Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с примером разбора). Проведение сравнительного анализа двух ситуаций

При восхождении группы альпинистов на вершину Эвереста на высоте 6500 м над уровнем моря один из альпинистов потерял сознание. Вдыхание кислорода через маску улучшило его состояние, сознание восстановилось. Однако из-за слабости и судорог в мышцах он не смог продолжить восхождение и его транспортировали в базовый лагерь на высоте 3000 м над уровнем моря, где его состояние нормализовалось. Почему дыхание кислородом улучшило состояние?

Ответ:

1. Развилась гипобарическая гипоксия.

2. Вдыхание кислорода оказалось эффективным, так как устранялась причина, вызывающая утрату сознания.

 

Задача 2

При полете на высоте 10 000 м произошла разгерметизация кабины самолета. Для продолжения полета на этой высоте пилот перешел на дыхание кислородом через маску, но самочувствие его оставалось плохим, и он был вынужден совершить экстренную посадку. Почему дыхание кислородом оказалось неэффективным?

 

Тема: Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии

Цель занятия: изучить основные вопросы, входящие в раздел «Общая нозология». Уметь определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов и/или форм патологии.

Задачи:

1. рассмотреть основные вопросы общей нозологии;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить влияние реактивности и резистентности на развитие патологических процессов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие реактивности и резистентности как биологического явления.

После изучения темы: основные категории и понятия нозологии, этиологии, патогенеза, понятия реактивности и резистентности.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Общая нозология».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль по теме.

2. Беседа по теме занятия.

1). Общая нозология. Отличие нозологии от патологии. Определения болезни. Понятие о норме и патологии. Характеристика основных категорий патологии:

- повреждение, виды повреждения и принципы его классификации;

- реакции – защитно-приспособительные и патологические, понятие об адаптации и компенсации;

- патологический процесс;

- патологическое состояние.

2). Этиология. Понятия причинности и детерминизма в этиологии.

3). Этиологический фактор и условия, их роль в возникновении болезни.

4). Принципы классификации этиологических факторов. Понятие о факторах риска. Роль социальных факторов, «болезни цивилизации».

5). Основные научные направления общей этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, теория факторов, теория социальной дезадаптации).

6). Общий патогенез: цепь патогенеза, характеристика элементов, входящих в цепь патогенеза на примере высотной болезни и других патологических процессов.

7). Понятие о нозологических формах, симптомах и синдромах. Стадии и исход болезни. Принципы профилактики и лечения болезней.

8). Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.

9) Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Причины наследственных форм патологии. Патогенез наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии. Болезни с наследственной предрасположенностью.

 

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1 (с примером разбора). Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать.

Ответ: у музыканта сформировался локальный патологический процесс (воспаление), а не болезнь, т. к. отсутствуют характерные признаки болезни: нет нарушений гомеостаза, не нарушена жизнедеятельность всего организма, не нарушены взаимоотношения с окружающей средой.

 

Задача №2. Недостаток витамина " С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.

Ответ:

 

 

Тема: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды

Цель занятия: Сформировать знания о факторах внешней и внутренней среды и роль в возникновении патологии.

Задачи:

1. рассмотреть патогенное действие факторов внешней и внутренней среды;

2. обучить принципам составления схем патогенеза;

3. изучить повреждающее действие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов на организм.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов.

После изучения темы: понятия болезнетворная причина и болезнетворные условия; этиология, патогенез и проявления алкоголизма, токсикомании, наркомании.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тест-контроль по теме.

2. Беседа по теме занятия.

1). Повреждающее действие физических факторов. Повреждающее действие механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений, факторов космического полета.

2). Патогенное действие химических факторов: экзо- и эндогенные интоксикации.

3). Алкоголизм, токсикомания, наркомания: характеристика понятий, виды, этиология, патогенез, проявления, последствия.

4). Болезнетворное влияние биологических факторов; вирусы, риккетсии, бактерии и паразиты как причины заболеваний.

5). Психогенные патогенные факторы; понятие о ятрогенных болезнях.

6). Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...