Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления моделирования в психологии

В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями:

1) моделирование психики:

путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений

2) психологическое моделирование: путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп)

Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.

 

Психологическое моделирование. Заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего

моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

 

Основные особенности психологического моделирования:

1) естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика;

2) искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет);

3) применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (например, экспонирующего оборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например,

барбитуратов в некоторых видах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии);

4) целенаправленность воздействий на объект;

5) гуманизация воздействий;

6) программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте).

7) регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных)

факторов и ответов объекта изучения.

 

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы –исследования, диагностики, консультирования, коррекции.

 

 

Лонгитюдное исследование.

лонгитюдное исследование («метод продольных срезов»)

Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых.

Лонгитюдным называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии -людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.

Лонгитюдные исследования применяются, если:
• требуется проследить историю развития некоторого рода объектов;
• требуется рассмотреть, как влияет наступление какого-либо события на поведение экспериментальной группы (для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после).

Основными преимуществами лонгитюдного метода являются:
1. Возможность проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.
2. Возможность определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.
3. Возможность анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.

Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем:
• отбор испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200 - 2000 испытуемых;
• определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды;
• выбор длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет.

Недостатком лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам:
• «Смертность» испытуемых, т.е. люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, становятся недоступными к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т.д.). В этом случае пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
• Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны.
• Существует возможность, что некоторое оставшееся вне поля внимания событие может погасить эффект исследуемого события.

Результаты лонгитюда зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование.

 

Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются.

Моделирование.

 

Моделирование, как эксперимент и наблюдение, относится к базовым методам научного исследования. Сущность метода моделирования заключается в построении моделей изучаемых феноменов, которое позволяет не только добиться высокой степени понимания реальности, но и — в ряде случаев — делать точные количественные предсказания относительно будущего развития изучаемых феноменов. Таким образом, моделирование позволяет решать фундаментальные задачи науки:

 

· выявления связей между переменными

 

· прогнозирования

 

· управления

 

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

 

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

 

1. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.(Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса).

 

2. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.(примером технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека).

 

3. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

 

4. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

 

- системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;

 

- требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;

 

- изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;

 

- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

 

Задачи моделирования:

 

- описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;

 

- прогнозирование развития психических явлений;

 

- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

 

- оптимизация условий протекания психических процессов.

 

Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре

 

(ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!!!!)

 

Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане

 

выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами),личность, деятельность, общение, поведение.

 

классификации моделей.

 

ü По способу реализации:

 

а) вещественные, б) знаковые, в) образные, г) ситуационные.

 

ü По характеру воспроизводимых сторон оригинала:

 

а) субстанциальные, б) структурные, в) функциональные, г) смешанные.

 

ü По полноте представления объекта: 1) полные, 2)неполные (частичные).

 

ü По области знаний: а) технические, б) социальные, в) биологические, г) психологические.

 

Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.

 

Специфика моделирования в психологии.

 

-Объект(человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа) /предмет психологии (Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности)

 

-концептуальные основы

 

-мировоззренческими установками

 

-парадигма

 

-своеобразие языка психологической науки (Это своеобразие заключается в субъективности и, как следствие, в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии)

 

Основные направления моделирования в психологии

 

В самом общем плане моделирование в психологии представлено двумя принципиальными направлениями:

 

1) моделирование психики:

 

путь искусственного конструирования психики и ее различных проявлений

 

2) психологическое моделирование: путь искусственного создания специальных условий для проявления психики естественных объектов (людей, животных, социальных групп)

 

Оба пути дают возможность изучения структуры, функций и механизмов работы психики, ее проявлений в различных формах и в различных условиях.

 

Психологическое моделирование. Заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего

 

моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

 

Основные особенности психологического моделирования:

 

1) естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика;

 

2) искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет);

 

3) применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (например, экспонирующего оборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например,

 

барбитуратов в некоторых видах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии);

 

4) целенаправленность воздействий на объект;

 

5) гуманизация воздействий;

 

6) программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте).

 

7) регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных)

 

факторов и ответов объекта изучения.

 

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы –исследования, диагностики, консультирования, коррекции.

 

Лонгитюдное исследование.

 

лонгитюдное исследование («метод продольных срезов»)

 

Лонгитюдное исследование — это промежуточный вариант между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием, так как время интерпретируется исследователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых.

 

Лонгитюдным называется исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии -людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Лонгитюдные исследования представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени.

 

Лонгитюдные исследования применяются, если: • требуется проследить историю развития некоторого рода объектов; • требуется рассмотреть, как влияет наступление какого-либо события на поведение экспериментальной группы (для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после).

 

Основными преимуществами лонгитюдного метода являются: 1. Возможность проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам. 2. Возможность определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека. 3. Возможность анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.

 

Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены рядом проблем: • отбор испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200 - 2000 испытуемых; • определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды; • выбор длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет.

 

Недостатком лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам: • «Смертность» испытуемых, т.е. люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, становятся недоступными к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т.д.). В этом случае пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований. • Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны. • Существует возможность, что некоторое оставшееся вне поля внимания событие может погасить эффект исследуемого события.

 

Результаты лонгитюда зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование.

 

Главные достоинства лонгитюдного метода заключаются в возможности определить одаренность как потенциал, идентифицировать испытуемых с таким потенциалом и проследить их развитие, а также зарегистрировать широкое разнообразие потенциально релевантных факторов (индивидуальных и средовых) в тот момент времени, когда они проявляются.

Архивное исследование.

Еще одной формой корреляционного исследования является архивное исследование. В этом случае другие люди оказывают вам любезность, записывая для вас свои наблюдения. То есть какие-то государственные или частные документы содержат информацию, которая может быть полезна для вас. Если вы изучаете эти записи в исследовательских целях и пытаетесь организовать и проинтерпретировать информацию, выявляя взаимосвязи, то вы проводите архивное исследование. Я отношу его к количественным исследованиям, поскольку большая часть этих записей может быть представлена в количественной форме и превращена в числа. Однако когда записи состоят из интервью, историй, случаев и т. д., это исследование можно определить как неколичественное. Некоторыми из записей, представляющими интерес для психологов, являются данные переписей, судебные протоколы, газетные материалы, больничные архивы, сообще-ния о несчастных случаях, о преступлениях, клинические архивы, документы правительственных организаций, перечни окладов государственных служащих, данные телефонных справочников и данные о продаже товаров.

Архивное исследование имеет несколько преимуществ. Если вы можете найти подходящие записи, вам не нужно тратить время и усилия на сбор собственных данных. Кроме того, в некоторых случаях записи содержат данные, которые намного более обширны, чем те, которые вы смогли бы собрать. Наконец, некоторые данные, содержащиеся в архивных материалах, невозможно собрать в ходе собственного исследования. Психологи не могут спровоцировать людей на убийство или хотя бы побудить их вступить в брак! Разумеется, архивное исследование имеет и свои недостатки. Как и в корреляционном исследовании и при наблюдении в естественных условиях, не манипулируют ни одной из независимых переменных, поэтому можно выявить только связи, но не причины. Вдобавок в большинстве случаев информацию, содержащуюся в записях, собирают неподготовленные научные специалисты, поэтому ее надежность чаще всего неизвестна и может вызывать сомнения. Кроме того, иногда записи бывает трудно найти или получить, и даже если они доступны, их систематизация может вызывать трудности. Наконец, в большинстве случаев записи, которые могли бы дать необходимую информацию, просто отсутствуют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...