Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема регулярного чередования.

В каждой новой пробе происходит последовательная смена условий. Число проб устанавливается заранее экспериментатором. Эффект последовательности здесь может проявляться в том, что какая-то проба будет выигрывать по контрасту, что исказит величину эффекта.

Симметричный эффект последовательности – такое влияние предыдущего условия на последующее, когда эффект воздействия этой производной ПП не изменяется при изменении направленности переходов между уровнями экспериментального фактора – от А к В и от В к А. (Например, испытуемый может всегда лучше выполнять вторую пробу)

Асимметричный – эффект, когда влияние последовательности уровней НП меняет направленность или вид эффекта (пример, неравенство условий адаптации к темноте и к свету).

Схема позиционного уравнивания используется обычно, когда проб немного, а изменения, связанный с фактором времени носят линейный х-р. Она хорошо контролирует симметричные эффекты последовательности.Это достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уровней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У. П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно уравненной последовательности— одна из схем интраиндивидуального эксперимента. В многоуровневых экспериментах, где (использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется У. П. по определенному набору последовательностей уровней,, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У. П., или кросс-индивидуальных схем — несколько:

— реверсивное (обратное) У. (П.) — предъявление двух последовательностей уровней —прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

— полное У. (П.).—использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивают контроль эффектов неоднородного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

— латинский квадрат. это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема К. Л.—случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов однородного и, главное, неоднородного переноса при относительно небольшом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда центрации сохраняется;

— сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный). вариант латинского К., в последовательностях которого каждому уровню независимой переменной только один раз непосредственно предшествует каждый из остальных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного переноса с несложной статистической обработкой.

Существуют эффекты последовательности, кот. не контролируются ни одной из данных схем – неоднородные эффекты последовательности.

Также есть эффект центрации (Эббингауз) и эффект края.

Обратной стороной такого рода эффектов является закономерность, выявленная в ситуации запоминания бессмысленных слогов в индивидуальных экспериментах Г. Эббингауза. Эта закономерность была названа «эффект края». Она заключалась в том, что значения ЗП изменялись в зависимости не от уровня НП (слоги были равной трудности для запоминания), а от номера слога в общем ряду стимулов. Эффективность воспроизведения слогов в середине ряда была хуже, чем по краям запоминаемой последовательности. Не рассматривая ее интерпретаций, заметим, что она представляет собой как бы чистый вариант эффекта центрации, т.е. очищенный от основного фактора величины уровней НП.

Рассмотрим эффект переноса, который накапливается по мере предъявления проб. Предположим, что в течение четырех экспериментальных проб (целостный метод—частичный—частичный—целостный) Джек Моцарт постепенно втягивался в режим эксперимента. Если подобное влияние на каждую последующую пробу является однородным, то ни один из методов заучивания не_ получит преимущества перед другим. Например, если величина положительного переноса каждой предыдущей пробы (или переноса от пробы к пробе) равна 2 «единицам», то значения «помощи» испытуемому были бы следующими: первая проба целостного метода — никакой помощи, первая частичного метода — 2 единицы, вторая частичного метода — 4 единицы, вторая целостного метода—6 единиц. В итоге на каждый метод, целостный и частичный, пришлось бы по 6 единиц. Таким образом, эффект однородного переноса оказывается уравновешенным.

Однако чаще случается так, что процесс научения сначала протекает более интенсивно, а затем замедляется. Поэтому в нашем примере лучше предположить, что перенос первой пробы на вторую равнялся 3 единицам, от второй к третьей пробе он возрастална 2 единицы, а от третьей к четвертой—только на 1. При таком неоднородном переносе каждой пробе отвечали бы' следующие значения: первая проба целостного метода— никакой помощи, первая частичного метода — 3 единицы, вторая частичного метода—5 единиц, вторая целостного метода — 6 единиц. Теперь целостный метод по-прежнему получает в итоге 6 единиц, в то время как частичный — 8.

При использовании позиционно уравненной последовательности АББА условия независимой переменной (А или Б) оказываются связанными с ранним- или -поздним переносом. Условие Л связано с поздним переносом, поскольку оно получает «помощь» только на четвертой пробе, а условие Б—с ранним, на второй и третьей пробах. Внутренняя валидность эксперимента пострадает в той мере, в какой предположение об однородности переноса окажется неверным. Приведенное объяснение справедливо не только в случае положительного, но и отрицательного эффекта последовательности,. например по причине усталости испытуемого. Только в этом случае преимущество получает условие А.

При использовании схем случайной последовательности и регулярного чередования, когда число проб достаточно велико, проблема неоднородных влияний далеко не так существенна, как при позиционно уравненной последовательности. Ведь каждое из условий независимой переменной проходит в эксперименте по нескольку раз, как в ранних, так и в поздних пробах. Гораздо большую опасность для достижения внутренней валидности при использовании любой из трех рассмотренных схем представляют асимметричные влияния.

При использовании случайной последовательности примерно половина проб одного условия предшествует- пробам другого условия. Возникает хоть какая-то возможность определить само наличие влияний последовательности и их асимметричный характер. Например,. для каждого из следующих сочетаний проб: условие А предшествует условию Б, А не предшествует Б, Б предшествует А, Б не предшествует А—можно получить отдельное значение зависимой переменной. Различие между первыми двумя значениями позволит обнаружить величину влияния условия А на условие Б, а различие между двумя вторыми значениями — величину влияния Б на А. Зная эти величины, можно позаботиться об устранении систематического смешения: определяя значения зависимой переменной при каждом из условий, нужно вычитать.соответствующие величины эффектов последовательности.

Если между двумя условиями независимой переменной существуют асимметричные эффекты последовательности, то они скажутся в любом эксперименте, сравнивающем эти условия. Влияние предубеждений экспериментатора будет сказываться только в данном конкретном эксперименте, в другом эксперименте оно может радикально измениться, если новый экспериментатор имеет противоположные предубеждения. Точно так же смешение с факторами времени и факторами задачи при использовании короткой позиционно уравненной последовательности будет существенно меняться от эксперимента к эксперименту, как и неоднородные эффекты последовательности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...