4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче. Задача №1 (с примером разбора). Проведение сравнительного анализа двух ситуаций При восхождении группы альпинистов на вершину Эвереста на высоте 6500 м над уровнем моря один из альпинистов потерял сознание. Вдыхание кислорода через маску улучшило его состояние, сознание восстановилось. Однако из-за слабости и судорог в мышцах он не смог продолжить восхождение и его транспортировали в базовый лагерь на высоте 3000 м над уровнем моря, где его состояние нормализовалось. Почему дыхание кислородом улучшило состояние? Ответ: 1. Развилась гипобарическая гипоксия. 2. Вдыхание кислорода оказалось эффективным, так как устранялась причина, вызывающая утрату сознания.
Задача 2 При полете на высоте 10 000 м произошла разгерметизация кабины самолета. Для продолжения полета на этой высоте пилот перешел на дыхание кислородом через маску, но самочувствие его оставалось плохим, и он был вынужден совершить экстренную посадку. Почему дыхание кислородом оказалось неэффективным?
Тема: Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии Цель занятия: изучить основные вопросы, входящие в раздел «Общая нозология». Уметь определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов и/или форм патологии.
Задачи: 1. рассмотреть основные вопросы общей нозологии; 2. обучить принципам составления схем патогенеза; 3. изучить влияние реактивности и резистентности на развитие патологических процессов. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: понятие реактивности и резистентности как биологического явления. После изучения темы: основные категории и понятия нозологии, этиологии, патогенеза, понятия реактивности и резистентности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Общая нозология».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль по теме. 2. Беседа по теме занятия. 1). Общая нозология. Отличие нозологии от патологии. Определения болезни. Понятие о норме и патологии. Характеристика основных категорий патологии: - повреждение, виды повреждения и принципы его классификации; - реакции – защитно-приспособительные и патологические, понятие об адаптации и компенсации; - патологический процесс; - патологическое состояние. 2). Этиология. Понятия причинности и детерминизма в этиологии. 3). Этиологический фактор и условия, их роль в возникновении болезни. 4). Принципы классификации этиологических факторов. Понятие о факторах риска. Роль социальных факторов, «болезни цивилизации». 5). Основные научные направления общей этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, теория факторов, теория социальной дезадаптации). 6). Общий патогенез: цепь патогенеза, характеристика элементов, входящих в цепь патогенеза на примере высотной болезни и других патологических процессов. 7). Понятие о нозологических формах, симптомах и синдромах. Стадии и исход болезни. Принципы профилактики и лечения болезней. 8). Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.
9) Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Причины наследственных форм патологии. Патогенез наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии. Болезни с наследственной предрасположенностью.
3. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1 (с примером разбора). Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать. Ответ: у музыканта сформировался локальный патологический процесс (воспаление), а не болезнь, т. к. отсутствуют характерные признаки болезни: нет нарушений гомеостаза, не нарушена жизнедеятельность всего организма, не нарушены взаимоотношения с окружающей средой.
Задача №2. Недостаток витамина " С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать. Ответ:
Тема: Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды Цель занятия: Сформировать знания о факторах внешней и внутренней среды и роль в возникновении патологии. Задачи: 1. рассмотреть патогенное действие факторов внешней и внутренней среды; 2. обучить принципам составления схем патогенеза; 3. изучить повреждающее действие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов на организм. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: понятие физических, химических, биологических, социальных и психогенных факторов. После изучения темы: понятия болезнетворная причина и болезнетворные условия; этиология, патогенез и проявления алкоголизма, токсикомании, наркомании.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Патогенное действие факторов внешней и внутренней среды».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тест-контроль по теме. 2. Беседа по теме занятия. 1). Повреждающее действие физических факторов. Повреждающее действие механических воздействий, электрического тока, ионизирующих излучений, факторов космического полета. 2). Патогенное действие химических факторов: экзо- и эндогенные интоксикации. 3). Алкоголизм, токсикомания, наркомания: характеристика понятий, виды, этиология, патогенез, проявления, последствия. 4). Болезнетворное влияние биологических факторов; вирусы, риккетсии, бактерии и паразиты как причины заболеваний. 5). Психогенные патогенные факторы; понятие о ятрогенных болезнях. 6). Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|