Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные исследования.

Кросскультурное исследование является частным случа­ем плана сравнения группы. При этом число сравниваемых групп может колебаться (минимум — 2 группы).

В кросскультурных исследованиях 2 плана:

                                                     

  1. сравнение 2 и более естественных или отобранных методом рандо­мизации групп из 2 популяций.
  2. сочетание плана сравнения 2 и более групп с лонгитюдом, при ко­тором сопоставляются не только различия в особенностях поведения этих групп, но изучается процесс изменения этих особенностей под влиянием времени либо вре­мени и дополнительных внешних факторов.

 

Кросскультурная психология берет свое начало в трудах В. Вундта,Г. Лебона, А. Фулье, Г. Тарда. (Однако эти ученые не проводили эмпирических исследований.

 

Методологом кросскультурной психологии (как и эмпирической психологии) стал Вильгельм Вундт.

Вундт выделял в науке о «национальном духе» по крайней мере 2 дисциплины: «историческую психологию народов» и «психологическую этнологию». Первая яв­ляется объяснительной дисциплиной, вторая — описательной.

Законы «психологии народов» (10-ти томная книга Вундта) — суть законы развития, а основа ее — 3 области, содержание которых «превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи». Он подчер­кивает генетический приоритет «национального духа» перед индивидуальным. Основным методом «психологии народов», по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры. (????????- возможно это не надо)

В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод.

Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики лю­дей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.

Для правильного планирования кросскультурного ис­следования следует:

  1. как минимум, определиться с тем, какие особенно­сти психики могут быть потенциально подвержены влиянию культурных факторов, а также выявить множество параметров поведения, соответствующих этим особен­ностям.
  2.  требуется дать операциональные, а не теоретические определе­ния понятиям «культура» и «культурный фактор», а также описать множество этих факторов, которые предположительно могут повлиять на различия в психических особенностях и поведении людей, принадлежащих к разным культурным общностям.
  3. следует выбрать адекватный метод исследования и адекватную мето­дику для измерения особенностей поведения людей, принадлежащих к разным куль­турам.
  4. следует определиться с объектом исследования. Нужно выбрать для изучения такие популяции, которые явно представляют собой субъекты разных культур.  которые были бы репрезентативны с точки зрения принадлежности к сопостав­ляемым культурам.

Чаще всего культурные различия сводят к этническим, и под кросскультурным исследованием подразумевают этнопсихологическое исследование. Иногда культу­ры (точнее — группы людей, принадлежащие к разным культурам) различают по другим критериям: 1) место проживания — речь идет о «городской» и «сельской» культуре; 2) религиозная принадлежность — имеют в виду православную, мусуль­манскую, протестантскую и пр. культуры; 3) приобщенность к европейской циви­лизации и т.д.

Гипотезы, которые формируются при проведении кросскультурных исследова­ний, выражают причинно-следственные отношения между культурными факто рами и психическими особенностями. Культурные факторы считаются причиной разли­чия психических свойств индивидуумов, принадлежащих к разным культурам.

Однако классические кросс-культурные исследования проводятся в рамках парадигм: «культура—причина, пси­хические особенности — следствие».

 

Любое кросскультурное исследование строится по неэксперимен­тальному плану, экспериментатор не может управлять культурными факторами. Следовательно, нет никаких методических оснований считать связь «культура — особенности психики» причинно-следственной. Правильнее было бы говорить о кор­реляционной зависимости.

 

В зависимости от методической направленности и предмета содержания крос-скультурные исследования делятся на несколько типов.

ТИПЫ:

Ф. Ван де Вайвер и К. Леун (1997) предложили классифицировать кросскультур-ные исследования в зависимости от двух оснований:

1) конфирматорное (направ­ленное на подтверждение либо опровержение теории) — эксплораторное (поиско­вое) исследование

2) наличие или отсутствие контекстных переменных (демогра­фических или психологических).

3) «специальные исследования внешней валидно­сти» (точнее было бы сказать — экологической) направлены на выявление разли­чий в проявлении психических свойств под влиянием культурных факторов.(Для обработки данных привлекается техника регрессионного анализа).

 

Главная проблема планирования кросскультурного исследования — конструи­рование или выбор методики для регистрации параметров поведения, валидных по описанию к изучаемым психическим особенностям. Задача исследователя —добиться высокой (содержательной) валидности методики, иначе испытуемые попросту не будут «включаться» в процесс исследования.

 

Для того чтобы избежать «культуральной односторонности», предложены два подхода: конвергентный и дивергентный.

  • Конвергентный подход состоит в том, что исследование проводят представители всех культурных групп, которые являются объектом.Каждый исследователь разрабатывает свой тест, который затем предъявляется каждой группе.
  • Дивергентный подход состоит в учете представлений о природе явления, сло­жившихся у исследователей, принадлежащих к разным культурам, при составле­нии одной методики. Этот подход возможен лишь при разработке методики, где раз­нородность заданий не повлияет на ее надежность и валидность (например, при со­ставлении опросников на ценностные ориентации).В иных случаях этот подход ничем не отличается от конвергентного.

Д. Кэмпбелл и О. Вернер предложили технику двойного перевода методики.

1) Тест переводится с языка оригинала на язык культур­ной группы, а затем другой переводчик независимо переводит этот текст на язык оригинала. Рассогласования используют для устранения недостатков в формулиров­ке утверждений.

2) «децентрация», а именно, исключение из оригинального текста методики понятий и выраже­ний, которые сложны для перевода или специфичны для культуры, к которой при­надлежит автор методики.

 

К числу тестов, «свободных от влияния культуры» (и то — по мнению авторов), принадлежат «прогрессивные матрицы» Дж. Равена, «Культурно-свободный тест» (CFT) Р. Б. Кеттелла, опросники Г. Ю. Айзенка ЕР1 и EPQ, тест МакКрея и Косты «Большая пятерка» (Big Five) и ряд других. Большинство этнопсихологов считает, что попытки создания методик, свобод­ных от влияния культуры, сродни поискам «вечного двигателя». (????????????????)

 

Процесс разработки измерительной методики для кросскультурного исследова­ния можно разделить на 3 этапа:

  1. выбор группы «надкультурных» (универсаль­ных) переменных и создание культурно-универсальной методики;
  2. выделение культурно-специфических переменных и дополнение методики;
  3. корректировка методики путем ее кросскультурной валидизации. Такую кросскультурную валидизацию и модификации прошла методика измерения социальной дистанции Е. С. Богардуса

 

В России очень мало методик, разработанных специально для кросскультурных исследований:

  1. «Семантический дифферен­циал» Ч. Э. Осгуда (В. Ф. Петренко)
  2. модификации теста личностных конструктов Дж. Келли (Г. У. Солдатова).

 

Оригинальные методики:

  1. «Типы личностной идентично­сти», разработанную Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой
  2. «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. У. Солдатова, И. М. Кузнецов и С. В. Рыжо­ва)

 

(ДРУЖИНИН)

 

 

Моделирование.

Моделирование, как эксперимент и наблюдение, относится к базовым методам научного исследования. Сущность метода моделирования заключается в построении моделей изучаемых феноменов, которое позволяет не только добиться высокой степени понимания реальности, но и — в ряде случаев — делать точные количественные предсказания относительно будущего развития изучаемых феноменов. Таким образом, моделирование позволяет решать фундаментальные задачи науки:

  • выявления связей между переменными
  • прогнозирования
  • управления

 

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

 

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

  1. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.(Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса).
  2. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.(примером технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека).
  3. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
  4. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

- системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;

- требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;

- изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;

- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

- описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;

- прогнозирование развития психических явлений;

- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

- оптимизация условий протекания психических процессов.

Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре

 

(ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!!!!)

Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане

выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами),личность, деятельность, общение, поведение.

 

Классификации моделей.

ü По способу реализации:

а) вещественные, б) знаковые, в) образные, г) ситуационные.

ü По характеру воспроизводимых сторон оригинала:

а) субстанциальные, б) структурные, в) функциональные, г) смешанные.

ü По полноте представления объекта: 1) полные, 2)неполные (частичные).

ü По области знаний: а) технические, б) социальные, в) биологические, г) психологические.

Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.

 

Специфика моделирования в психологии.

- Объект (человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа) / предмет психологии (Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности)

-концептуальные основы

-мировоззренческими установками

-парадигма

-своеобразие языка психологической науки ( Это своеобразие заключается в субъективности и, как следствие, в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...