4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
Задача №1. Больная Д., 38 лет, примерно через сутки после болевого приступа в области правого подреберья появилась желтуха, моча «цвета пива», кал бесцветный. Данные лабораторных анализов:
Вопросы: 1. Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза. 2. Как объяснить изменение цвета кала и мочи?
Задача №2. У больного Р., 33 лет, в течение недели отмечались катаральные явления, слабость, субфебрильная температура. Сутки назад появилась желтушность склер и темная моча, кал слабо окрашен, жалуется на зуд кожи.
Данные лабораторных анализов:
Вопросы: 1) Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза. 2) О чем может свидетельствовать повышение в крови непрямого билирубина и появление прямого, обнаружение в крови и моче уробилиногена? 3) О чем может свидетельствовать обнаружение в крови и моче уробилиногена? 4) О чем может свидетельствовать повышение в крови АЛТ и АСТ?
Тема: Печеночная недостаточность
ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушения функции печени.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, последствия, принципы патогенетической терапии острой и хронической печеночной недостаточности; - обучить методам патофизиологического разбора результатов лабораторных анализов при состояниях, связанных с нарушениями функции печени; - изучить роль нарушений функции печени в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: анатомию и физиологию печени После изучения темы: этиологию и патогенез различных видов печеночной недостаточности, печеночной энцефалопатии и комы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: По данным биохимических анализов крови проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с печеночной недостаточностью.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1) Общая этиология нарушений функций печени. 2) Принципы классификации печеночной недостаточности. 3) Патогенез повреждения гепатоцита. 4) Нарушения обмена веществ при печеночной недостаточности: белкового аминокислотного, углеводного, жирового, пигментного обменов, обмена витаминов и БАВ. 5) Нарушения детоксицирующей функции печени. 6) Синдром гепато-церебральной недостаточности. Патогенез печеночной комы. 7) Патогенез портальной гипертензии. Клинические проявления. 8) Этиология и патогенез образования желчных камней. 9) Биохимические синдромы печеночной недостаточности: цитолиза, гепатоцеллюлярной недостаточности, мезенхимально-воспалительный, холестаза.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Указать наличие биохимических синдромов при печеночной недостаточности. 1) Есть или нет нарушения целостности гепатоцитов: а) выявление синдрома цитолиза: повышение активности в сыворотке АЛТ, ЛДГ5, АСТ. б) выявление синдрома холестаза: гипербилирубинемия за счет прямого билирубина, повышение щелочной фосфатазы, 5-НК, γ -ГТ и холестерина крови. 2) Есть или нет мезенхимально-воспалительный синдром: повышение уровня a2- и g-глобулинов. 3) Есть или нет синдром гепатоцеллюлярной недостаточности: снижение альбуминов, протромбина, фибриногена, гипербилирубинемия преимущественно за счет непрямого билирубина, появление аммиака в крови и спинномозговой жидкости. 2. Определить вид печеночной недостаточности (острая или хроническая) по анамнезу и преобладанию синдромов: цитолиза, мезенхимально-воспалительного, гепатоцеллюлярного. 3. Указать возможную причину и патогенез данного вида печеночной недостаточности. 4. Указать патогенез всех клинических проявлений. 5. Указать принципы патогенетической терапии. Пример задачи с разбором по алгоритму.
Задача №1. Больной К., 50 лет. Десять лет назад перенес вирусный гепатит " В". Пониженного питания, кожные покровы сухие, желтушные, с множественными кровоизлияниями. Имеются признаки гипертиреоза. Живот увеличен в размерах. Больному сделан лапароцентез. Из брюшной полости удалено 3, 5 л прозрачной жидкости. Указать биохимические синдромы. Определить характер течения печеночной недостаточности. Указать патогенез клинических проявлений. Ответ: имеются синдромы цитолиза, холестаза, воспалительный, гепато-целл. недостаточности; хроническая печеночная недостаточность., нарушения обмена веществ (гиповитаминоз А, гипербилирубинемия, нарушение связывания тироксина транспортным белком), геморрагический синдром, синдром портальной гипертензии, асцит.
Задача №2. Больная Л., 20 лет, заболела остро, после употребления в пищу грибов. Жалобы на боли в правом подреберье, головную боль, многократную рвоту. Через 3 часа состояние резко ухудшилось. Больная в общение не вступает, реагирует только на очень громкий звук. Дыхание шумное, глубокое, редкое. АД - 100/60 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту. Глазные и сухожильные рефлексы снижены.
Задача № 3. Больной К., 58 лет, доставлен в клинику в тяжелом состоянии: плохо ориентируется во времени и пространстве. Выражены пирамидные расстройства (рефлекс Бабинского положительный, гиперрефлексия). Отмечается мышечная гипертония, ригидность мышц, гипомимия, дизартрия, нарушение координации движений. «Печеночный» запах изо рта. Асцит, отеки на ногах. Из анамнеза известно: больной К. ранее проходил лечение по поводу цирроза печени. Общий анализ крови: эритроциты - 2, 1 х 1012 /л, гемоглобин - 100 г/л, ЦП - 0, 79, СОЭ- 22 мм/ч, тромбоциты - 18 х 109 /л, лейкоциты - 2, 0 х 109 /л. У больного снижено содержание в крови протромбина, проконвертина. Определено повышенное содержание в сыворотке крови и в моче кетоновых тел. Таблица. Биохимические анализы крови к задачам
Тема: Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике. Язвенная болезнь ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений пищеварения и их связи с основными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии пищеварительной системы; - обучить методам патофизиологического разбора анализов желудочного сока и состояний, связанных с нарушениями функции пищеварительной системы;
- изучить роль нарушений пищеварительной системы в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: анатомию и физиологию пищеварительной системы. После изучения темы: этиологию и патогенез нарушений пищеварительной функции желудка и кишечника.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать на животных типовые нарушения пищеварения, проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пищеварительной функции желудка и кишечника.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: анатомическими навыками работы с лабораторными животными, основной терминологией по теме занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Роль пищи и питания в их возникновении; значение нейрогенных и гуморальных факторов. 2). Инфекционные процессы в пищеварительной системе. Патогенное влияние курения и злоупотребления алкоголем. 3). Нарушения слюноотделения, гипо- и гиперсаливация. Нарушения жевания, глотания. 4). Нарушения резервуарной, секреторной и моторной функций желудка. Количественные и качественные нарушения секреторной функции желудка. Типы патологической секреции. Гипо- и гиперкинетические состояния желудка. 5). Нарушения эвакуации желудочного содержимого: отрыжка, изжога, тошнота, рвота. Связь секреторных и моторных нарушений. Эндокринная функция желудка при патологии. 6). Острые и хронические гастриты. Хеликобактериоз и его значение в развитии гастритов и язвенной болезни. 7). Расстройства функций тонкого и толстого кишечника. Нарушения секреторной функции. Значение повреждения энтероцитов, панкреатической ахилии, ахолии; роль гастроинтестинальных гормонов. 8). Нарушения полостного и пристеночного пищеварения; нарушения всасывания. Нарушения моторики кишечника. Поносы, запоры, кишечная непроходимость. 9). Нарушения барьерной функции кишечника; кишечная аутоинтоксикация; колисепсис, дисбактериозы. Энтериты, колиты. Характеристика синдрома мальабсорбции. Роль наследственного дефицита дисахаридаз и глютеновой энтеропатии в нарушении функции тонкого кишечника. 10). Язвенная болезнь и симптоматические язвы желудка и 12-перстной кишки. Теории ульцерогенеза. Современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни. Принципы лечения. 11). Нарушения секреторной функции поджелудочной железы; острые и хронические панкреатиты.
3. Практическая работа. Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель нарушения пристеночного пищеварения». Цель: изучить изменение пристеночного пищеварения при разрушении ферментов слизистой кишечника под действием термического фактора. Методика эксперимента: в 4 пробирки наливают по 1 мл 0. 1%-ного р-ра крахмала. Первая пробирка является контрольной, во вторую добавляют 2-3 капли слюны (для демонстрации действия на крахмал амилазы слюны), в третью помещают отрезок тонкого кишечника крысы, тщательно отмытый водой; в четвертую - такой же отрезок, предварительно подвергнутый термической обработке (кипячение 10 минут). Термическая обработка ведет к разрушению ферментов. Пробирки выдерживают 20-30 минут при комнатной температуре. Для оценки остаточного количества крахмала в каждую пробирку добавляют по 1 капле р-ра Люголя. По интенсивности синей окраски делают вывод о влиянии термического фактора на простеночное пищеварение в тонком кишечнике. Оценку производят по 4-х бальной системы в крестах. Результаты: Таблица 1. Степень расщепления крахмала.
Вывод:
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора анализов желудочного сока: 1). Оценить секреторную функцию желудка: - по показателям объёма порций желудочного сока в динамике (натощак, базальная, стимулированная) установить, есть или нет нарушение секреции (гиперсекреция, гипосекреция). - по показателям свободной HCl, общей кислотности, дебиту HCl установить, есть или нет нарушение кислотообразования (гиперацидное, нормацидное, гипоацидное, анацидное состояние, ахлоргидрия, ахилия). 2). Оценить эвакуаторную функцию желудка: - по объёму содержимого натощак, установить, есть или нет нарушение эвакуации (нормальна, замедлена). Задачи №1-4. Используя алгоритм, провести патофизиологический анализ желудочной секреции по показателям, приведенным в таблице 2. Используя данные ФГДС, по результатам выявленных нарушений, составить заключение. 1). Указать возможные причины и механизмы выявленных нарушений. 2). Указать возможные нарушения пищеварения в кишечнике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|