Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример задачи с разбором по алгоритму.




Задача №1 (с примером разбора). Ребенок 10 лет, проживающий в горной местности, поступил в клинику по поводу узлового зоба IV степени. Из анамнеза установлено, что в возрасте 5 лет родители обнаружили отставание в физическом и психическом развитии ребенка, замкнутость, угрюмость, раздражительность.

Данные обследования: брахицефалическая форма черепа, широкое лицо с низким лбом, широкий рот и толстые губы, глубокие глазные впадины, сухая морщинистая кожа, зубы кариозные, плоскостопие. Пульс 42 в минуту, ритм правильный. АД 85/55 мм рт. ст. Выведение 135I с мочой значительно уменьшено по сравнению с нормой.

Вопросы: 1. При каком заболевании щитовидной железы наблюдаются указанные симптомы? 2. Какова причина увеличения щитовидной железы? 3. На каком принципе должно строиться лечение ребенка?

Ответы:

1). Первичный гипотиреоз на фоне эндемического кретинизма.

2). Дефицит йода в эндемическом районе (где проживает больной) привел к недостаточному образованию гормонов щитовидной железы. По принципу обратной связи дефицит тиреоидных гормонов обусловливает усиление влияния ТТГ на функцию щитовидной железы. В связи с этим развивается ее гиперплазия. Гипотиреоз приводит к снижению активности обмена веществ и нарушению энергетического обеспечения работы ЦНС и процессов физического и психического развития.

3). Лечение ребенка должно строиться на принципе заместительной терапии – постоянном применении тиреоидных гормонов; при гигантском зобе – удаление части щитовидной железы.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больная З., 52 года, начало заболевания - 1, 5 года назад после курса рентгенотерапии. Жалобы на ослабление памяти, общую слабость, сонливость, облысение, отсутствие аппетита, увеличение веса тела. Плохо переносит холод. При объективном обследовании выявлено: кожа сухая, шелушащаяся, лицо отечное, на голове имеются участки облысения, речь замедлена, температура тела 35, 7 градусов, пульс 52 удара в мин, А/Д - 110/65 мм рт ст. Сахар крови - 3, 0 ммоль/л, основной обмен /-30%/.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №3. Больной М. родился с нормальным весом от нормальных родителей. В 6 месяцев он весил 13, 5 кг, в 9 лет его рост был равен 186 см, вес 80 кг. В 18 лет рост был равен 210 см. Симптомы акромегалии отсутствовали, обладал большой физической силой.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №4. Больной С., 30 лет, рост равен 120 см. Пропорции тела характерны для ребенка 3-4 лет. Голова небольшого размера, черты лица мелкие с детским соотношением некоторых частей (относительно малые размеры верхней челюсти и подбородка), избыточное отложение жира на груди и животе. Голос высокий. Растительность на лице и туловище отсутствует. Психическое развитие нормальное. Отмечается некоторая инфантильность в поведении, снижение памяти. Основной обмен в пределах нормы.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №5. Больная Р., 25 лет, рост средний. Лицо лунообразное, кожа на нем с багровым оттенком. Избыточное отложение жира на шее, плечах, животе. Кости тонкие. Отмечаются красные полосы растяжения на коже живота и плеч. Артериальное давление 160/90 мм рт. ст. Сахар крови – 7, 4 ммоль/л.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Задача №6. Больной обратился в клинику с жалобами на резкую слабость и быструю утомляемость. За последние 4 месяца потерял в весе 18 кг. При объективном исследовании было обнаружено: резкое истощение ор­ганизма, тургор кожи снижен, явление обезвоживания организма, кожные покровы на ладонях в местах складок и наибольшего трения об одежду пигментированы сильнее, чем окружающие участки. АД - 100/50 мм рт. ст. Сахар крови - 2, 75 ммоль/л. Скорость безусловных рефлексов уменьшена, выраженная брадикардия, основной обмен снижен.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

 

Тема: Типовые формы нарушений энергетического и углеводного обмена

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения углеводного и энергетического обмена.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений углеводного и энергетического обмена;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями углеводного и энергетического обмена;

- изучить роль нарушений углеводного и энергетического обмена в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ.

После изучения темы: основные виды нарушений энергетического и углеводного обмена, причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На основе экспериментальных данных и данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений углеводного и энергетического обмена.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторными животными, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Нейро-эндокринная регуляция углеводного обмена, основные механизмы нарушений нейро- эндокринной регуляции.

2). Гипогликемии: этиология, патогенез, основные проявления.

3). Гипергликемии: этиология, патогенез.

4). Наследственные нарушения углеводного обмена (галактоземия, фруктозурия и пентозурия; гликогенозы; дефицит дисахаридаз).

5) Определение, виды инсулиновой недостаточности, причины их развития.

6). Этиология и патогенез сахарного диабета I и II типов.

7). Нарушения углеводного обмена при сахарном диабете. Механизмы развития гипергликемии, глюкозурии, полиурии и полидипсии при сахарном диабете.

8). Нарушения жирового и белкового обмена при сахарном диабете.

9). Нарушения ВЭБ и КЩС при сахарном диабете.

10). Виды ком при сахарном диабете. Этиология, патогенез, дифференциальная диагностика. Принципы патогенетической терапии.

11). Патогенез хронических осложнений при сахарном диабете.

12). Принципы патогенетической терапии сахарного диабета

 3. Практическая работа.

Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель гиперинсулинизма».

Цель опыта: изучить в эксперименте влияние избыточного количества инсулина на организм мыши.

Методика проведения: у мыши в исходном состоянии определяют частоту дыхания, тонус мышц, реакцию нервной системы на сильный и слабый раздражитель, наблюдают за поведением. Затем внутрибрюшинно вводят инсулин из расчета 0, 1-0, 2 ед на одну мышь. Каждые 5 мин отмечают изменения поведения, частоты дыхания, мышечного тонуса и реакции нервной системы. Через 45-60 мин внутрибрюшинно вводят 5%-ый раствор глюкозы (самостоятельно рассчитать необходимое количество глюкозы для купирования введенного инсулина) и подкожно 0, 1 мл адреналина, в разведении 1: 10000. Вновь отмечают изменения показателей через 5-10 мин.

Примечания:

1) активность инсулина - 1 ед/мл (разведенный), 1 ед инсулина утилизирует 5 г глюкозы.

2) Тонус мышц оценивают по времени, в течение которого мышка удерживается передними лапками на пинцете.

 

Результаты:

Таблица 1. Изменение показателей жизнедеятельности мыши после введения инсулина.

Показатели

Фон

После введения инсулина (мин. )

После лечения

5 мин 10 мин
Поведение                    
Тонус мышц (сек. )                    
ЧДД/мин                    
Реакция нервной системы                    

Вывод:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...