Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов 3 курса




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«КИРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра патофизиологии

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 31. 05. 02 Педиатрия

к практическим занятиям по дисциплине

 «Патофизиология, клиническая патофизиология»


Оглавление

Тема: Предмет, структура, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология. 4

Тема: Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии. 7

Тема: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды.. 8

Тема: Повреждение клетки. 10

Тема: Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и
микроциркуляции. 13

Тема: Факторы неспецифической резистентности. Патофизиология воспаления. 18

Тема: Патофизиология воспаления. Ответ острой фазы. Хроническое воспаление. 25

Тема: Типовые нарушения теплового обмена: лихорадка как часть ответа острой фазы 27

Тема: Типовые нарушения теплового обмена: гипер- и гипотермии. 30

Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: иммунодефицитные состояния. 34

Тема: Типовые нарушения иммунной реактивности организма: аллергия, состояния и болезни иммунной аутоагрессии. 37

Тема: Итоговое занятие №1. 41

Тема: Типовые нарушения тканевого роста. Опухоли. 41

Тема: Типовые формы патологии системы красной крови. 44

Тема: Типовые формы патологии системы белой крови: лейкоцитозы,
лейкопении. 48

Тема: Гемобластозы как особая форма патологии системы крови. 52

Тема: Типовые формы нарушений в системы гемостаза. Лабораторная диагностика нарушений в системе гемостаза. 54

Тема: Типовые формы нарушений в системы гемостаза, их роль в патогенезе заболеваний человека. 60

Тема: Итоговое занятие №2. 65

Тема: Типовые формы нарушений пигментного обмена. 68

Тема: Печеночная недостаточность. 71

Тема: Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике. Язвенная болезнь. 73

Тема: Типовые формы патологии эндокринной системы.. 76

Тема: Типовые формы нарушений энергетического и углеводного обмена. 80

Тема: Типовые формы нарушения белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований. 83

Тема: Типовые нарушения водно-электролитного обмена(ВЭБ) и кислотно-основного состояния (КОС) 86

Тема: Типовые формы патологии почек. 89

Тема: Итоговое занятие №3. 93

Тема: Типовые формы патологии нервной системы: нарушения функционирования соматической нервной системы.. 94

Тема: Патофизиология боли. Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности. 97

Тема: Типовые формы патологии системы кровообращения: сердечная недостаточность, нарушения сердечного ритма. 100

Тема: Типовые формы патологии системы кровообращения: коронарная недостаточность, артериальные гипер- и гипотензии. 106

Тема: Типовые формы патологии газообменной функции легких. 109

Тема: Стресс и его значение в патологии. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний. 114

Тема: Итоговое занятие №4. 117

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 118


Тема: Предмет, структура, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология  

Цель занятия: Сформировать знания о предмете изучения патофизиологии и основных понятиях патофизиологии.

Задачи:

1.   рассмотреть предмет, задачи, методы патофизиологии;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить структуру патофизиологического эксперимента на примере экспериментальной модели гипобарической гипоксии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: физические понятия «барометрическое давление», «парциальное давление газа», растворимость газов в жидкости.

После изучения темы: требования кафедры, предмет, задачи, методы патофизиологии, особенности патофизиологического эксперимента, требования техники безопасности, метод патофизиологического анализа.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: соблюдать требования по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием и животными; моделировать гипобарическую гипоксию.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль по теме.

2. Беседа по теме занятия.

1). Определение, предмет, задачи патофизиологии. История патофизиологии.

2). Структура патофизиологии как учебной дисциплины.

3). Методы патофизиологии.

4). Характеристика патофизиологического эксперимента, его виды, стадии, преимущества и недостатки, требования к патофизиологическому эксперименту.

5). Особенности повреждающего действия на организм пониженного и повышенного барометрического давления. Этиология и патогенез горной, высотной, кессонной болезней.

 

3. Практическая работа.

Опыт №1. Экспериментальная модель изучения влияния на организм снижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (гипобарическая гипоксия, горная болезнь).

Цель: изучить патогенез, проявления и патогенетическую терапию горной болезни, продемонстрировать 3 фазы патофизиологического эксперимента.

Методика проведения: опытное животное (мышь) помещают под стеклянный колпак вакуумной камеры и откачивают воздух насосом Комовского, имитируюя подъем на высоту. Регистрируют и сравнивают изменение частоты и характера дыхания, двигательной активности, окраски кожи и слизистых на разных высотах, отмечают появление судорог у животного.

При появлении тяжелых симптомов горной болезни (6-8 тыс. м) в камеру добавляют кислород с повышенным содержанием СО2.

Результаты эксперимента заносят в таблицу 1 и отображают графически. Рассчитывают уровни рО2, при которых появляются первые признаки высотной болезни (увеличение частоты и глубины дыхательных движений, бледность кожи и слизистых, изменение реакции на сильный и слабый звуковой раздражитель) и тяжелые клинические проявления горной болезни (шаткая походка, клонико-тонические судороги, восходящий паралич, периодическое дыхание, редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг»).

Сделать вывод, сравнивая показатели исходного фона и при подъеме на высоту. Указать, на какой высоте развились адаптивно-компенсаторные и патологические реакции, охарактеризовать эти реакции. Отметить величину атмосферного барометрического давления и рассчитать парциальное давление кислорода на исследуемых высотах.

Пример: рассчитать pO2 в воздухе на высоте 7000 м при нормальном содержании О2 в воздухе - 21%.

Расчет: на высоте 7000 м атмосферное барометрическое давление составляет 303 мм рт ст. Для расчета парциального давления кислорода (pO2) составляем пропорцию:

 

303 мм рт ст - 100% (содержание всех газов в газовой смеси)

X мм рт. ст. - 21% (содержание О2 в газовой смеси)

 

    303 мм рт ст х 21%

Х = ----------------------------------- = 63 мм рт. ст. (pO2 на высоте 7000 м).

            100%

Результаты:

Таблица 1. Изменение физиологических функций у животного в зависимости от высоты подъема и под влиянием смеси О2 и СО2 на фоне тяжелых симптомов горной болезни.

Высота подъема (м) Атмосферное давление (мм рт. ст. ) рО2 (мм рт. ст. ) Частота и характер дыхания Окраска кожи и слизи-стых Двигатель-ная активность и ее нарушения Реакция на сильный и слабый раздражи-тель
0 (фон)        
         
         
         
         
Добав-ление СО22            

 

 

График 1. Изменение частоты дыхания при подъеме на высоту.

 

ЧДД (в мин)

                                                               Высота (м)

0     3000      5000      7000  9000

Вывод:

Опыт №2. Влияние декомпрессии на растворимость газов в воде.

Цель: пронаблюдать образование пузырьков газа в жидкости при быстром снижении барометрического давления, указать значение данного явления при высотной и кессонной болезни.

Методика проведения: стакан с водой помещают под колпак вакуумной камеры и при помощи насоса Комовского откачивают воздух, быстро снижая барометрическое давление. Отмечают " высоту", на которой в жидкости появляются пузырьки газа, затем увеличивают барометрическое давление до нормального и прослеживают за их исчезновением. Делают вывод с указанием влияния данного явления на органы и ткани.

Вывод:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...