Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ





ВВЕДЕНИЕ

 

Страны Передней Азии — крупнейший наряду с Египтом очаг древневосточ-ной культуры. Это Двуречье, земли между Евфратом и Тигром, где сущест-вовали го­сударства Шумер, Аккад и Вавилон. Это Сиро-Финикия и Палес-тина — на восточ­ном берегу Средиземного моря. В Малой Азии и Северной Сирии государство хет­тов и хурритское государство Митанни, в горных районах к северу и северо-востоку от Тигра — Ассирия и Урарту, а также Иранское государство.

Многообразен этнический состав населе­ния Передней Азии. Многочисленны и разнообразны художественно-историче­ские памятники чрезвычайно большой эстетической значимости. Здесь была высоко развита архитектура. Создавались круглая скульптура и рельефы, настенные росписи, керамичес-кие, каменные и стек­лянные сосуды, ювелирные изделия.

Главным строительным материалом в районе древнейшей культуры Передней Азии, в Двуречье, на протяжении тысяче­летий был в отличие от Египта кирпич-сырец. Широко применяли его наряду с камнем и в прибрежных областях Восточ­ного Средиземноморья, и даже в богатых разнообразными каменными породами горных областях.

Ни в одной из религий Передней Азии не сложилось представление о переселе­нии души упершего человека в похожее на его тело изображение при повсеместно существовавшей вере в загробную жизнь. Поэтому в Передней Азии в меньшей степени, чем в Древнем Египте, развилось портретное искусство.

Историю Передней Азии, в том числе и историю искусства, делят на условно обо­значаемые этапы развития. Для древней­шего времени — по центрам, в которых обнаружены; наиболее характерные памят­ники каждого периода, или по археологи­ческим слоям. В более позднее время — по государствам и династиям.

 

 

ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ

 

 

В 6—5 тысячелетиях до н. э. в Северном и Южном Двуречье существовало племен­ное общество.

Культура и искусство Двуречья этой ранней эпохи прошли путь развития, ко­торый условно определяется следующими наименованиями. Период Халаф (Телль-Халаф), датируемый концом 6—5.тысяче-летиями до н. э. За ним следует период Убайд — 4000—3500 гг. до н. э. Наступив­ший затем период У рук охватывает время с 3500 по 3000 г. до н. э. Завершающим является период Джемдет-Наср с 3000 до 2850 г. до н. э.



С конца 4 тысячелетия до н. э. в боло­тистом Южном Двуречье, очевидно, уже жили шумерийцы, которые постепенно ас­симилировали существовавшие здесь ра­нее племена. Шумерийцам приходилось вести постоянную борьбу за существова­ние. На протяжении всего 4 тысячелетия до н. э. они были вынуждены отвоевывать у болот земли, удобные для занятия сель­ским хозяйством. Постепенно шумерийцы научились сооружать для осушения почвы дренажные каналы. Осваивая более высо­ко лежащие участки, они создавали систе­му оросительщлх каналов. В результате, даже при очень примитивных формах земледелия того отдаленного времени, естественное плодородие почвы, нанесен­ной мощным течением Евфрата и Тигра, позволяло получать излишки сельскохо­зяйственных Продуктов. На основе при­своения главами родовых общин значи­тельной доли материальных благ про­исходило постепенное имущественное расслоение шумерийского общества. В конце 4— начале 3 тысячелетия до н. э. сельское хозяйство отделилось от ремесла и началось применение рабско­го труда.

К этому времени наиболее крупные и богатые поселения уже превратились в го­рода. Вен власть в них, экономическая, общественная и религиозная, сосредоточи­лась в руках правителей из числа родовой знати. Свое главенствующее положение они защищали с помощью дружин, состо­явших из жителей городов. Однако в эту пору в первых городах-государствах Шу­мера еще сохраняли значение, как в сель­ских общинах, советы старейшин и народ­ные собрания.

Вследствие того, что в Двуречье отсут­ствовали строительный камень и лес, в те­чение 4 тысячелетия до н. э. складыва­лись формы архитектуры из сырцового кирпича. Постепенно вырабатывались пла­ны, характер оформления фасадов, кон­струкции перекрытий, сначала жилищ, а позднее гражданских построек, дворцов и храмов.

Периодические разливы Евфрата и Тиг­ра, часто катастрофические, заставляли выбирать для поселений возвышенные ме­ста. Затем из века в век новое строитель­ство осуществляли на утрамбованных руи­нах старых построек. Рядовые жилища из сырцового кирпича прошли путь развития от небольших однокомнатных, прямо­угольных в плане построек с круглой при­стройкой до многокомнатных домов с пло­скими и двускатными крышами. Остатки поселений с домами названных типов от­крыты при раскопках в Телль-Арпачийе, Хассуне» Джармо. Археологическими ра­ботами в древнем Уре была обнаружена даже керамическая модель дома.

В конце первой половины 4 тысячеле­тия до н. э., в период Убайд, в централь­ной части древнейших городов были по­строены первые небольшие храмы из сыр­цового кирпича с прихрамовыми хозяйст­венными помещениями. Относящийся к периоду Убайд храм в городе Эреду (со­временный Абу-Шахрайн) является древ­нейшим из ныне открытых. Его плани­ровка и общая композиция стали харак­терными и для всех последующих храмов Шумера. Храм возвышался над окружав­шими домами благодаря тому, что был со­оружен на высокой платформе, защищав­шей его от почвенной влаги. Для подъема на платформу служили лестницы, или пан­дусы. Прямоугольное здание самого храма располагалось не посредине платформы, а ближе к одному из ее краев. Планировка самого храма была основана на распреде­лении помещений вокруг центрального зала или двора. В дальнейшем в разных пунктах Двуречья зал этот бывал откры­тым или имел балочное перекрытие. Сте­ны храма снаружи и внутри, а также бо­ковые стороны платформы членили невы­сокие прямоугольные в плане выступы — лопатки. Это было средство для укрепле­ния сырцовой кладки и одновременно ее декорации.

Расписная керамика. Памятники искус­ства периода Халаф были найдены в мо­гилах поселений Северного Двуречья — Халаф (Телль-Халаф), Телль-Арпачийя, Хассуна, Самарра и других. Здесь откры­то много расписной многоцветной керами­ки — бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга, который по­явился только в конце 4 тысячелетия до н. э. уже у шумерийцев. Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску. Схематичные, тонко прорисованные чер­ным, коричневым, красным или желтым, фигуры птиц, рыб, женщин, скорпионов (несомненно, связанные с магическими представлениями, погребальными обряда­ми) размещены крестообразно — вокруг розетки или свастики — так, что создается ощущение бесконечного их вращения, «полета» по кругу.

Статуэтки периода Убайд. От периода Убайд сохранилась круглая пластика: гли­няные статуэтки, являющиеся, очевидно, изображениями женских и мужских бо­жеств плодородия (Оксфорд, Ашмолеан-музей; Багдад, Иракский музей). Все они отличаются стройными пропорциями, чет­ко воспроизведенными основными форма­ми тел, а также признаками пола; фанта­стическими, похожими на лягушачьи или змеиные, головами. Своеобразна следую­щая закономерность пластической переда­чи: ясное выделение объемов и расчленен­ность верхних частей статуэток — их го­лов, плеч, рук; графическая прочерченность треугольников на бедрах — символ женского начала и, наконец, в нижней части скульптур — обобщенная, суммар­ная лепка не отделенных друг от друга ног.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.