное его понимание, однозначная интерпретация отсутствует. Это означает, что разные авторы, придумывая методики для измерения тревожности (операционализируя понятие «тревожность»), могут измерять на самом деле разные аспекты этого конструкта, а то и разные конструкты. Так, если взять два популярных теста – шкалу тревожности Тейлор и тест Айзенка (EPI), одна из шкал которого, нейротизм, измеряет тревожность, то понять, что именно мы измерили, можно только зная авторские концепции тревожности, т. е. теорию, лежащую в основе методики.

После того как методика придумана, встает задача доказать, что полученный с ее помощью результат соответствует теоретическому конструкту (в нашем примере – на самом деле измеряет тревожность), т. е. обладает КонВ. Это достигается путем постепенного накопления информации об измеряемом конструкте, путем прослеживания связи с практическими формами деятельности, с мнением экспертов, с достоверностью прогноза реального поведения.

Если экспериментальное исследование обладает КонВ, то это означает, что данная нами интерпретация экспериментальных данных (измеренных НП и ЗП) адекватна теории или, что то же самое, термины той или иной теории при интерпретации данных эксперимента употреблены правильно.

По мнению Т. В. Корниловой, KонB – это оценка соответствия представленных в экспериментальной гипотезе переменных и отношений между ними теоретическим конструктам и теоретической гипотезе, из которой в качестве следствия выводится экспериментальная гипотеза.

Экологическая валидность.

Валидность, при которой некий принцип, установленный в лабораторных условиях, проявляется в реальных, полевых условиях. То есть она определяет, насколько условия эксперимента имитируют исследуемую реальность. В полевых экспериментах экологическая валидность достигает максимума естественным образом, соответственно в лабораторных экспериментах соблюсти высокую степень экологической валидности достаточно тяжело, причем не всегда это необходимо.

Либо это форма валидности по критерию, основанная на степени, в которой результаты могут обобщаться от группы к группе. Например, нормы, установленные в экспериментах на студентах, могут быть неадекватными (имеющими «низкую экологическую валидность») для другой группы населения.

Экологическая - вид внешней валидности, характеризует соответствие процедуры и условий лабораторного исследования «естественной» реальности и другие.

Репрезентативность.

Это одно из требований к выборке. Это качественное и количественное представление генеральной совокупности, а именно соответствие свойств выборки свойствам ГС. Это критерий того, на какую ГС мы можем распространить наши выводы. Если выборка репрезентативна ГС, то мы можем распространить свои выводы на эту выборку.

Требование репрезентативности означает, что совокупность испытуемых должна отражать качественно и количественно (пропорционально) основные типы всех потенциальных испытуемых.

Репрезентативность достигается случайным выбором объекта из совокупности (процедура рандомизации), подбором пар, члены которых эквивалентны и относятся в разные группы, или комбинацией этих способов.

Достижение репрезентативности

1. Ключевым способом является техника рандомизации (случайного отбора). Суть ее заключается в том, что максимально доступному для исследователей количеству представителей популяции присваиваются индивидуальные номера. Выборка формируется из них с помощью таблицы случайных чисел. Тем самым создаются равные возможности для индивидов быть представленными в экспериментальной выборке.

2. Более точным, но и более трудоемким является стратометрический отбор – создание расслоенной выборки. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками (чаще всего – пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов). В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками – так, чтобы в ней были в равной мере представлены лица из каждой страты. Если при этом применяется рандомизация, ее называют «рандомизацией с выделением страт». Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, но в основном ею пользуются социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения, исследовании социальных установок и т. д.

3. Если репрезентативная выборка невелика, а на ее основе необходимо образовать две эквивалентные группы, то распределить ее участников по группам случайным образом не всегда удается

(так, например, если выборка состоит из 6 тревожных и 10 спокойных участников, то при случайном распределении на две группы все тревожные могут попасть в одну группу). В этом случае применяется попарный отбор или уравнивание: для каждого испытуемого подбирается эквивалентный (или похожий) ему участник, и они распределяются по разным группам. Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся эквивалентными (похожими по составу испытуемых).

4. Когда невозможно найти способ создания репрезентативной выборки, используется простая выборка или метод приближенного моделирования, при котором выборка лишь приблизительно отражает характеристики популяции (исследование может проводиться при участии студентов 2 курса университета, а данные приписываются всем людям или людям в возрасте от 17 до 21 года и т. д.). Это бывает оправданно, поскольку большинство экспериментально-психологических исследований не имеют целью изучать точное описание конкретных особенностей некоторой популяции на основе изучения ее части.

5. Чаще всего используется разновидность простой выборки – удобная выборка, т. е. такая, в которую входят люди, соответствующие основным требованиям исследования. Иногда при этом необходимо участие определенного типа людей, тогда удобная выборка называется целевой. Частным случаем удобной выборки являются реально существующие группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...