Искусство Передней Азии
ВВЕДЕНИЕ
Страны Передней Азии — крупнейший наряду с Египтом очаг древневосточ-ной культуры. Это Двуречье, земли между Евфратом и Тигром, где сущест-вовали государства Шумер, Аккад и Вавилон. Это Сиро-Финикия и Палес-тина — на восточном берегу Средиземного моря. В Малой Азии и Северной Сирии государство хеттов и хурритское государство Митанни, в горных районах к северу и северо-востоку от Тигра — Ассирия и Урарту, а также Иранское государство. Многообразен этнический состав населения Передней Азии. Многочисленны и разнообразны художественно-исторические памятники чрезвычайно большой эстетической значимости. Здесь была высоко развита архитектура. Создавались круглая скульптура и рельефы, настенные росписи, керамичес-кие, каменные и стеклянные сосуды, ювелирные изделия. Главным строительным материалом в районе древнейшей культуры Передней Азии, в Двуречье, на протяжении тысячелетий был в отличие от Египта кирпич-сырец. Широко применяли его наряду с камнем и в прибрежных областях Восточного Средиземноморья, и даже в богатых разнообразными каменными породами горных областях. Ни в одной из религий Передней Азии не сложилось представление о переселении души упершего человека в похожее на его тело изображение при повсеместно существовавшей вере в загробную жизнь. Поэтому в Передней Азии в меньшей степени, чем в Древнем Египте, развилось портретное искусство. Историю Передней Азии, в том числе и историю искусства, делят на условно обозначаемые этапы развития. Для древнейшего времени — по центрам, в которых обнаружены; наиболее характерные памятники каждого периода, или по археологическим слоям. В более позднее время — по государствам и династиям.
ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ
В 6—5 тысячелетиях до н. э. в Северном и Южном Двуречье существовало племенное общество. Культура и искусство Двуречья этой ранней эпохи прошли путь развития, который условно определяется следующими наименованиями. Период Халаф (Телль-Халаф), датируемый концом 6—5.тысяче-летиями до н. э. За ним следует период Убайд — 4000—3500 гг. до н. э. Наступивший затем период У рук охватывает время с 3500 по 3000 г. до н. э. Завершающим является период Джемдет-Наср с 3000 до 2850 г. до н. э. С конца 4 тысячелетия до н. э. в болотистом Южном Двуречье, очевидно, уже жили шумерийцы, которые постепенно ассимилировали существовавшие здесь ранее племена. Шумерийцам приходилось вести постоянную борьбу за существование. На протяжении всего 4 тысячелетия до н. э. они были вынуждены отвоевывать у болот земли, удобные для занятия сельским хозяйством. Постепенно шумерийцы научились сооружать для осушения почвы дренажные каналы. Осваивая более высоко лежащие участки, они создавали систему оросительщлх каналов. В результате, даже при очень примитивных формах земледелия того отдаленного времени, естественное плодородие почвы, нанесенной мощным течением Евфрата и Тигра, позволяло получать излишки сельскохозяйственных Продуктов. На основе присвоения главами родовых общин значительной доли материальных благ происходило постепенное имущественное расслоение шумерийского общества. В конце 4— начале 3 тысячелетия до н. э. сельское хозяйство отделилось от ремесла и началось применение рабского труда. К этому времени наиболее крупные и богатые поселения уже превратились в города. Вен власть в них, экономическая, общественная и религиозная, сосредоточилась в руках правителей из числа родовой знати. Свое главенствующее положение они защищали с помощью дружин, состоявших из жителей городов. Однако в эту пору в первых городах-государствах Шумера еще сохраняли значение, как в сельских общинах, советы старейшин и народные собрания.
Вследствие того, что в Двуречье отсутствовали строительный камень и лес, в течение 4 тысячелетия до н. э. складывались формы архитектуры из сырцового кирпича. Постепенно вырабатывались планы, характер оформления фасадов, конструкции перекрытий, сначала жилищ, а позднее гражданских построек, дворцов и храмов. Периодические разливы Евфрата и Тигра, часто катастрофические, заставляли выбирать для поселений возвышенные места. Затем из века в век новое строительство осуществляли на утрамбованных руинах старых построек. Рядовые жилища из сырцового кирпича прошли путь развития от небольших однокомнатных, прямоугольных в плане построек с круглой пристройкой до многокомнатных домов с плоскими и двускатными крышами. Остатки поселений с домами названных типов открыты при раскопках в Телль-Арпачийе, Хассуне» Джармо. Археологическими работами в древнем Уре была обнаружена даже керамическая модель дома. В конце первой половины 4 тысячелетия до н. э., в период Убайд, в центральной части древнейших городов были построены первые небольшие храмы из сырцового кирпича с прихрамовыми хозяйственными помещениями. Относящийся к периоду Убайд храм в городе Эреду (современный Абу-Шахрайн) является древнейшим из ныне открытых. Его планировка и общая композиция стали характерными и для всех последующих храмов Шумера. Храм возвышался над окружавшими домами благодаря тому, что был сооружен на высокой платформе, защищавшей его от почвенной влаги. Для подъема на платформу служили лестницы, или пандусы. Прямоугольное здание самого храма располагалось не посредине платформы, а ближе к одному из ее краев. Планировка самого храма была основана на распределении помещений вокруг центрального зала или двора. В дальнейшем в разных пунктах Двуречья зал этот бывал открытым или имел балочное перекрытие. Стены храма снаружи и внутри, а также боковые стороны платформы членили невысокие прямоугольные в плане выступы — лопатки. Это было средство для укрепления сырцовой кладки и одновременно ее декорации.
Расписная керамика. Памятники искусства периода Халаф были найдены в могилах поселений Северного Двуречья — Халаф (Телль-Халаф), Телль-Арпачийя, Хассуна, Самарра и других. Здесь открыто много расписной многоцветной керамики — бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга, который появился только в конце 4 тысячелетия до н. э. уже у шумерийцев. Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску. Схематичные, тонко прорисованные черным, коричневым, красным или желтым, фигуры птиц, рыб, женщин, скорпионов (несомненно, связанные с магическими представлениями, погребальными обрядами) размещены крестообразно — вокруг розетки или свастики — так, что создается ощущение бесконечного их вращения, «полета» по кругу. Статуэтки периода Убайд. От периода Убайд сохранилась круглая пластика: глиняные статуэтки, являющиеся, очевидно, изображениями женских и мужских божеств плодородия (Оксфорд, Ашмолеан-музей; Багдад, Иракский музей). Все они отличаются стройными пропорциями, четко воспроизведенными основными формами тел, а также признаками пола; фантастическими, похожими на лягушачьи или змеиные, головами. Своеобразна следующая закономерность пластической передачи: ясное выделение объемов и расчлененность верхних частей статуэток — их голов, плеч, рук; графическая прочерченность треугольников на бедрах — символ женского начала и, наконец, в нижней части скульптур — обобщенная, суммарная лепка не отделенных друг от друга ног.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|