Искусство первой половины Нового царства
(16—15 вв. до и, э.)
История Среднего царства закончилась значительным ослаблением центральной власти. Напряженная социально-политическая обстановка внутри страны в период между Средним и Новым царством, в результате непрестанной борьбы отдельных номов между собой и волнений народных масс из-за страшного угнетения, еще усложнилась из-за нашествия из Передней Азии около 1700 г. до и. э. племен, известных под названием гиксосы. Они захватили Нижний Египет (Дельту), устроили там свою столицу — город Аварис и принудили правителей Верхнего Египта платить им дань. Государство, таким образом, снова распалось на области-номы. Власть гиксосов над Египтом держалась более ста лет. В упадок пришли экономика и культура. Борьбу за изгнание гиксосов и за новое объединение страны возглавили около 1600 г. до и. э. цари XVII династии, правители Фив, столицы южной части Египта. Завершил эту борьбу Фараон Яхмос I, положивший начало XVIII династии, которая правила с 16 по первую половину 14 в. до н. э. Являясь вождями в период войн за обладание Северным Египтом, фиванские правители получили снова возможность рассматривать земли всей страны — источник огромных доходов — как свое личное достояние. Власть фараонов новой, XVIII династии неизмеримо выросла по сравнению со значением фараонов Среднего царства. Их по-прежнему обожествляли. Однако огромную роль стало играть жречество, особенно столичное — в Фивах, служившее одной из главных опор царской власти. Возвеличивание широко почитавшегося в стране главного фиванского бога Амона, чей культ еще со времен Древнего царства был соединен с древним культом солнечного бога Ра, привело к объявлению культа Амона общегосударственным.
Второй силой, на которую опирались фараоны, часто вынужденные противопоставлять ее Политической, идеологической и материальной мощи жрецов — представителей древней знати, было постоянное войско. Оно стало необходимым вследствие активной захватнической военной политики фараонов в Сирии, Финикии, Палестине ив Нубии, где были завоеваны обширные территории, При формировании главных отрядов войска — колесничников — цари XVIII династии, например Аменхотеп II и Аменхотеп III, отбирали их из широких средних слоев рабовладельцев. Людей этого же круга, в большой степени зависевших от милости царя,; назначали и важными чиновниками в сложной административной системе управления государством. Широко развилась торговля внутри страны и Египта со странами Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Памятники культуры и искусства времени XVIII династии, в первую очередь, всячески прославляли могущество и международное значение Египта и его царей. Торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство, которое не порвало с традициями предшествующих периодов, проникли и новые элементы, например некоторые орнаментальные мотивы. В результате же победоносных войн в Нубии и Сирии в Египет поступали огромные богатства, В быту необычайно разбогатевшей правящей верхушки общества — знати появилось стремление к роскоши, пышности в одежде и украшениях, богатой обстановке жилищ. В связи с этим и перед искусством были поставлены новые задачи: для него стало характерным стремление к декоративности в сочетании с изысканным изяществом форм. Чрезвычайное обогащение страны способствовало также тому, что во всех главных городах Египта много строили, причем архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Даже за рубежами Египта прославилась его столица—Фивы, которые превратились в обширный, изобильный город.
Архитектура. Гробницы царей. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоеа все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни «Бибан-эль-Молук» («Долина, или Врата царей»). Царские гробницы в это время, таким образом, окончательно отделились от заупокойных храмов. Эти гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие, как правило, из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для канон, сосудов с царскими внутренностями, и для особо ценных даров. Стены помещений царских гробниц расписывали сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу. Наиболее же полно и ярко характер времени сказался в монументальном храмовом строительстве. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н. э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа, в долине Деир-эль-Бахари, является одним из наиболее ранних храмовых сооружений эпохи Нового. царства. Будучи близок по типу архитектуры к храму Ментухотепа, ансамбль храма Хатшепсут превосходит его, однако, по размерам и богатству декора стен. Само захоронение здесь отделено от храма: мумия царицы была погребена далеко от него, среди скалистых ущелий, в усыпальнице-тайнике. Строго спланированный по одной оси, ансамбль начинался, как и предшествующие, пропилеями или пристанью у западного берега Нила. Далее дорога, длиной более километра, окаймленная справа и слева фигурами сфинксов, подводила к первому двору храма с портиком «на два крыла» и пандусом между ними. Поднявшись до пандусу, можно было попасть во второй двор, также с пандусом и симметрично по отношению к нему расположенными двумя портиками, на концах которых возвышались два осирических (то есть с атрибутами бога Осириса) колосса Хатшепсут. Далее находился третий, меньший по площади двор, окруженный колоннадами. Завершали же ансамбль в глубине его святилища — молельни, высеченные в скале. Такая последовательность в распределении частей ансамбля способствовала постепенному нагнетанию приподнятого, мистического состояния участников культовых процессий.
Фасад храма, образованный четкими линиями портиков и соединяющих их пандусов, представляет собой, как и его план, гармоничное целое. Храм возведен у подножия крутого обрыва Ливийского плоскогорья, прорезанного живописно выветрившимися вертикальными расщелинами. Колоннады портиков органично вписаны своим мерным ритмом в этот естественный величественный фон. Стены храма покрывали раскрашенные рельефы, на которых среди культовых сцен развертывался подробный рассказ об экспедиции в страну Пунт (современное Сомали), предпринятой Хатшепсут для вывоза оттуда драгоценных материалов и редких растений. На территории ансамбля стояло свыше двухсот полихромно расписанных статуй Хатшепсут и богов, так как в это время заупокойные храмы начали посвящать не только культу обожествленного царя, но и культу богов, в этом случае — верховного бога Амона и богини Хатор. На террасах были устроены пруды и посажены деревья. Таким образом, в парадное, пышное оформление этого гармоничного по планировке и всем формам ансамбля наряду с яркой окраской ряда его архитектурных частей, рельефов и статуй включалась и зелень растений. Характерные черты храмов первой половины Нового царства. Для планировки и внешнего облика подавляющего большинства других храмов первой половины Нового царства характерны следующие признаки. Планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части располагались по одной оси. Основные части — это открытый двор, окруженный колоннадой — перистиль, колонный зал — гипостиль, святилище и кладовые. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду, соответственно прямоугольной в плане форме. Таким образом, храм — «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и заключала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания. Фасады храмов имели вид так называемых пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) — двух башен, прямоугольных в плане, а по силуэту похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними. Пилоны и вход были увенчаны карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика, который продолжался и по наклонным ребрам пилонов. Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога. По сторонам дороги располагали ряды сфинксов или овнов — барано-головых сфинксов, которые были священными животными бога Амона. Крупные статуи под открытым небом — во дворах, по краям парадных дорог, перед пилонами, вводились в качестве смысловых компонентов в культовые сооружения и стилистически органично включались в архитектурный фон. Уже издали ясно выделялись на фоне пилонов или между стволами колонн обобщенные, несколько гёометризованные силуэты и объемы сидящих или стоящих фигур. В строгой конструктивности этих произведений с особой ясностью проявились наиболее каноничные нормы исполнения, восходящие еще к эпохе Древнего царства. Мягкая, зачастую декоративная трактовка форм которая типична для многих заупокойных статуй Нового царства, сказывается в этих скульптурах лишь очень сдержанно — в характере проработки лиц и деталей одеяний.
Ярким примером могут служить гигантские статуи фараона Аменхотепа III, и теперь стоящие на своем прежнем месте, на западном берегу Нила,— так называемые Колоссы Мемнона, Когда-то они возвышались перед заупокойным храмом Аменхотепа III. Из аллеи сфинксов, подводившей к этому храму, происходят два ленинградских сфинкса, установленные ныне на берегу Невы, на набережной перед зданием Академии художеств. Часто в храмах было по нескольку дворов и колонных залов. Гигантские колонны и мощные каменные балки архитравов поддерживали каменные плиты перекрытий гипостильных залов, имевших обычно более высокий средний проход. Сквозь зарешеченные проемы в верхних боковых частях центрального нефа в зал проникал свет. По мере приближения к святилищу потолки помещений постепенно понижались, а уровень пола — повышался. Внутреннее пространство как бы сжималось, становясь все более скрытым, доступным для все меньшего числа людей — только для посвященных в тайны культа. На стенах, колоннах и пилонах храмов помещали врезанные в их поверхность рельефы, на которых изображали преимущественно культовые сцены, а также фараонов, в символических схватках побеждающих сонмы врагов.
Храмы в Карнаке и Луксоре. Наиболее значительными в общегосударственном и художественном смысле сооружениями указанного типа являются два храма, возведенные в Фивах на правом, восточном берегу Нила и посвященные богу Амону. В результате архитектурных работ, которые продолжались на протяжении столетий, они были преобразованы в обширный и блестящий: по скульптурному убранству храмовый комплекс столицы. В наши дин храмы эти известны преимущественно ш названиям двух современных небольших арабских деревень — Карнак и Луксор. Храм в Карнаке, древний Ипет-Рес, сооружали с начала 2 тысячелетия и по 1 в. до н. э. Однако последнее обстоятельство не лишило карнакский ансамбль единства и цельности. Основные его части создали талантливейшие архитекторы: Инени, при фараоне Тутмосе I в 16 в. до н. э., Аменхотеп, сын Хапу, и Аменхотеп Младший - при фараоне Аменхотепе III, в 15 в, до н. э. Карнакский ансамбль грандиозен во всех своих частях. Мощны его пилоны, величественны гигантские статуи фараонов и обелиски. Обширны молчаливые пространства его дворов, окруженных колоннадами. Полон таинственного полу-мрака величественный гипостильный зал главного храма Амона с целым лесом тесно стоящих колоссальных колонн, наибольшие из которых имеют высоту 20,4 м, а диаметр 3,57 м. Все здесь рассчитано на создание впечатления сверхчеловеческой мощи, на то, чтобы сообщить вошедшему трепетное, приподнятое экстатическое или подавленное, приниженное состояние. Храм в Луксоре, древний Ипет-Сут, был построен в два приема: архитекторами Аменхотепом Младшим, Гори и Сути при Аменхотепе III и при фараоне Рамзесе II архитектором Бекенхонсу, то есть в 15 и 13 вв. до н. э. Луксорский храм Амона был вторым по размерам и значению в стране. Однако именно он оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие всей храмовой архитектуры Нового царства. Будучи построен почти целиком гениальным зодчим Аменхотепом Младшим, он оказался наиболее стройно выполненным, типичнейшим храмом эпохи. Для Луксора характерна исключительно четкая планировка. К культовым помещениям и молельням со статуями богов в глубине здания ведет величаво распахнутая анфилада из двух дворов с портиками. За первым двором стройно вздымает могучие стволы большая прецессионная колоннада из четырнадцати колонн, поч ти 20 м высоты, с капителями в виде (Широко раскрытых цветущих метелок папируса. Эта колоннада, тип колонн, а также их обилие (всего в Луксоре 151 колонна) оказали влияние на оформление средних нефов гипостильных залов в храмах последующих периодов. Со своеобразной силой выражено ощущение могучей поддержки перекрытия ритмом близко сдвинутых, необычайно гармоничных по пропорциям, пучкообразных колонн в двойных колоннадах второго двора Луксора. Скульптура. В скульптуре XVI11 династии, как ив архитектуре, главную роль играли придворные художники, в творчестве которых в эту эпоху гармонично переплелись две линии — официального искусства и искусства, предназначенного для частных лиц. Так, даже в царских статуях канонического типа из заупокойных храмов стали значительно определеннее передавать физиономически конкретные портретные черты. Особенно же это начало сказываться в скульптурных изображениях представителей знати — из частных гробниц. Традиционная идеализация, обобщение форм имеет своеобразный оттенок во многих пластических изображениях этого периода. Например, в деревянных фигурах жреца Аменхотепа и его жены Ран на и (середина 2 тысячелетия до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) сдержанная торжественность общей композиции и трактовки легкого шага сплавлена с пленительной поэтичностью стройных, легких силуэтов. Эти стилистические признаки, которые вносили лирическое начало еще в пластику предыдущей эпохи — Среднего царства, при XII династии, особенно ясно видны в трактовке образа фараона при царице Хатшепсут. Таковы, в первую очередь, статуи из заупокойного ансамбля царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахари начала 15 в. до н. э., изображающие ее в виде фараона, бога Осириса и сфинкса (Каир, Египетский (музей). Во всех изваяниях Хатшепсут есть портретное сходство. Однако в статуях больших размеров, 8 и 5 м высотой, входивших во внешнее монументально-декоративное оформление храма, намечено только общее сходство. Статуи же из центральных помещений храма, имевшие сугубо культовый характер, с большой проникновенностью, в очень мягкой манере, воссоздают индивидуальный облик царицы (мраморовидный известняк, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Именно в этих скульптурах проявился в полной мере новый официальный стиль портретов XVIII династии. Специфический облик правителя передан, но идеализирован так, чтобы создать образ одухотворенный, дышащий радостью жизни. Моделировка поверхности обобщенных объемов тонкая и даже изящная. Мягкость, изысканная утонченность и декоративность в характере проработки фиванской пластики постепенно все усиливались. Такие стилистические приемы получили наибольший расцвет в середине правления XVIII династии, в годы царствования фараонов Аменхотепа II и Аменхотепа III. Эти особенности стиля органично и ярко сказались также несколько позднее в своеобразно реалистическом искусстве короткого периода Ахетатона, которое было завершением развития искусства всей первой половины Нового царства. Одеяния статуй середины XVIII династии уже не обрабатывали гладкими полированными плоскостями. Их поверхность стали покрывать множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модные в эпоху Нового царства. В результате образовывалась живописная градация объемных планов и разнообразнейшая игра света и тени, что еще больше подчеркивала полихромная раскраска статуй. Так трактовали образы вельмож и их жен, например жены вельможи Нахтмй-1 на, наместника Нубии (известняк, конец 15 в. до н. э., Каир, Египетский музей). Те же стилистические признаки ощущаются и в официальных статуях царей. Например, в облике двух сфинксов фараона Аменхотепа III из заупокойного храма этого царя с западного берега Нила (теперь на набережной Невы в Ленинграде) особенно привлекательны плавность и мягкость общих контуров и масс фигур. И у этих монументальных изваяний фантастических существ декоративно тонко прорезан рисунок гривы — «накидки» на плечах и груди. Текучесть форм удлиненных, изящных фигур особенно привлекательна в малой пластике, в которой эти особенности стиля могли развиваться наиболее свободно. Она представлена довольно многочисленной группой изображений обнаженных танцовщиц, музыкантш и служанок в различных живых позах и поворотах. Вырезанные трехмерно и в рельефе, они служили изысканно-декоративными частями туалетных коробочек, ложечек или сосудов для ароматических масел. Такова, например, фигура плывущей девушки с цветком розового лотоса, в руках, служившим сосудиком для ароматического масла (середина 2 тысячелетия до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина). В период XVIII династии получил дальнейшее развитие и тип сидящей фигуры, формы которой скрыты под одеждой. Эту группу скульптур прекрасно характеризует кубообразная фигура вельможи Сенмута — приближенного и зодчего Хатшепсут, являвшегося также воспитателем ее маленькой дочери, головка которой изображена у него на коленях (черный гранит, начало 15 в. до н. э., Берлин, Государственные музеи). В этом официальном монумента-лизированном памятнике достигнута высшая для древнеегипетского искусства точка геометризма и статики фигуры. Рельефы и росписи XVIII династии. От эпохи Нового царства сохранилось огромное количество рельефов и росписей. Это раскрашенные рельефы на колоннах, стенах и пилонах храмов в Деир-эль-Баха-ри, в Карнаке и Луксоре; а также росписи царских и главным образом частных гробниц. В период XVIII династии появились я первые образцы древнеегипетской графики на папирусах — иллюстрации к ритуальным заупокойным текстам, так называемой «Книге мёртвых». В фиванских и других храмах — на их пилонах, стенах и колоннах помещали фризообразные рельефные композиции, в которых прославляли победы царей или представляли их во время совершения различных ритуальных обрядов. Ряд заново созданных композиций рассказывал о родословной фараонов, о происхождении их от богов. В таких рельефах появляется декоративная многоплановая разработка. Барельеф в тех местах, которые было необходимо выделить в связи с их смысловой значимостью, сочетали с высоким рельефом. Образовывались более интенсивные, контрастные тени по контуру той или иной фигуры или ее части. Темы рельефов и росписей в царских гробницах были ограничены священными текстами и строго, плоскостно трактованными изображениями — иллюстрациями к ним (например, роспись в гробнице фараона Аменхотепа II, XVIII династия, 15 в. до н. э.). Настенные же изображения в частных гробницах фиванского некрополя очень живописны и декоративны. Они отражают самые разнообразные стороны жизни и служебной деятельности вельмож, передают ритуал оживления тела хозяина гробницы для вечной жизни и, наконец, изобильный и радостный жертвенный пир. В разных помещениях в рельефы и росписи включены сцены работ в мастерских богатых поместий — гончаров, ювелиров, ткачей, изображения пахарей, сеятелей и жнецов за их занятиями. Показаны также охоты вельмож, прогон перед ними стад коров и овец, табунов лошадей. Гордясь и хвастаясь высокими должностями, эти чиновники приказывали помещать на стенах своих «вечных домов» сцены походов, захвата крепостей, сбора податей, приема даров от иноземцев, наблюдения за строительством храмов. Мягки, утонченны по прорисовке силуэты фигур. Многообразно проработаны различные планы рельефов — складки одежд, детали украшений, мелкозавитые пряди больших нарядных париков. Как и ранее, четким, подчиненным их ритуально-магическому назначению, было построчное размещение сцен на стенах. Однако ближе к середине.периода XVIII династии, особенно со времен Тутмоса IV и Аменхотепа III, при сохранении сочетания профиля головы и глаза в фас, развернутых фронтально плеч и профиля ног, появилось значительно большее, чем ранее, разнообразие свободно, непринужденно переданных движений, поз, поворотов фигур в три четверти, со спины и даже в фас, живописное многообразие группировок. Таким образом, коренным стилистическим своеобразием фиванских рельефов и росписей при XVIII династии (особенно в 15 в. до н. э.) было более определенное, чем ранее, проявление жизненной основы древнеегипетского искусства, при одновременном исполнении всех изображений в господствующем в эту эпоху духе изысканной декоративности. Большое место в отделке частных гробниц заняли темперные росписи. В них значительно усилилась живописность цветовых сочетаний, в частности благодаря широкому применению тонов розовато-лиловых, желтых, голубоватых. Особенно характерно воспроизведение румянца, теней на лицах, разных оттенков светлой и смуглой кожи, просвечивающей через тонкие белые легкие одежды. Многие новые черты эпохи проявились уже в рельефах храма Хатшепсут, передающих эпизоды экспедиции в страну Пунт. Наиболее же ясно они видны в росписях и рельефах фиванских частных гробниц (например, деталь росписи из безымянной гробницы с изображением г охоты вельможи в нильских зарослях, конец 15 в. до н. э., Лондон, Британский музей). Красочный, светлый мир возникает на их стенах. Многочисленные мелкие «штрихи» —детали делают эти композиции особенно жизненными и Конкретными. Радостно пирует вельможа Нахт с супругой, а под их креслом кошка с аппетитом поедает рыбу. Юноша из имения вельможи Мена несет на плечах антилопу, очевидно, также предназначенную для обильной трапезы. Юные служанки, танцовщицы, арфистки и лютнистки на пирах знатных люден — Рехмира, Кенамона и других услаждают слух и зрение присутствующих дам и господ нежными ритмическими звуками и движениями (например, музыкантши и танцовщицы из безымянной гробницы в фиванском некрополе, конец 15 в. до н.э.). Плавны и округлы силуэты и формы легких, гибких тел, удлинены узкие глаза, слегка прикрытые веками (например, в рельефе гробницы Рамеса, конец 15 в. до н. э.). Эти признаки-— свидетельство рафинированных вкусов — продолжали существовать как очень характерные и в искусстве краткого, но яркого периода Ахетатона, завершившего развитие искусства XVIII династии. Художественное ремесло XVIII династии. На роскошной, часто позолоченной мебели, рукоятках опахал и посохов, изящных вазах и кувшинах из фаянса, золота и камня бесконечно варьируются переплетения упругих стеблей цветущих лотосов и папирусов, рисунок их цветков, фигуры резвящихся антилоп. Разнообразны сочетания тонов, изгибающихся полос на стенках маленьких сосудов для благовоний, так называемых амфорисков и вазочек из катаного многоцветного стекла. Прекрасно представляет это изощренное художественное ремесло эпохи кресло из гробницы Юи и Туи, родителей любимой жены фараона Аменхотепа III—Тии (Каир, Египетский музей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|