Кросс-культурные исследования.
Кросскультурное исследование является частным случаем плана сравнения группы. При этом число сравниваемых групп может колебаться (минимум — 2 группы). В кросскультурных исследованиях 2 плана:
Кросскультурная психология берет свое начало в трудах В. Вундта,Г. Лебона, А. Фулье, Г. Тарда. (Однако эти ученые не проводили эмпирических исследований.
Методологом кросскультурной психологии (как и эмпирической психологии) стал Вильгельм Вундт. Вундт выделял в науке о «национальном духе» по крайней мере 2 дисциплины: «историческую психологию народов» и «психологическую этнологию». Первая является объяснительной дисциплиной, вторая — описательной. Законы «психологии народов» (10-ти томная книга Вундта) — суть законы развития, а основа ее — 3 области, содержание которых «превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи». Он подчеркивает генетический приоритет «национального духа» перед индивидуальным. Основным методом «психологии народов», по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры. (????????- возможно это не надо) В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод. Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.
Для правильного планирования кросскультурного исследования следует:
Чаще всего культурные различия сводят к этническим, и под кросскультурным исследованием подразумевают этнопсихологическое исследование. Иногда культуры (точнее — группы людей, принадлежащие к разным культурам) различают по другим критериям: 1) место проживания — речь идет о «городской» и «сельской» культуре; 2) религиозная принадлежность — имеют в виду православную, мусульманскую, протестантскую и пр. культуры; 3) приобщенность к европейской цивилизации и т.д. Гипотезы, которые формируются при проведении кросскультурных исследований, выражают причинно-следственные отношения между культурными факто рами и психическими особенностями. Культурные факторы считаются причиной различия психических свойств индивидуумов, принадлежащих к разным культурам.
Однако классические кросс-культурные исследования проводятся в рамках парадигм: «культура—причина, психические особенности — следствие».
Любое кросскультурное исследование строится по неэкспериментальному плану, экспериментатор не может управлять культурными факторами. Следовательно, нет никаких методических оснований считать связь «культура — особенности психики» причинно-следственной. Правильнее было бы говорить о корреляционной зависимости.
В зависимости от методической направленности и предмета содержания крос-скультурные исследования делятся на несколько типов. ТИПЫ: Ф. Ван де Вайвер и К. Леун (1997) предложили классифицировать кросскультур-ные исследования в зависимости от двух оснований: 1) конфирматорное (направленное на подтверждение либо опровержение теории) — эксплораторное (поисковое) исследование 2) наличие или отсутствие контекстных переменных (демографических или психологических). 3) «специальные исследования внешней валидности» (точнее было бы сказать — экологической) направлены на выявление различий в проявлении психических свойств под влиянием культурных факторов.(Для обработки данных привлекается техника регрессионного анализа).
Главная проблема планирования кросскультурного исследования — конструирование или выбор методики для регистрации параметров поведения, валидных по описанию к изучаемым психическим особенностям. Задача исследователя —добиться высокой (содержательной) валидности методики, иначе испытуемые попросту не будут «включаться» в процесс исследования.
Для того чтобы избежать «культуральной односторонности», предложены два подхода: конвергентный и дивергентный.
Д. Кэмпбелл и О. Вернер предложили технику двойного перевода методики.
1) Тест переводится с языка оригинала на язык культурной группы, а затем другой переводчик независимо переводит этот текст на язык оригинала. Рассогласования используют для устранения недостатков в формулировке утверждений. 2) «децентрация», а именно, исключение из оригинального текста методики понятий и выражений, которые сложны для перевода или специфичны для культуры, к которой принадлежит автор методики.
К числу тестов, «свободных от влияния культуры» (и то — по мнению авторов), принадлежат «прогрессивные матрицы» Дж. Равена, «Культурно-свободный тест» (CFT) Р. Б. Кеттелла, опросники Г. Ю. Айзенка ЕР1 и EPQ, тест МакКрея и Косты «Большая пятерка» (Big Five) и ряд других. Большинство этнопсихологов считает, что попытки создания методик, свободных от влияния культуры, сродни поискам «вечного двигателя». (????????????????)
Процесс разработки измерительной методики для кросскультурного исследования можно разделить на 3 этапа:
В России очень мало методик, разработанных специально для кросскультурных исследований:
Оригинальные методики:
(ДРУЖИНИН)
Моделирование. Моделирование, как эксперимент и наблюдение, относится к базовым методам научного исследования. Сущность метода моделирования заключается в построении моделей изучаемых феноменов, которое позволяет не только добиться высокой степени понимания реальности, но и — в ряде случаев — делать точные количественные предсказания относительно будущего развития изучаемых феноменов. Таким образом, моделирование позволяет решать фундаментальные задачи науки:
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Необходимость моделирования возникает в психологии, когда: - системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности; - требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала; - изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются; - требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов. Задачи моделирования: - описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации; - прогнозирование развития психических явлений;
- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия; - оптимизация условий протекания психических процессов. Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре
(ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!!!!) Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами),личность, деятельность, общение, поведение.
Классификации моделей. ü По способу реализации: а) вещественные, б) знаковые, в) образные, г) ситуационные. ü По характеру воспроизводимых сторон оригинала: а) субстанциальные, б) структурные, в) функциональные, г) смешанные. ü По полноте представления объекта: 1) полные, 2)неполные (частичные). ü По области знаний: а) технические, б) социальные, в) биологические, г) психологические. Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.
Специфика моделирования в психологии. - Объект (человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа) / предмет психологии (Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности) -концептуальные основы -мировоззренческими установками -парадигма -своеобразие языка психологической науки ( Это своеобразие заключается в субъективности и, как следствие, в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|