Основные направления моделирования в психологии
В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями: 1) моделирование психики: путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений 2) психологическое моделирование: путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп) Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.
Психологическое моделирование. Заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).
Основные особенности психологического моделирования: 1) естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика; 2) искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет); 3) применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (например, экспонирующего оборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторых видах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии);
4) целенаправленность воздействий на объект; 5) гуманизация воздействий; 6) программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7) регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.
Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы –исследования, диагностики, консультирования, коррекции.
Лонгитюдное исследование. лонгитюдное исследование («метод продольных срезов») Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых. Лонгитюдным называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии -людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. Лонгитюдные исследования применяются, если: Основными преимуществами лонгитюдного метода являются:
Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем: Недостатком лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам: Результаты лонгитюда зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование.
Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются. Моделирование.
Моделирование, как эксперимент и наблюдение, относится к базовым методам научного исследования. Сущность метода моделирования заключается в построении моделей изучаемых феноменов, которое позволяет не только добиться высокой степени понимания реальности, но и — в ряде случаев — делать точные количественные предсказания относительно будущего развития изучаемых феноменов. Таким образом, моделирование позволяет решать фундаментальные задачи науки:
· выявления связей между переменными
· прогнозирования
· управления
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
1. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.(Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса).
2. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.(примером технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека).
3. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
4. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:
- системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
- требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
- изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.
Задачи моделирования:
- описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
- прогнозирование развития психических явлений;
- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
- оптимизация условий протекания психических процессов.
Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре
(ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!!!!)
Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане
выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами),личность, деятельность, общение, поведение.
классификации моделей.
ü По способу реализации:
а) вещественные, б) знаковые, в) образные, г) ситуационные.
ü По характеру воспроизводимых сторон оригинала:
а) субстанциальные, б) структурные, в) функциональные, г) смешанные.
ü По полноте представления объекта: 1) полные, 2)неполные (частичные).
ü По области знаний: а) технические, б) социальные, в) биологические, г) психологические.
Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.
Специфика моделирования в психологии.
-Объект(человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа) /предмет психологии (Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности)
-концептуальные основы
-мировоззренческими установками
-парадигма
-своеобразие языка психологической науки (Это своеобразие заключается в субъективности и, как следствие, в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии)
Основные направления моделирования в психологии
В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями:
1) моделирование психики:
путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений
2) психологическое моделирование: путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп)
Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.
Психологическое моделирование. Заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего
моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).
Основные особенности психологического моделирования:
1) естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика;
2) искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет);
3) применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (например, экспонирующего оборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например,
барбитуратов в некоторых видах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии);
4) целенаправленность воздействий на объект;
5) гуманизация воздействий;
6) программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте).
7) регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных)
факторов и ответов объекта изучения.
Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы –исследования, диагностики, консультирования, коррекции.
Лонгитюдное исследование.
лонгитюдное исследование («метод продольных срезов»)
Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых.
Лонгитюдным называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии -людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.
Лонгитюдные исследования применяются, если: • требуется проследить историю развития некоторого рода объектов; • требуется рассмотреть, как влияет наступление какого-либо события на поведение экспериментальной группы (для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после).
Основными преимуществами лонгитюдного метода являются: 1. Возможность проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам. 2. Возможность определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека. 3. Возможность анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.
Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем: • отбор испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200 - 2000 испытуемых; • определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды; • выбор длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет.
Недостатком лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам: • «Смертность» испытуемых, т.е. люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, становятся недоступными к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т.д.). В этом случае пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований. • Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны. • Существует возможность, что некоторое оставшееся вне поля внимания событие может погасить эффект исследуемого события.
Результаты лонгитюда зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование.
Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются. Архивное исследование. Еще одной формой корреляционного исследования является архивное исследование. В этом случае другие люди оказывают вам любезность, записывая для вас свои наблюдения. То есть какие-то государственные или частные документы содержат информацию, которая может быть полезна для вас. Если вы изучаете эти записи в исследовательских целях и пытаетесь организовать и проинтерпретировать информацию, выявляя взаимосвязи, то вы проводите архивное исследование. Я отношу его к количественным исследованиям, поскольку большая часть этих записей может быть представлена в количественной форме и превращена в числа. Однако когда записи состоят из интервью, историй, случаев и т. д., это исследование можно определить как неколичественное. Некоторыми из записей, представляющими интерес для психологов, являются данные переписей, судебные протоколы, газетные материалы, больничные архивы, сообще-ния о несчастных случаях, о преступлениях, клинические архивы, документы правительственных организаций, перечни окладов государственных служащих, данные телефонных справочников и данные о продаже товаров. Архивное исследование имеет несколько преимуществ. Если вы можете найти подходящие записи, вам не нужно тратить время и усилия на сбор собственных данных. Кроме того, в некоторых случаях записи содержат данные, которые намного более обширны, чем те, которые вы смогли бы собрать. Наконец, некоторые данные, содержащиеся в архивных материалах, невозможно собрать в ходе собственного исследования. Психологи не могут спровоцировать людей на убийство или хотя бы побудить их вступить в брак! Разумеется, архивное исследование имеет и свои недостатки. Как и в корреляционном исследовании и при наблюдении в естественных условиях, не манипулируют ни одной из независимых переменных, поэтому можно выявить только связи, но не причины. Вдобавок в большинстве случаев информацию, содержащуюся в записях, собирают неподготовленные научные специалисты, поэтому ее надежность чаще всего неизвестна и может вызывать сомнения. Кроме того, иногда записи бывает трудно найти или получить, и даже если они доступны, их систематизация может вызывать трудности. Наконец, в большинстве случаев записи, которые могли бы дать необходимую информацию, просто отсутствуют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|