Искусство Позднего периода
(11—4 вв. до н. 9.) В течение Позднего периода продолжалась ослаблявшая страну бесконечная борьба разных групп знати за власть. Еще более участились восстания беднейшего населения и рабов, нападения на страну извне. Египет окончательно утратил земли в Нубии и Сирии. С начала Ив. до конца первой половины 10 в. до н. э. Египет, вновь распавшийся на две части около 1050 г. до н. э. оказался под властью двух самостоятельных групп правителей: на севере, в Дельте,— номархов Таниса, которые образовали XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах,— жрецов Амона, родственно связанных с танисскими фараонами. С середины 10 в. до конца 8 в. до н. э. Египет снова объединили XXII—-XXIV ливийские династии, устроившие свою столицу в городе Бубастисе, в северной части страны. С конца 8 в. по первую половину 7 в. до н. э., в период господства XXV нубийской, или эфиопской, династии, столицей страны снова стали Фивы. В это время в Нубию особенно явственно проникли многие формы египетской культуры. Например, в столице Нубии — Напате сооружали гробницы фараонов-нубийцев в виде небольших пирамид из кирпича. В 671 г. до н. э. Египет был покорен ассирийцами. Борьбу против них возглавили правители западной Дельты, которым удалось снова в 663 г. до н. э. объединить под своей властью весь Египет и образовать XXVI саисскую династию (663—525 гг. до н. а.) со столицей в городе Саисе, в западной Дельте. В связи с такой частой сменой центральной власти и нехваткой средств в Поздний период возводили очень мало монументальных построек. Для погребения фиванских фараонов в некрополе Фив использовали заброшенные скальные гробницы. В Таяисе для устройства скромных усыпальниц местных правителей употребляли части старых зданий. Только при ливийском фараоне Шешонке I зодчим Ха-ремсафом был сооружен обширный двор хеб-седа и начата постройка первого гигантского пилона (около двадцати метров в высоту) в храме Амона в Карнаке, который был закончен уже в эпоху Птолемеев, в 4—1 вв. до н. э. При нубийском же фараоне Тахарке посреди двора Шешонка возвели монументальную колоннаду с к пителями в виде раскрытых метелок пат руса, от которой теперь сохранилась одна колонна.
Краткий расцвет искусства благодаря некоторому подъему экономики наблюдается во время правления саисской династии. Снова развернулось строительств на этот раз главным образом в столице-Саисе, о зданиях которого мы знаем I упоминаниям греческого историка Геродота. Тяжелая политическая ситуация и обстановка крайнего ослабления хозяйств страны, естественно, не способствовал развитию и изобразительного искусств; Правда, даже в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художнике обеспечивала тесная связь искусства с заупокойным культом. Поэтому мастерски продолжали работать. Из них выходил порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступали лучшим произведениям искусства предшествующих периодов. В общем в течение 11—9 вв. до н. э. в пластик Фив сохранилось тяготение к изысканно нарядности в подаче изображений, характерным свидетельством чего являете изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр). Большую нарядность придают этой скульптуре ожерелье и орнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбито в поверхность бронзы. Некоторое оживление художественно жизни наступило при эфиопской династии, с конца 8 по первую половину 7 в до н. э., когда выполнялись заупокойные портреты 'знатных лиц, наделенные индивидуальными характеристиками. Типичны для этого времени бронзовая статуэтка фараона Тахарки (Ленинград, Эрмитаж) и статуя из черного гранита градоначальника Фив в правление Тахарки — Ментуэмхета, от Которой сохранилась верхняя часть (Каир, Египетский музей). При традиционности общей композиции, объемной монументализированной трактовке формы, декоративности в проработке деталей в этих скульптурах убедительно и тонко переданы этнические — негроидные — и психологические черты.
Живой характерностью силуэтов, объемов, движений отличаются многочисленные бронзовые, каменные и деревянные статуэтки богов в виде различных животных: например, богини Бает в образе кошки, быка Аписа (обе в Ленинграде, в Эрмитаже). Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных и декоративно отделанных, в обратном отношении пусты и холодны. В 525 г.до н. э, Египет был завоеван персидской державой Ахеменидов. В течение 5 и 4 вв. до н. э. шла борьба за освобождение от этого ига. Реалистические традиции древнеегипетского искусства не умерли и после саисского периода и даже после персидского завоевания, Они ярко сказываются в ряде портретных изображений жрецов, например голове жреца из зеленого базальта 5 в. до и, э. (Берлин, Государственные музеи) с резко индивидуальной характеристикой немолодого, сурового человека с усталым, но властным и холодным лицом. Сохранил Египет известную, самостоятельность и после завоевания его в 332 г. до н. э. греко-македонцами, уже под управлением македонской династии Птолемеев, когда в страну проникло сильное влияние античной культуры. Сохранил он и в эти века не угасшие творческие «импульсы» и большое традиционное мастерство во всех сферах искусства. Даже в эллинистическое время были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облика храмов Нового царства. Таковы храм богини Исиды на острове Филе (2 в, до н. э.), храм бога Гора в Эдфу (3—1 вв. до н. э.), храмы богини Хатор в Дендера (1 в. до н.э.— 1 в, н. э.) и бога Себека в Ком-Омбо (2—1 вв. до н. э,). Общий облик их был менее грандиозен и приподнято торжествен, чем ранее. Однако пропорции и формы основных архитектурных частей и декора, а также рельефов и круглой скульптуры по-прежнему сгармонированы так, что образуют, как и в классическую эпоху Нового царства, органичное целое.
Монументальные рельефы на их стенах и пилонах, по-прежнему величаво воспевающие образы древнеегипетских культов, характеризуются контрастной, очень живописной игрой света и тени. Торжественно встречают входящего величаво-спокойные монолитные фигуры соколов, олицетворяющие Гора, в храме этого бога в Эдфу. Правда, в деталях планы храмов становятся более сложными: расстояния между колоннами при переходе из двора в гипостиль до половины высоты перекрывают стенки, превращая, таким образом, зал в более замкнутое, отгороженное от двора помещение (что соответствует усложнившимся культовым церемониям — таинствам). Колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжеленных, эклектичных форм, что свидетельствует о позднейшем времени их создания. Появление в египетском зодчестве таких «композитных», то есть сложных капителей ранее было невозможно и произошло под влиянием греко-римской архитектуры. По существу, Поздний период — время медленного, но неуклонного упадка во всехсферах экономики, политической жизни, а также искусства. Даже некоторое оживление во второй трети 1 тысячелетия до н. э. торговых и культурных связей Египта с эллинским миром и Передней Азией не могло остановить этот процесс.
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|