Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффекты/ Фактор истории и фона.

Д. Кэмпбелл выделяет следующие факторы, угрожающие внутренней валидности эксперимента: фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание.[59] Если они не контролируются, то приводят к появлению соответствуюших эффектов.

Фактор фона (истории) включает события, которые происходят между предварительным и окончательным измерением и могут вызвать изменения в зависимой переменной наряду с влиянием независимой переменной. Экспериментатор должен учитывать и по возможности ограничивать влияние факторов, угрожающих внутренней валидности эксперимента.

К факторам, угрожающим внешней валидности, относят следующие:

• реактивный эффект (заключается в уменьшении или увеличении восприимчивости испытуемых к экспериментальному влиянию вследствие предыдущих измерений);

• эффект взаимодействия отбора и влияния (состоит в том, что экспериментальное влияние будет существенным только для участников данного эксперимента);

• фактор условий эксперимента (может привести к тому, что экспериментальный эффект может наблюдаться только в данных специально организованных условиях);

• фактор интерференции влияний (проявляется при предъявлении одной группе испытуемых последовательности взаимоисключающих влияний).

Заботу о внешней валидности экспериментов особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях психологии – клинической, педагогической, организационной, поскольку в случае невалидного исследования его результаты ничего не дадут при переносе их в реальные условия.

Фоном (или, иногда: «эффектом истории») называют конкретные события,

происходящие в период проведения эксперимента. К фоновым явлениям относят

колебания температуры, сезонные погодные изменения, шумы, изменение осве-

щения и др. Как фон рассматривают и случайные события, помехи, которые име-

ют место во время проведения экспериментальной процедуры. Особое место за-

нимают такие фоновые явления, как события личной жизни испытуемых и обще-

ственные изменения. Относится к факторам времени.

 

 

Эффект регресии.

(Относится к факторам, угрожающим внутренней валидности)

· Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей (иначе — корреляция из-за не­однородности группы). (Факторы, наруш. Внутреннюю валидность. По Кэмбеллу) (1 источник)

· Статистическая регрессия — частный случай ошибки селекции, когда группы отбираются на основе крайних показателей. (2) (По Дружинину)

«Эффекты статистической регрессии означают дрейф крайних, отличающихся от остальных, оценок в сторону средней величины. Известно, что люди, склонные выражать восторженные \

или, наоборот, крайне негативные позиции, более других подвержены изменениям. Разница в результатах претеста и посттеста может быть следствием именно этого временного дрейфа, а не, скажем, показанной респондентам рекламы».

В примере с определением действенности рекламы у отдельных респондентов возникло очень положительное или очень отрицательное отношение к продукту. После просмотра рекламы их отношение могло стать более умеренным. Отношение людей к различным вещам все время изменяется. У людей с ярко выраженным отношением амплитуда изменения последнего больше. Поэтому и вероятность его изменения выше. Это искажает результаты эксперимента, поскольку изменения отношения к продукту до и после просмотра рекламы могут в значительной степени объясняться действием фактора статистической регрессии, а не независимого фактора (рекламного ролика).

Эффект тестирования.

(Относится к факторам, угрожающим внешней валидности).

· Эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не репрезентативными. (1источник)

· эффекта тестирования (testing)—влияния выпол­нения заданий, применяемых для измерения, на резуль­таты повторного испытания (по лекции).

· Фактор тестирования заключается во влиянии предварительных измерений на результаты последующих. (2)

· Эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испы­туемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Напри­мер, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предвари­тельному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть не­репрезентативными. (3)

 

Фактор инструментальной погрешности.

 

Относится к факторам, угрожающим внутренней валидности)

 

· Инструментальная погрешность — определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот. (по Дружинину) (1)

·  Фактор инструментальной погрешности, нестабильности измерительного инструмента, при которой изменения в калибровке инструмента или изменения, характеризующие наблюдателя или оценочные показатели, могут вызвать изменения в результатах измерения (по лекции). (2)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...