Наблюдение, как тип научного исследования.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований. Наблюдение – это целенаправленное, организованное и особым образом фиксируемое восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Ограниченность метода наблюдения заключается в том, что исследователь не может познать характеристики объекта, скрытые от непосредственного восприятия. Это самый простой вид эксперимента. Наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.
Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.
Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.
Объект и предмет наблюдения. Объектом внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность. Объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторяемостью, очень малой или очень большой длительностью психических явлений. Предметом наблюдения могут быть только внешние компоненты психической деятельности: – моторные компоненты практических и гностических действий; – движения, перемещения и неподвижные состояния людей (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары); – совместные действия (группы людей); – речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя); – мимика и пантомимика, экспрессия звуков; – проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение).
Классификации: В зависимости от ситуации выделяют полевое наблюдение, лабораторное наблюдение и спровоцированное наблюдение в естественных условиях. По способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение. Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, а при выборочном обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п. В зависимости от цели исследования можно выделить поисковые исследования и исследования, направленные на проверку гипотез. По использованию средств наблюдения различают непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение. По способу хронологической организации различают лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение.
Результат: Фиксация результатов наблюдения может проводиться в процессе наблюдения или по прошествии некоторого времени. В последнем случае, как правило, страдают полнота, точность и надежность в регистрации поведения испытуемых. Результатом наблюдения является «поведенческий портрет». Основные параметры при составлении поведенческого портрета на основе наблюдения таковы: 1) отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека 2) пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы); 3) мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика значительно оживляется, а в каких остается скованной); 4) речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи); 5) поведение по отношению к другим людям; 6) поведенческие проявления (по отношению к себе – к внешности, личным вещам, недостаткам, преимуществам и возможностям); 7) поведение в психологически трудных ситуациях; 8) поведение в основной деятельности (игра, учеба, профессиональная деятельность); 9) примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Достоинства метода наблюдения: 1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность. 2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов.
3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах. 4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события. 5. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.
Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых). Объективные недостатки метода: 1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей. 2. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения. 3. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения. 4. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения. 5. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Опыт прошлого наблюдения станет объектом исследования другими социологическими методами. 6. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события. 7. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией. 8. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации. 9. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).
Субъективные недостатки метода: 1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. А так как интерпретация может быть ошибочной, то появляется вероятность расхождения результатов наблюдения с действительностью. 3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентации, стереотипов поведения, интересов и т. д. 4. Личностные особенности наблюдателя определенным образом сказываются на его впечатлениях, а значит и на качестве фиксируемых показателей. 5. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует. 6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, например, иногда наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель. 7. Восприятие социальных явлений исследователем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдаемым (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемого часто ведет к формулированию конкретной точки зрения на происходящее. Такое ожидание может возникнуть, если до проведения наблюдения наблюдатель и наблюдаемый контактировали. 8. Возможна «ошибка моделирования». Это происходит, когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть сходными или взаимосвязанными между собой (или противоречить друг другу). 10. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно если у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения. 11.Человек-наблюдатель обладает избирательностью восприятия, которая обусловливается его установками, общей направленностью деятельности. Определенная установка активизирует восприятие, обостряет чувствительность к значимым воздействиям, однако излишне фиксированная установка приводит к предвзятости.
Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например, опросом, анализом документов, экспериментом)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|