Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА





(11—4 вв. до н. 9.)

В течение Позднего периода продолжа­лась ослаблявшая страну бесконечная борьба разных групп знати за власть. Еще более участились восстания беднейшего населения и рабов, нападения на страну извне. Египет окончательно утратил земли в Нубии и Сирии.

С начала Ив. до конца первой полови­ны 10 в. до н. э. Египет, вновь распав­шийся на две части около 1050 г. до н. э. оказался под властью двух самостоятель­ных групп правителей: на севере, в Дель­те,— номархов Таниса, которые образова­ли XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах,— жрецов Амона, родственно свя­занных с танисскими фараонами.

С середины 10 в. до конца 8 в. до н. э. Египет снова объединили XXII—-XXIV ливийские династии, устроившие свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны.

С конца 8 в. по первую половину 7 в. до н. э., в период господства XXV нубий­ской, или эфиопской, династии, столицей страны снова стали Фивы. В это время в Нубию особенно явственно проникли мно­гие формы египетской культуры. Напри­мер, в столице Нубии — Напате сооружа­ли гробницы фараонов-нубийцев в виде небольших пирамид из кирпича.

В 671 г. до н. э. Египет был покорен ас­сирийцами. Борьбу против них возглавили правители западной Дельты, которым уда­лось снова в 663 г. до н. э. объединить под своей властью весь Египет и образовать XXVI саисскую династию (663—525 гг. до н. а.) со столицей в городе Саисе, в за­падной Дельте.

В связи с такой частой сменой цент­ральной власти и нехваткой средств в Поздний период возводили очень мало мо­нументальных построек. Для погребения фиванских фараонов в некрополе Фив ис­пользовали заброшенные скальные гроб­ницы. В Таяисе для устройства скромных усыпальниц местных правителей употреб­ляли части старых зданий. Только при ли­вийском фараоне Шешонке I зодчим Ха-ремсафом был сооружен обширный двор хеб-седа и начата постройка первого ги­гантского пилона (около двадцати метров в высоту) в храме Амона в Карнаке, кото­рый был закончен уже в эпоху Птолемеев, в 4—1 вв. до н. э. При нубийском же фараоне Тахарке посреди двора Шешонка возвели монументальную колоннаду с к пителями в виде раскрытых метелок пат руса, от которой теперь сохранилась одна колонна.



Краткий расцвет искусства благодаря некоторому подъему экономики наблюдается во время правления саисской династии. Снова развернулось строительств на этот раз главным образом в столице-Саисе, о зданиях которого мы знаем I упоминаниям греческого историка Геродота.

Тяжелая политическая ситуация и обстановка крайнего ослабления хозяйств страны, естественно, не способствовал развитию и изобразительного искусств; Правда, даже в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художнике обеспечивала тесная связь искусства с заупокойным культом. Поэтому мастерски продолжали работать. Из них выходил порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступали лучшим произведениям искусства предшествующих периодов. В общем в течение 11—9 вв. до н. э. в пластик Фив сохранилось тяготение к изысканно нарядности в подаче изображений, характерным свидетельством чего являете изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр). Большую нарядность придают этой скульптуре ожерелье и орнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбито в поверхность бронзы.

Некоторое оживление художественно жизни наступило при эфиопской династии, с конца 8 по первую половину 7 в до н. э., когда выполнялись заупокойные портреты 'знатных лиц, наделенные ин­дивидуальными характеристиками.

Типичны для этого времени бронзовая статуэтка фараона Тахарки (Ленинград, Эрмитаж) и статуя из черного гранита градоначальника Фив в правление Та­харки — Ментуэмхета, от Которой сохра­нилась верхняя часть (Каир, Египетский музей). При традиционности общей ком­позиции, объемной монументализированной трактовке формы, декоративности в проработке деталей в этих скульптурах убедительно и тонко переданы этниче­ские — негроидные — и психологические черты.

Живой характерностью силуэтов, объ­емов, движений отличаются многочислен­ные бронзовые, каменные и деревянные статуэтки богов в виде различных живот­ных: например, богини Бает в образе кош­ки, быка Аписа (обе в Ленинграде, в Эр­митаже). Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных и декоративно отделанных, в обратном отно­шении пусты и холодны.

В 525 г.до н. э, Египет был завоеван персидской державой Ахеменидов. В тече­ние 5 и 4 вв. до н. э. шла борьба за осво­бождение от этого ига.

Реалистические традиции древнеегипет­ского искусства не умерли и после саисского периода и даже после персидского завоевания, Они ярко сказываются в ряде портретных изображений жрецов, например голове жреца из зеленого ба­зальта 5 в. до и, э. (Берлин, Государствен­ные музеи) с резко индивидуальной ха­рактеристикой немолодого, сурового чело­века с усталым, но властным и холодным лицом.

Сохранил Египет известную, самосто­ятельность и после завоевания его в 332 г. до н. э. греко-македонцами, уже под управлением македонской династии Пто­лемеев, когда в страну проникло сильное влияние античной культуры. Сохранил он и в эти века не угасшие творческие «им­пульсы» и большое традиционное мастер­ство во всех сферах искусства. Даже в эллинистическое время были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облика храмов Нового царства.

Таковы храм богини Исиды на острове Филе (2 в, до н. э.), храм бога Гора в Эдфу (3—1 вв. до н. э.), храмы богини Хатор в Дендера (1 в. до н.э.— 1 в, н. э.)

и бога Себека в Ком-Омбо (2—1 вв. до н. э,). Общий облик их был менее гранди­озен и приподнято торжествен, чем ранее. Однако пропорции и формы основных ар­хитектурных частей и декора, а также рельефов и круглой скульптуры по-преж­нему сгармонированы так, что образуют, как и в классическую эпоху Нового цар­ства, органичное целое.

Монументальные рельефы на их стенах и пилонах, по-прежнему величаво воспе­вающие образы древнеегипетских культов, характеризуются контрастной, очень жи­вописной игрой света и тени. Торжествен­но встречают входящего величаво-спокой­ные монолитные фигуры соколов, олицет­воряющие Гора, в храме этого бога в Эдфу.

Правда, в деталях планы храмов стано­вятся более сложными: расстояния меж­ду колоннами при переходе из двора в гипостиль до половины высоты перекры­вают стенки, превращая, таким обра­зом, зал в более замкнутое, отгороженное от двора помещение (что соответствует усложнившимся культовым церемони­ям — таинствам). Колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжеленных, эклектичных форм, что свидетельствует о позднейшем време­ни их создания. Появление в египетском зодчестве таких «композитных», то есть сложных капителей ранее было невозмож­но и произошло под влиянием греко-римской архитектуры.

По существу, Поздний период — время медленного, но неуклонного упадка во всехсферах экономики, политической жизни, а также искусства. Даже некоторое оживление во второй трети 1 тысячелетия до н. э. торговых и культурных связей Египта с эллинским миром и Передней Азией не могло остановить этот процесс.

 

Глава 2





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.