Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, стороны и форма договора коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д. (ст. 1027 ГК РФ).

Так как в новом ГК РФ изменен смысл термина “концессия”, по сравнению с ранее существовавшим, в настоящее время иногда употребляют понятие “концессия”, имея в виду различные договоры – договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) и договор государственной концессии (ст. 37-41 Лесного кодекса РФ). Поскольку в ГК РФ речь идет о коммерческой концессии, регулируемый Лесным кодексом договор мы рассматривать не будем.

Договор коммерческой концессии широко распространяется в сфере предпринимательства, он предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг и установление единых централизованный требований к качеству, ценам, рекламной политике). Для такого рода отношений часто используют термин франчайзинг. Система рыночных предприятий типа франчайзинга интенсивно формируется во всем мире. Пример использования концессии – создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающие одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров и оказания услуг.2 Например, международная сеть “Макдональдс”, “Кока-Кола”, “Нестле”, “Шварцкопф” и др.

Как отмечают Г. Минс и Д. Шнайдер в книге “Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в 21 веке”(Grady Means, David M.Schneider, Metacapitalism: The E-Business Revolution and the Design of the 21st-Century Companies and Markets), уже в конце 90-х производство вещей уступило место производству образов, брэндов. Делать товару имидж стало более прибыльным, чем производить непосредственно товары. Большинство западных компаний, производящих такие товары, как автомобили, бытовая техника, мобильные телефоны, напитки меняют свою структуру: сокращают производственные мощности и персонал и одновременно усиливают брэнд-менеджмент и руководство. Итогом таких бизнес-мутаций, по мнению авторов, станут сверхприбыльные брэнд-компании, перевернутые пирамиды с раскрученным брэндом (верхушка) и субтильной производственной базой (основание). Непосредственно производством товаров будут заниматься “свободные игроки” – менее известные, небольшие компании со стандартной структурой и невысокой доходностью. Подстраиваясь под нужды больших брэнд-компаний, они будут формировать на основе франчайзинга их производственные цепочки либо уступать место другим “свободным” игрокам, что делает рассматриваемые договора актуальными.

Франчайзинговый договора (договор коммерческой концессии) в российском законодательстве рассматривается как разновидность лизингового договора, так как включает в себя элементы лизинговых отношений, возникающие в связи с передачей эксклюзивных прав. Но в отличие от лизингового, франчайзинговый договор заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.) и не ограничивается заключением сделки о купле-продаже франшизы, а подразумевает дальнейшие взаимоотношения между франчайзором и франчайзи.

В договоре концессии может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить (в течение определенного срока определенному числу лиц) право пользования указанными правами на условияхсубконцессии (ст. 1029 ГК РФ) – предусмотренном в договоре коммерческой концессии праве пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре.

К договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные настоящей главой правила о договоре коммерческой концессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии. Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. Недействительность договора коммерческой концессии влечет за собой недействительность договора субконцессии.

Договор коммерческой концессии консенсуальный, возмездный и взаимный.

Объекты договора коммерческой концессии – товарный знак, знак обслуживания, коммерческое наименование и т.д. (ст. 1027 ГК РФ).Товарный знак и знак обслуживания определяются ст. 1 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” от 23 сентября 1992 г. как обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних физических и юридических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц. На зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака (знака обслуживания), исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. За незаконное использование товарного знака (использование товар-ного знака без согласия его владельца) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).

Правовая охрана наименования места происхождения товара в РФ возникает (согласно ст.31 названного закона) на основе его регистрации в установленном законом порядке. Наименование места происхождения товара (согласно ст. 30 упомянутого закона) – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Предупредительная маркировка позволяет отличать отечественные товары от импортных, согласно ст. 24 того же закона может проставляться владельцем товарного знака рядом с товарным знаком как указание на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ.

Коммерческим наименованием является незарегистрированное, но общеизвестное наименование, используемое в деятельности предпринимателя, например, название одного из направлений деятельности компании, не совпадающее с наименованием основной компании (например, производство шампуней “Сенюков и Ко” торгово-промышленной компанией “ГЕК”, основной сферой деятельности которой является реализация продуктов питания).

Форма договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Кроме того, данный договор должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его государственной регистрации. Следовательно, регистрация договора не является обязательным условием его действительности, договор действителен в отношениях между правообладателем и пользователем независимо от факта его регистрации.

Если договор коммерческой концессии заключается на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.

Регистрации подлежат также все изменения договора, но не всякое прекращение, а только досрочное расторжение договора (ст. 1037 ГК).

Предмет договора – комплекс исключительных права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), направленные на индивидуализацию товаров или услуг, принадлежащие правообладателю и используемые в предпринимательской деятельности. Например, права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, коммерческую информацию, товарный знак и т.д. Исключительные права передаются для достижения целей договора коммерческой концессии.

Целью заключения договора является расширение рынка сбыта товаров и услуг определенного вида, под определенной маркой, увеличение прибыльности бизнеса за счет нематериальных активов, исключительных прав.

Срок. Данный договор может быть заключен на срок и без указания срока (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, по сравнению с договором концессии, на основании которого он заключен (п.1 ст.1029).

Договор, заключенный без указания срока, может быть расторгнут любой из сторон, при условии уведомления другой стороны за 6 месяцев. Договором концессии этот срок может быть увеличен. При досрочном прекращении договора права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору, если договором не предусмотрено иное. То же правило применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока.

Цена. Цена (вознаграждение) в договоре коммерческой концессии определяется соглашением сторон. Указание ее в договоре необходимо, поскольку “…исключительные права по своей природе уникальны, плату за пользование ими на основании п. 3 ст. 424 ГК определить нельзя…”

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК РФ).

Сторонами по договору коммерческой концессии – правообладателем и пользователем – могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, использующие исключительные права в своей коммерческой деятельности.

При перемене сторон в договоре коммерческой концессии (ст. 1038 ГК РФ) договор сохраняет свое действие. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается (п. 2 ст. 1038 ГК РФ). Для осуществления прав и обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя нотариус назначает управляющего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...