Основные направления моделирования в психологии
В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями: 1) моделирование психики: путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений 2) психологическое моделирование: путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп) Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.
Психологическое моделирование. Заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).
Основные особенности психологического моделирования: 1) естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика; 2) искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет); 3) применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (например, экспонирующего оборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторых видах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии);
4) целенаправленность воздействий на объект; 5) гуманизация воздействий; 6) программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7) регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.
Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы –исследования, диагностики, консультирования, коррекции.
Лонгитюдное исследование. лонгитюдное исследование («метод продольных срезов») Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых. Лонгитюдным называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии -людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. Лонгитюдные исследования применяются, если: Основными преимуществами лонгитюдного метода являются:
Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем: Недостатком лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам: Результаты лонгитюда зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование.
Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются.
Моделирование. Моделирование, как эксперимент и наблюдение, относится к базовым методам научного исследования. Сущность метода моделирования заключается в построении моделей изучаемых феноменов, которое позволяет не только добиться высокой степени понимания реальности, но и — в ряде случаев — делать точные количественные предсказания относительно будущего развития изучаемых феноменов. Таким образом, моделирование позволяет решать фундаментальные задачи науки:
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Необходимость моделирования возникает в психологии, когда: - системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности; - требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала; - изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов. Задачи моделирования: - описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации; - прогнозирование развития психических явлений; - идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия; - оптимизация условий протекания психических процессов. Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре
(ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!!!!) Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами),личность, деятельность, общение, поведение.
Классификации моделей. ü По способу реализации: а) вещественные, б) знаковые, в) образные, г) ситуационные. ü По характеру воспроизводимых сторон оригинала: а) субстанциальные, б) структурные, в) функциональные, г) смешанные. ü По полноте представления объекта: 1) полные, 2)неполные (частичные). ü По области знаний: а) технические, б) социальные, в) биологические, г) психологические. Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.
Специфика моделирования в психологии. - Объект (человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа) / предмет психологии (Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности)
-концептуальные основы -мировоззренческими установками -парадигма -своеобразие языка психологической науки ( Это своеобразие заключается в субъективности и, как следствие, в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|