4. Ситуационные задачи для разбора на занятии
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм разбора ситуационных задач. 1. Назовите вид патологического процесса. 2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений. 3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии. 4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму.
Задача №1. Больной К., 44 года, начало заболевания связывает с перенесенной психической травмой (автомобильная катастрофа). Жалобы на общую слабость, сухость во рту, жажду, повышенный аппетит, похудание, обильное отделение мочи, зуд кожи. Анализ мочи: уд. вес - 1031, сахар - 2, 1%, диурез - 2500мл. Сахар крови - 9 ммоль/л. Провести разбор задачи по алгоритму. Дополнительные вопросы: Почему психическая травма спровоцировала начало заболевания? Ответы: 1. Абсолютная инсулиновая недостаточность (сахарный диабет 1 типа). 2. Иммунное повреждение бета-клеток – снижение синтеза инсулина – нарушение поступления глюкозы в инсулин-зависимые ткани – гипергликемия, глюкозурия, полиурия; похудание. 3. Заместительная терапия инсулином. 4. При стрессе происходит выброс контринсулярных гормонов (адреналин, глюкокортикоиды). Задачи для самостоятельного разбора на занятии Задача №2. Больная В., 65 лет, поступила без сознания. За два часа до потери сознания у нее отмечалась значительная слабость, вялость, сонливость, тошнота, рвота, сухость во рту, сильная жажда, обильное отделение мочи, одышка. При объективном обследовании выявлено: запах ацетона изо рта, язык сухой, сахар крови - 20, 3 ммоль/л. Анализ мочи (взята с помощью катетера): уд. вес - 1040, сахар - 4, 5%, белок - 2, 5%, ацетон, выщелоченные эритроциты, гиалиновые, зернистые и эпителиальные цилиндры.
Провести разбор задачи по алгоритму.
Задача №3. Больная И., 33 года, страдает сахарным диабетом с 23 лет. После обычной инъекции инсулина проснулась внезапно ночью в состоянии сильного беспокойства и страха. У больной спутанное сознание, профузное потоотделение, слабость, сердцебиение, тремор конечностей. Сахар крови - 2, 1 ммоль/л. Вопросы: Провести разбор задачи по алгоритму.
Задача №4. Пациентка В. 36 лет, более 13 лет болеющая СД, обратилась к врачу с жалобами на быстрое ухудшение зрения, мелькание «мушек» и «прозрачных мелких предметов» перед глазами, резь в глазах при чтении мелкого шрифта. При обследовании установлено: значительное снижение остроты зрения, сужение латеральных полей зрения обоих глаз; неравномерное утолщение стенок микрососудов глазного дна, наличие в них микроаневризм и пристеночных микротромбов, отёк ткани сетчатки, наличие в ней новообразованных сосудов и микрогеморрагий. В беседе с пациенткой врач сообщил, что ухудшение зрения у неё является результатом диабетической микроангиопатии — патологических изменений в стенках микрососудов глазного яблока, дал необходимые рекомендации и назначил соответствующее лечение. Вопросы 1. Какие виды расстройств микроциркуляции в тканях сетчатки глаза имеются у данной пациентки? Ответ обоснуйте. 2. К каким нарушениям микроциркуляции и каким образом могут привести микроаневризмы, утолщение стенок и пристеночные микротромбы сосудов? 3. О наличии какой формы (или форм) расстройств микроциркуляции свидетельствует отёк сетчатки глаза?
Тема: Типовые формы нарушения белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований.
ЗАДАЧИ: - рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований; - обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями обмена веществ; - изучить роль нарушений обмена веществ в формировании заболеваний человека.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ. После изучения темы: основные виды нарушений обмена веществ, их этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы патогенетической терапии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На основе данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений обмена веществ.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки. 2. Беседа по теме занятия по вопросам: 1). Нарушения белкового обмена: а) нарушения поступления белка в организм; б) нарушения обмена аминокислот; в) нарушения синтеза белков и изменения белкового состава плазмы; г) нарушения конечных этапов обмена белка. 2). Нарушения обмена азотистых оснований. 3). Нарушения жирового обмена: а) нарушения переваривания и всасывания липидов в тонкой кишке; б) нарушения транспорта липидов кровью, виды гиперлипидеми, атеросклероз; в) нарушения депонирования липидов в жировой ткани (ожирение); г) нарушения межуточного обмена липидов в периферических тканях; 4). Нарушения обмена витаминов. Этиология, патогенез гипо- и гипервитаминозов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|