Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Пример задачи с разбором по алгоритму.

 

Задача №1. Больной К., 44 года, начало заболевания связывает с перенесенной психической травмой (автомобильная катастрофа). Жалобы на общую слабость, сухость во рту, жажду, повышенный аппетит, похудание, обильное отделение мочи, зуд кожи. Анализ мочи: уд. вес - 1031, сахар - 2, 1%, диурез - 2500мл. Сахар крови - 9 ммоль/л.

Провести разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы: Почему психическая травма спровоцировала начало заболевания?

Ответы:

1. Абсолютная инсулиновая недостаточность (сахарный диабет 1 типа).

2. Иммунное повреждение бета-клеток – снижение синтеза инсулина – нарушение поступления глюкозы в инсулин-зависимые ткани – гипергликемия, глюкозурия, полиурия; похудание.

3. Заместительная терапия инсулином.

4. При стрессе происходит выброс контринсулярных гормонов (адреналин, глюкокортикоиды).

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больная В., 65 лет, поступила без сознания. За два часа до потери сознания у нее отмечалась значительная слабость, вялость, сонливость, тошнота, рвота, сухость во рту, сильная жажда, обильное отделение мочи, одышка. При объективном обследовании выявлено: запах ацетона изо рта, язык сухой, сахар крови - 20, 3 ммоль/л. Анализ мочи (взята с помощью катетера): уд. вес - 1040, сахар - 4, 5%, белок - 2, 5%, ацетон, выщелоченные эритроциты, гиалиновые, зернистые и эпителиальные цилиндры.

Провести разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №3. Больная И., 33 года, страдает сахарным диабетом с 23 лет. После обычной инъекции инсулина проснулась внезапно ночью в состоянии сильного беспокойства и страха. У больной спутанное сознание, профузное потоотделение, слабость, сердцебиение, тремор конечностей. Сахар крови - 2, 1 ммоль/л.

Вопросы:

Провести разбор задачи по алгоритму.

 

Задача №4. Пациентка В. 36 лет, более 13 лет болеющая СД, обратилась к врачу с жалобами на быстрое ухудшение зрения, мелькание «мушек» и «прозрачных мелких предметов» перед глазами, резь в глазах при чтении мелкого шрифта. При обследовании установлено: значительное снижение остроты зрения, сужение латеральных полей зрения обоих глаз; неравномерное утолщение стенок микрососудов глазного дна, наличие в них микроаневризм и пристеночных микротромбов, отёк ткани сетчатки, наличие в ней новообразованных сосудов и микрогеморрагий.

В беседе с пациенткой врач сообщил, что ухудшение зрения у неё является результатом диабетической микроангиопатии — патологических изменений в стенках микрососудов глазного яблока, дал необходимые рекомендации и назначил соответствующее лечение.

Вопросы

1. Какие виды расстройств микроциркуляции в тканях сетчатки глаза имеются у данной пациентки? Ответ обоснуйте.

2. К каким нарушениям микроциркуляции и каким образом могут привести микроаневризмы, утолщение стенок и пристеночные микротромбы сосудов?

3. О наличии какой формы (или форм) расстройств микроциркуляции свидетельствует отёк сетчатки глаза?

 

 

Тема: Типовые формы нарушения белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушения белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм нарушений белкового, липидного обмена, обмена нуклеиновых оснований;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями обмена веществ;

- изучить роль нарушений обмена веществ в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: понятие об обмене веществ, виды обмена веществ, биохимические превращения веществ в организме; влияние эндокринной системы на обмен веществ.

После изучения темы: основные виды нарушений обмена веществ, их этиологию, патогенез, клинические проявления и принципы патогенетической терапии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На основе данных лабораторно-клинических анализов проводить патофизиологический разбор нарушений обмена веществ.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Нарушения белкового обмена:

а) нарушения поступления белка в организм;

б) нарушения обмена аминокислот;

в) нарушения синтеза белков и изменения белкового состава плазмы;

г) нарушения конечных этапов обмена белка.

2). Нарушения обмена азотистых оснований.

3). Нарушения жирового обмена:

а) нарушения переваривания и всасывания липидов в тонкой кишке;

б) нарушения транспорта липидов кровью, виды гиперлипидеми, атеросклероз;

в) нарушения депонирования липидов в жировой ткани (ожирение);

г) нарушения межуточного обмена липидов в периферических тканях;

4). Нарушения обмена витаминов. Этиология, патогенез гипо- и гипервитаминозов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...