Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие договора о передаче ноу-хау

Ноу-хау, или секреты производства, как и объекты авторского, патентного права, знаки обслуживания и проч. относят к категории “интеллектуальная собственность”. Права на ноу-хау при этом не носят исключительного характера, который предполагает возможность использования по договору другими лицами полученных результатов. Право владельца ноу-хау на защиту от незаконного использования ноу-хау основано только на том, что он является фактически единственным обладателем информации.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ, ст.2 Закона “О коммерческой тайне” секреты производства (ноу-хау) – это охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты творческой деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы ими на законном основании, в том числе:

– неопубликованные научно-технические результаты, технические решения, методы, способы использования технологических процессов и устройств, которые не обеспечены патентной защитой по законодательству или по усмотрению лица, обладающего такой информацией на законном основании;

– знания и опыт в области реализации продукции и услуг; сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;

– коммерческие, методические или организационно-управленческие идеи и решения.

Признаки ноу-хау:

1. Информация должна быть общедоступной, должна иметь действительную или потенциаль-ную коммерческую ценность. Коммерческая ценность информации определяется в зависимости от того, что нового содержит в себе информация в плане применения технологических, коммерческих и других знаний и даст ли использование этих новшеств экономический эффект? Например, секрет производства могут составлять результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных подобных работ (НИОКР). Информация о планах проведения и о содержании таких работ, технических заданий, ходе их проведения обычно относится к секретной.

2. Кроме технических разработок и решений к ноу-хау может быть также отнесена информация об организации производства, о программах экономического развития предприятия, проектах осуществления коммерческих мероприятий и т.д., которые должны обладать признаками новизны и конфиденциальности. Статистическая информация (о спросе на различные товары, стандартные условия заключения соглашений и проч.) не является ноу-хау, и использование ее в этом качестве (например, для встречного погашения обязательств или формирования уставного капитала организации) неправомерно.

3. Следующее условие придания информации статуса ноу-хау – отсутствие к ней доступа на законном основании. Ряд сведений (см. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91) не может составлять коммерческую тайну (например, уставные и регистрационные, лицензии, патенты, документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, документы о платежеспособности, сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда и проч.). Запреты на отнесение информации к коммерческой тайне содержатся в ряде специальных законов (Федеральном законе от 22.04.96 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Законе РФ от 11.03.92 2490-1 “О коллективных договорах и соглашениях” и др.).

Владелец ноу-хау (секретов производства) должен принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации. Например, приказом руководителя организации утверждается Перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне и правила работы сотрудников с такой информацией (ограничение доступа, запрет выносить документы за пределы организации и т.п.). Условия по обеспечению конфиденциальности информации могут быть включены в трудовые договоры с работниками организации.

О передаче информации, составляющей ноу-хау, владельцем информации заключается договор о передаче ноу-хау. Исходя из положений Закона “О коммерческой тайне”, ГК РФ и ряда других норм договор о передаче ноу-хау можно определить как договор, по которому обладатель коммерческой тайны возмездно передает конфиденту коммерчески ценную информацию, составляющую секрет производства (ноу-хау) на определенный срок, а конфидент обязан эту информацию принять и обеспечить ее неразглашение.

Если результатом работы является изобретение, полезная модель или промышленный образец, которые могут быть защищены с помощью патента, необходимо учитывать, что сведения о заявках на выдачу патента и сведения о выдаче патента публикуются в официальном бюллетене Патентного ведомства. Соответственно информация о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца может считаться конфиденциальной только до момента такой публикации. После получения патента права на эти объекты защищаются в соответствии с патентным законодательством. Благодаря специфике прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные отношения в этой сфере регулируются, помимо ГК РФ, нормами Закона “О Коммерческой тайне” от 22 января 1999 г., Патентного закона, Законов РФ от 09.07.1993 г.
№ 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах”, от 23.09.1992 г. № 3520-1 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”. Договор о передаче ноу-хау на сегодняшний день не имеет четкого нормативного закрепления в законодательстве РФ.

Основное различие между данным договором и традиционными лицензиями заключается в том, что по последним передается право на использование охраняемых результатов в определенных пределах, а здесь предоставляется возможность получить доступ к коммерческой информации, в т.ч. независимо от целей и намерения ее использования.

“Исполнение договора о передаче ноу-хау не выражается ни в передаче вещи, ни в создании права”. Передаваемая информация является нематериальным объектом, а доступ к ней не влечет возникновения прав на коммерческую информацию (например, права разглашения и обнародования, существующих у правообладателя). Правообладатель теряет право требовать устранения нарушения режима конфиденциальности и соответственно возмещения убытков от получившего доступ к информации лица.

Проблема определения правовой природы данного договора дискуссионна: Гальперин А.Б., Полежаева С.П считают, что предметом договора о передаче ноу-хау является “конфиденциальность сведений”, Фейгельсон В.М. утверждает, что само ноу-хау как объект возникает лишь в связи с конкретной сделкой по его передаче, ”Договор о конфиденциальности и неразглашении информации // Справочная правовая база “Консультант Плюс: Деловые бумаги”. – Документ
№ 307 в предмете договора помимо пределов использования коммерческой информации содержит и условия, при которых данная информация перестает считаться конфиденциальной (раскрытие в различных формах, действия правообладателя и т.п.). При этом к конфиденциальной информации договором может быть отнесен и сам факт его заключения. Поскольку права на ноу-хау не признаются исключительными, предметом данного договора является не уступка (передача) прав на использование ноу-хау, а передача самой информации. Как правило, информация передается в форме документов (технические описания, формулы, методики и т.д.). В дополнение к ним возможна также передача опытных образцов изделий. Иногда договоры о передаче ноу-хау предусматривают, что передающая сторона обязана оказывать другой стороне помощь в налаживании производства с использованием ноу-хау. Все названные точки зрения имеют право на существование, однако для удобства изложения материала здесь и далее под предметом договора мы будем понимать коммерчески ценную конфиденциальную информацию, переда-ваемую правообладателем пользователю.

Следует, однако, заметить, что передача ноу-хау может не только выступать предметом самостоятельного договора, но и включаться в качестве дополнительного условия в ряд других договоров. К примеру, договор об уступке прав на объект, защищенный патентом (лицензионный договор), может предусматривать передачу сопутствующего ему ноу-хау – информации о способах организации производства с использованием этого объекта и т.д. Передача секретов производства является также одним из условий договора коммерческой концессии (договора о франчайзинге).

Стороны. Субъектами прав на коммерческую тайну являются обладатель коммерческой тайны и конфиденты коммерческой тайны. Сторонами договора соответственно являются правообладатель (обладатель коммерческой тайны) и пользователь (конфидент) – любые юридические и физические лица, заинтересованные в заключении данного вида договора.

Права обладателя на коммерческую тайну в соответствии с Законом “О коммерческой тайне” вытекают из права на защиту от недобросовестной конкуренции, права на свободу экономической деятельности, права на защиту интеллектуальной собственности, а также из обязательств, принимаемых на себя сторонами при заключении трудовых, гражданско-правовых договоров.

Обладателем коммерческой тайны является физическое или юридическое лицо, обладающее на законном основании коммерческой тайной. Оно имеет право:

а) изменять и отменять режим коммерческой тайны;

б) использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в производстве, передавать другим лицам на основании договоров, иными способами включать ее в хозяйственный оборот;

в) право на защиту в административном порядке и на судебную защиту от действий, нарушающих установленный режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

г) требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случая или ошибки, в том числе, требовать судебного принуждения к соблюдению режима коммерческой тайны с выплатой им денежной компенсации за данное указанным лицом обязательство не разглашать коммерческую тайну;

д) на денежную компенсацию за использование коммерческой тайны третьим лицом в своих интересах, при условии, что указанная информация была получена данным лицом в результате случайности, ошибки или была передана ему конфидентом без соответствующей санкции обладателя; и данное лицо не имело достаточных оснований считать получение и использование им указанной информации незаконным; и обладатель не имел и/или не имеет практической возможности пресечь такое использование коммерческой тайны.

Конфидентом коммерческой тайны является физическое или юридическое лицо, использу-ющее коммерческую тайну в пределах, установленных обладателем коммерческой тайны на основании договора или распорядительных документов. Конфидент, связанный с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, имеет право обжаловать в судебном порядке уста-новление режима коммерческой тайны и/или принятые обладателем коммерческой тайны меры по реализации этого режима по отношению к информации, которая стала известна конфиденту или может стать ему известной в силу его трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны.

Договор о передаче ноу-хау является взаимным, консенсуальным и возмездным.

Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать, наряду с требованиями, предусмотренными гражданским законодательством, следующие существенные условия: обязательства сторон по установлению и соблюдению режима коммерческой тайны; объем и способы использования ноу-хау; порядок выплаты и размер вознаграждения; срок действия договора (ст. 14 Закона “О коммерческой тайне”). Договор может быть заключен также и по решению суда (ст. 23 указанного закона) в случае нецелесообразности применения судебного запрета на совершение действий, нарушающих права на коммерческую тайну или создающих угрозу такого нарушения, и при согласии истца.

Цена договора, условия и порядок расчетов определяются соглашением сторон. Могут применяться как единовременная выплата определенной договором суммы, так и процентные отчисления от объемов произведенной продукции или объемов продаж, а также, в порядке
ст. 23 Закона “О коммерческой тайне” выплаты обоснованных регулярных процентных отчислений от оборота лицензиата (роялти) в пользу обладателя информации ноу-хау на срок, не превышающий обоснованный срок запрета на совершение соответствующих действий.

Срок. Помимо срока действия договора, являющегося существенным его условием, и срока, в течение которого конфиденциальная информация должна быть переданы, соглашением сторон может быть определен срок, в течение которого данная информация считается конфиденциальной.

 

 

Содержание и исполнение договора о передаче ноу-хау

Содержание ноу-хау составляют как патентуемые, так и непатентуемые (по объективным или субъективных причинам) навыки, изобретения, которые охраняются режимом ограниченного доступа. Правовой институт ноу-хау позволяет восполнить пробелы законодательства в сфере защиты изобретений, составляющих государственную тайну, если непатентуемое изобретение применяется в интересах обороны и безопасности государства, т.е. сведения о нем составляют государственную тайну.

Авторы изобретения (даже в случае служебного изобретения) вправе зафиксировать свое авторство в договоре на передачу ноу-хау, установить условия его использования и условия получения компенсации за использование (как в рамках своего предприятия, так и при передаче другому пользователю).

Если получателем прав является предприятие-исполнитель государственного контракта, оно получает права на ноу-хау либо в силу трудового договора с авторами, либо по договору о передаче ноу-хау. После установления адекватного режима секретности и получения права на ноу-хау, (став обладателем ноу-хау), предприятие вправе использовать его в собственном производстве, либо передавать его для использования другим лицам на основе лицензионного договора или договора на передачу ноу-хау и при условии обеспечения режима государственной тайны предприятием-пользователем. Условия использования ноу-хау устанавливаются соглаше-нием сторон. Контролировать заключение договоров на передачу ноу-хау государственному заказчику не обязательно, поскольку предприятие не сможет самостоятельно снять режим секретности, а лишь после рассекречивания ноу-хау может быть запатентовано. Немаловажно, что стороны договора принимают на себя жесткие обязательства по сохранению переданной информации в тайне и защите ее от незаконного доступа. В договоре может быть предусмотрено, что нарушение условия о конфиденциальности дает потерпевшей стороне право на одностороннее расторжение договора и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду. В договоре обязанность возместить убытки может быть заменена обязанностью выплатить компенсацию в фиксированной сумме

Ответственность сторон. Согласно статье 139 ГК РФ, лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, а также работники и контрагенты за разглашение коммерческой тайны несут установленную законом ответственность: от возмещения убытков и штрафов до уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ). Однако необходимо доказать, что информация была приобретена незаконным путем, так как лицо, самостоятельно и добросовестно получившее информацию ноу-хау, вправе использовать ее по собственному усмотрению без каких-либо ограничений и без выплаты вознаграждения (права на ноу-хау не являются исключительными), в том числе решать вопрос об установлении для нее режима коммерческой тайны (ст. 10 Закона “О коммерческой информации”). Думается, что базовый принцип, на основе которого должно строиться российское законодательство об информации – рассмотрение ее как специфического вида результатов интеллектуальной деятельности, т.е. нематериального объекта. Представляется неоправданным смешение правового режима материального носителя информации и самой такой информации, и дальнейшее распространение на информацию норм о вещной собственности.

Соответственно и охраняемая коммерческая информация должна входить в систему результатов интеллектуальной деятельности. Основная особенность этого вида информации – конфиденциальность – обуславливает необходимость установления на нее особого рода прав, наиболее близких к исключительным. Это необходимо учитывать и при рассмотрении норм обязательственного права, затрагивающих вопросы передачи коммерческой информации. Представляется важным унифицировать терминологию, используемую в законодательстве, чтобы обеспечить определенность нормативного регулирования договорных отношений.

В настоящий момент происходит выработка на практике форм гражданско-правового оборота информации, которые наиболее соответствуют потребностям экономической системы, сущности информации как объекта правового регулирования и найдут свое закрепление в законодательстве. Такой подход обеспечит наиболее органическое включение института охраняемой коммерческой информации в систему российского права и, в конечном итоге, формирование такого общеправового механизма, который наиболее адекватно отражал бы специфику отношений, складывающихся по поводу информации в целом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...