Искусство второй половины Нового царства
(вторая половина 14- начало 11 в, до н. э.)
Начиная с XIX династии Египет опять вступил в полосу войн. В результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса 11 была возвращена утраченная к концу правления XVIII династии часть египетских владений в Передней Азии — в Палестине и Сирии и укреплено господство Египта в Нубии. Однако народы, казалось бы, навечно покоренные фараонами и в Нубии и в Передней Азии, продолжали сопротивляться деспотической власти египтян. Так, царям XIX династии пришлось вести долгую борьбу за преобладание в Сирии и Палестине с противником, оказавшимся равным им по силам,— с Хеттским государством, тем не менее в Египет снова хлынул поток богатств, что позволило возобновить широкое строительство. При кажущемся спокойствии внутри страны продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, которая приняла теперь скрытые формы; Рамсес II, правивший шестьдесят семь лет, не стремился уже порвать решительно с вновь очень укрепившимися фиванскими жрецами, а постарался лишь ослабить их огромную власть. Фивы остались официальной столицей государства, там даже шло большое строительство в храме Амона и были сохранены художественные мастерские. Реальную же столицу — место своего пребывания —-Рамсес II перенес в свой родной город Танис в Дельте, который он переименовал в Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Могучую поддержку, охрану себе фараоны XIX династии создали и в виде регулярного войска с обширными отрядами конницы и иноземных наемников, которых оплачивали из царской, государственной казны. Архитектура. В архитектуре и изобразительном искусстве и во второй половине Нового царства сохранилось главенство Фив. Именно в этом столичном городе во времена XIX и XX династий развернулось широкое храмовое строительство. Грандиозны были масштабы сооружений, чрезвычайной насыщенностью отличалось их оформление, очень широко применялись колонны. В фиванских храмах окончательно определилась следующая конструкция гипостильных залов: выделение двух рядов более высоких колонн среднего нефа в виде раскрытых метелок папируса, при более низких колоннах боковых нефов в виде одиночных стеблей папируса или их связок с нераспустившимися верхушками. По смыслу эти ряды колонн воспроизводили нильские заросли, где, по древнеегипетским культовым представлениям, родился в цветке лотоса бог солнца. Пышная и красочная декорация стен, стволов, капителей колонн и архитравов в виде полихромно раскрашенных рельефов органично их дополняла.
Именно в эти века достигли наибольшего размаха архитектурные работы в храме Амона в Карнаке. Были продолжены и окончены строительство и декорирование колоссального гипостильного зала — 103 м длины, 52 м ширины, со 134 колоннами,— который начали еще при фараоне Аменхотепе III, а во второй половине Нового царства строили при фараонах Харемхебе, Рамсесе I, Сети I и закончили при Рамсесе II. Авторы карнакского гипостиля — зодчие Аменхотеп Младший, Майя, Иупа и его сын Хатиаи. Типичнейшим храмом второй половины Нового царства в ансамбле Карнака с очень четким планом — пилоны, двор, залы и святилище с подсобными помещениями— является и небольшой храм бога луны Хонсу, сына бога Амона и богини Мут-Сохмет (рис. 4). Начатый во времена Аменхотепа III (общую его планировку в настоящее время приписывают Аменхотепу, сыну Халу), он был завершен зодчими Серамоном и Рамсенахтом при фараоне династии Рамсесе III, последнем сильном правителе Нового царства. К гармоничному и величавому храму Амона в Луксоре, построенному зодчим Аменхотепом Младшим при фараоне Аменхотепе III, в период правления Рамсеса II зодчим Бекенхонсу были пристроены пилон и большой двор с колонным портиком и гигантскими статуями Рамсеса II между колоннами и перед пилоном.
Два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле, в Нубии, близ вторых порогов были целиком вырублены в скалистом откосе левого берега Нила. Но и в этих скальных храмах были воспроизведены те же архитектурные детали, что в храме Хонсу. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. На их фоне из того же скального массива изваяны гигантские статуи: фасад большого храма (посвящен Рамсесу II и богам Амону, Ра-Горахте и Птаху) украшают четыре двадцати метровые сидячие статуи Рамсеса II, фасад малого храма, посвященного богине Хатор,—I стоящие статуи царя и его жены царицы Нефертари, изображенной в образе этой богини. Прямоугольный проход посередине фасада большого храма ведет в первое помещение со столбами и монументальными осирическими статуями царя. Потолок традиционно расписан синим, как небо, и усеян золотистыми звездообразными фигурами. Соколы — эмблемы обожествленного царя и одновременно солнечного божества — распластали на этом своде свои крылья. Далее следует трех-нефный колонный зал, а за ним — святилище. В последнем рядом с изваяниями верховных богов Амона, Ра-Горахте и Птаха помещено и изображение Рамсеса II. Таким образом, все в храме служит прославлению могучего царя. Рамессеум. На западном берегу Нила, напротив Фив, зодчий Пенра возвел для (Рамсеса II заупокойный ансамбль, так называемый Рамессеум. В сложный план его, определявшийся погребальным ритуалом, были включены дворец (вероятно местопребывание фараона во время хебседного церемониала), храм с рядом дворок, колонных залов и святилищем, кладовые. Части этого ансамбля были обильно и парадно оформлены скульптурой и росписями. Так, фасад дворца имел вид портика с двойной колоннадой и величественными осирическими колоссами царя. Колоннады обрамляли и несколько дворов, ритмически объединяя их и декорируя. Соединение в комплексе Рамесееума заупокойного храма и дворца явилось первым из аналогичных решений в архитектуре конца Нового царства.
4. Храм бога Хонсу в Карнаке. Зодчие Аменхотеп, сын Хану, Серамон и Рамсенахт. Общий вид. XX династия. 1-я четверть 12 в. до н. э. Реконструкция
• ■., ' • ■ ' ■< Заупокойный ансамбль Рамсеса III в Мединет-Абу, тоже на западном берегу Нила, недалеко от Фив, повторял в основном четкую планировку Рамесееума по одной (Центральной) оси. В отличие от последнего он лучше сохранился. Ансамбль был окружен двумя стенами крепостного характера с башенками-бойницами. Попасть за стены можно было, пройдя сквозь двое монументальных ворот, фланкированных прямоугольными в плане башнями, увенчанными зубцами. В выделенном третьей внутренней стеной центральном участке ансамбля находились храм, дворец, кладовые, сад и пруд. В целом облик ансамбля был строг и величав благодаря четкости, простоте форм крепостных стен, башен и ясности общей планировки. Детали же оформления интерьеров дворца и храма, их колонных залов были тяжеловесны, излишне массивны (например, базы и капители колонн). Скульптура. Круглая скульптура второй половины Нового царства в ряде случаев характеризуется массивностью, подавляющей тяжестью форм, подчеркнутой физической мощью фигур. Эти качества особенно присущи скульптуре с севера страны — из Мемфиса, Таниса, Пер-Рамсеса. Таков, например, колосс Рамсеса II из Таниса (Кайр, Египетский музей). Намеренное обращение к традициям Древнего царства было вызвано тем, что перечисленные стилистические приемы способствуют монументализации изображений, а следовательно, возвеличиванию образа правящего царя. Архаизацией облика отличаются и четыре гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле, а также колоссы этого царя в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и огромные его статуи в виде Осириса в Рамессеуме. У этих скульптур обобщены, монументализированы все объемы. У всех в лицах переданы лишь самые основные, типичнейшие портретные признаки. Все они, образно дополняя храмы и дворцы, в конструктивном отношении являются неотъемлемой их частью. Небывало торжественно воздвигаются статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами. Эти, наделенные сверхчеловеческой мощью и спокойствием монументы придают еще более величавое звучание самой грандиозной архитектуре.
В лучших образцах круглой пластики второй половины Нового царства, не предназначенных непосредственно для декорации какого-нибудь здания, таких, например, как голова мужской статуи (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и статуя писца Хапи из Карнака (Каир, Египетский музей), выразительная портретная характеристика при помощи кой моделировки формы дополнена очень нарядной, рассчитанной на живописную игру света и тени проработкой прядей париков и складок одежды. Эти стилистические черты выступают ив скульптурной группе градоначальника Фив Аменемхеба с женой и матерью — 14 в. до н. э,— и фигуре коленопреклоненного мужчины с наосом — 14 в. до н. э, (обе в Ленинграде, в Эрмитаже). Даже в некоторых статуях царей, например в изображении сидящего на троне фараона Рамсеса II (происходит из Карнака, Турин, Египетский музей), лицо, фигура, одеяние и атрибуты трактованы не в обобщающем, приподнято символическом, а в конкретно светском плане. Рельефы и росписи. В официальных рельефах храмов и дворцов XIX и XX династий художники выделяли образ фараона как покорителя других народов, главу сильнейшего государства, как торжествующего охотника. Причем, даже в этих, наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства XVIII династии: плавность утонченно изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объемов. Таковы, например, рельеф из храма Амона в Карнаке с изображением фараона Сети I, который поднимается на колесницу, и рельеф из абидосского храма Сети I, где он изображен с сыном во время охоты, а также рельеф на пилоне храма фараона IРамсеса III в Мединет-Абу, где он повергает массу врагов. Очень живо воспроизведена сцена охоты Рамсеса III на диких быков. Эта рельефная композиция, помещенная также на пилоне храма в Мединет-Абу, особенно живописна благодаря разнообразнейшей игре света и тени во врезанных линиях пересекающихся, как бы колеблемых ветром стеблей тростника. Отголоски трактовки первой половины Нового царства и периода Ахетатона сказываются даже в цветовом строе росписей царских гробниц в некрополе Фив. Наиболее характерны в этом отношении гробницы Сети I, Рамсесов II и III, жены Рамсеса II — царицы Нефертари. Культовые композиции на стенах их многочисленных, последовательно расположенных помещений включают различные изображения, связанные с солярным культом, воскрешением фараона, его постепенным переходом в загробный мир, в сонм богов.
Фигуры прорисованы легкой, строго графичной линией (например, в гробнице Нефертари). Но даже при плоскостности каноничной раскраски больших участков одежд и тел общая их цветовая гамма нежная, тонкая. Особенно долго традиции XVIII династии жили в рельефах и росписях гробниц фиванской знати, а также, правда, в течение небольшого срока, в аналогичных памятниках из Мемфиса. Живописны по приемам и очень естественны, повествовательны такие росписи фиванского некрополя, как ловля рыб и птиц на стене гробницы Хатиаи, как молитва под пальмой из гробницы Амоннахта. К этому же кругу памятников относится и стела вельможи Сетару из Фив (Ленинград, Эрмитаж) с мягко пролепленным и тонко декоративно расписанным рельефом, набросок на куске известняка — фигура стоящего мальчика (вторая половина 2 тысячелетия до н. э. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Из гробницы же в Мемфисе происходит рельеф с группой плакальщиков (середина 14 в. до н. э., Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Композиция включает несколько мужских фигур, стоящих, коленопреклоненных и припавших к земле. Выразительные позы и силуэты, а особенно разнообразные движения рук и пальцев воплощают богатейшую гамму скорбных чувств — разные степени отчаяния, горя, тоски по умершему. Постепенно в рельефах из частных гробниц XIX и XX династий (как и в круглой скульптуре), особенно к концу правления династии Рамессидов (в 12— 11 вв. до н. э.), усиливается изысканная декоративность изображений, технически выполненных с блеском, но в образном отношении академически холодных. Развитие искусства Нового царства со второй половины 14 в. по начало И в. до н. э. было приостановлено резким ухудшением положения страны. Произошло это потому, что длительные войны, которые вели правители Египта, серьезно ослабили его экономику. Участились нападения на долину Нила ливийцев. С севера же к границам Египта подступили иноземные племена, так называемые «народы моря», объединение которых до этого разгромило Хеттское царство и захватило египетские владения в Азии. В конце XIX династии постоянная борьба номовой знати за власть и неоднократные восстания рабов привели к распаду государства и смене династий. Но и у следующей, XX династии уже не было сил вернуть земли в Сирии и утраченную Нубию. Прекратился приток рабов, усилилась эксплуатация свободного населения страны. Стараясь преодолеть стремление знати к самостоятельности, фараоны пытались опереться на жречество. Они дарили храмам земли и рабов, способствуя этим их чрезвычайному могуществу. В результате к концу Нового царства трон царей Египта оказался в руках верховного жреца бога Амона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|