4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Пример задачи с разбором по алгоритму. Задача №1. Женщина А., 30 лет, поступила в отделение реанимации по скорой помощи. При обследовании: реакции заторможены, сознание спутано, на вопросы отвечает с трудом, имеется диффузный цианоз, желтушность склер, мелкоточечные кровоизлияния на слизистой оболочке ротовой полости. Температура 39С, АД 80/50 мм рт. ст. Со слов родственников известно, что пациентка беременна и неделю назад заболела тяжелой формой гриппа. Принимала аспирин. Через сутки состояние продолжает оставаться крайне тяжелым, сознание отсутствует, температура и АД остаются на прежнем уровне. Диурез 200 мл/сут. Данные лабораторных исследований: Кровь: Hb 75 г/л, эритроциты – 2, 5*1012/л, тромбоциты – 150*109/л. Моча: плотность – 1, 017, белок и Hb присутствует, сахар – не обнаружен, уробилин резко повышен. Тесты определения состояния системы гемостаза: время капиллярного кровотечения по Дьюку 15 мин (норма 2, 5-5). Протромбиновое время, активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), протромбин, фибриноген и продукты фибринолиза в границах нормы. Вопросы: 1. Какой вид нарушения гемостаза имеется у пациента? 2. Какие клинические симптомы свидетельствуют о нарушениях в системе гемостаза? 3. На основании анализа клинической картины и лабораторных данных сделайте и обоснуйте заключение о синдроме, развивающемся у пациентки. Опишите патогенез данного синдрома и механизмы имеющихся симптомов. 4. С каким синдромом необходимо дифференцировать данное состояние? В чем будет различие и сходство клинической картины и результатов лабораторных исследований?
Ответы: 1. Склонность к кровоточивости, обусловленная нарушением тромбоцитарно-сосудистого гемостаза вследствие тромбоцитопении. Гипокоагуляционный тромбогеморрагический синдром, региональная форма (тромботическая тромбоцитопеническая пурпура). 2. Петехии, олигурия, диффузный цианоз. 3. Тромботическая тромбоцитопеническая пурпура. Причиной нарушения гемостаза является травма эндотелия с образованием множественных мелких тромбоцитарных, гиалиновых тромбов в системе микроциркуляции. Это приводит к развитию ишемии в сосудах почек, ЖКТ, мозга и других органов. Диссеминированное образование тромбоцитарных тромбов обусловливает снижение числа тромбоцитов в крови и развитие геморрагического диатеза при сохранении в диапазоне нормы содержания факторов свертывания крови. Об этом свидетельствуют нормальные значения протромбинового времени, АЧТВ, протромбина, фибриногена и продуктов фибринолиза. Сужение просвета артериол, особенно селезенки, вызывает гемолиз эритроцитов с развитием гемолитической анемии. 4. Необходимо дифференцировать с ДВС-синдромом. В данном случае широкий диапазон возможных этиологических факторов затрудняет дифференциальную диагностику, так как беременность также может вызывать тромботическую тромбоцитопеническую пурпуру. Однако при ДВС-синдроме, помимо увеличения времени капиллярного кровотечения и снижения количества тромбоцитов, наблюдается увеличение протромбинового времени, активированного частичного тромбопластинового времени, уменьшение концентрации в плазме протромбина, фибриногена и увеличение концентрации продуктов фибринолиза.
Тема: Типовые формы нарушений в системы гемостаза, их роль в патогенезе заболеваний человека ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений в системы гемостаза, уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с патологией гемостаза.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы гемостаза; - обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями в системе гемостаза на основе разбора гемостазиограмм; - изучить роль нарушений функции системы гемостаза в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: общую характеристику системы гемостаза, структуру, функции. После изучения темы: определение, классификацию основных нарушений гемостаза, патогенетические механизмы нарушений гемостаза, основные функциональные и метаболические нарушения, возникающие при патологии гемостаза, алгоритм разбора гемостазиограмм, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм патологии системы гемостаза.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: оценивать числовые значения показателей гемостазиограммы на основе предложенного алгоритма, обьяснять механизмы развития типовых форм нарушения гемостаза, предлагать принципы коррекции.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Общая характеристика системы гемостаза: основные механизмы остановки кровотечения (тромбоцитаро-сосудистый, коагуляционный); механизмы противосвёртывания; механизмы фибринолиза. 2). Клинико-лабораторная характеристика системы гемостаза: типы кровоточивости, данные лабораторной диагностики и принципы оценки активности тромбоцитарно-сосудистого и коагуляционного гемостаза, системы антикоагулянтов и фибринолиза. Алгоритм разбора гемостазиограмм. 3). Этиопатогенетическая классификация нарушений гемостаза: геморрагические диатезы, тромбофилии, комбинированные нарушения – тромбогеморрагический синдром. 4). Причины, механизм и последствия нарушения тромбоцитарно-сосудистого (первичного) гемостаза: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, вазопатии. 5). Причины, механизм и последствия нарушения коагуляционного (вторичного) гемостаза: тромбопластинопатии, тромбинопатии, фибриногенопатии.
6). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии тромбозов. 7). Причины, механизм и последствия нарушения функции противосвёртывающей системы: антикоагулянтов (первичных и вторичных) и системы плазминогена. 8). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии гемофилии и болезни Виллебранда, тромбоцитопенической пурпуры, тромбастении Гланцмана, геморрагических васкулитов 9). ДВС-синдром (тромбогеморрагический): основные причины, патогенез, стадии развития, принципы лабораторной и клинической диагностики и патогенетической терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|