Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Не надо, папочка!»




 

 

 

Петрунек Виктор Петрович, Таран Лев Николаевич

Нервные дети и их воспитание. М., «Знание», 1971.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия 3

Глава первая. Несколько историй болезни 5

Глава вторая. Человек родился     17

Глава третья. «Колыбель неврозов»   26

Глава четвертая. Школьные годы           55

Глава пятая. Вечные вопросы               76

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

 

Детишки двадцатого века, 1

В грохочущей гуще Москвы

Для прежних времен человека

Странны и загадочны вы.

Среди лакированных чудищ,

Что землю колесами мнут,

Мелькает отчаянный чубчик

И бантики крыльями бьют.

Без страха мальчишка наивный

Приходит на аэродром:

Над ним просвистит реактивный

И небо расколет, как гром, —

А он как ни в чем не бывало,

Смеется и тянет ситро...

А вот налетит из провала

Пугающий поезд метро —

Смеется он — будьте здоровы! —

А сам от горшка два вершка...

Чего ж он боится?

Коровы,

Барана, козла, гусака. ...

Он в поезде ехал на дачу,

Отважный и маленький мой,

И вот, сотрясаясь от плача,

Бежит по дорожке домой.

Страдальческий крик его тонок,

Вопит перекошенный рот —

Всего-то и страху: Теленок

Стоит у соседских ворот...

 

 

Поэт Олег Дмитриев довольно точно подметил своеобра­зие и кажущуюся парадоксальность современных городских детей. В чем же причина этой «парадоксальности»? Допу­стим на миг, что в большой современный город приехал мальчик, никогда до этого не видавший ни автомашин, ни трамваев, ни тем более реактивных лайнеров, — и не только не видевший, но и ничего не знающий о них, — станет ли он так же спокойно, как в стихотворении, смотреть на летящие «лакированные чудища», сможет ли, как ни в чем не быва­ло, «тянуть ситро», под свист и грохот реактивных, будет ли смеяться, когда «налетит из провала путающий поезд ме­тро»?

 

Другое дело, если в город приедет мальчик, хотя и не ви­девший никогда городского транспорта, но знающий о нем по книгам, рассказам односельчан, кинокартинам, — для неговстреча с «лакированными чудищами» будет сопровождаться радостном реакцией узнавания.

Иными словами, для испуга, для нервного потрясения ребенка важно не то, что какие-либо жизненные обстоятель­ства «ужасны» сами по себе, а то, знает ли он что-нибудь о них или не знает, и чго он знает о них. Короче: насколь­ко дети подготовлены к тому или иному событию, зависит II их реакция. Ребенок познает окружающий мир, полный для него неразрешимых загадок и тайн. Каждая новая вещь — открытие, каждое новое познанное явление — событие необычайной важноеiп. Ребенок живо реагирует на любое изменение окружающей обстановки. Вполне понятно, что не­достаточность жизненного опыта, невозможность критическо­го осмысления происходящих событий зачастую (особенно при неправильном воспитании) приводят к тому, что воспри­нимает он эти события совершенно в иных масштабах, чем взрослые. Значительное, важное для взрослых может пройти мимо сознания ребенка, а какое-то «пустячное» событие ста­новится для него сверхсильным раздражителем. Безобид­ный ласковый, заискивающе виляющий хвостом Шарик, под­бежавший к ребенку, может вызвать нервное расстройство, потому что ребенка до этого неоднократно пугали собаками? «не подходи — укусит», «будешь баловаться — утащит соба­ка» и т. д. В то же время дети, предоставленные сами себе, могут совершенно спокойно вести себя во время стихийных бедствий — землетрясений, пожаров, наводнений. Не осозна­ние надвигающейся катастрофы, а паника, возникающая сре­ди взрослых, приводит их в паническое состояние.

Нервный ребенок! Сколько печального и тревожного скрыто в этом словосочетании! Авторам книжки, врачам-психоневрологам, по роду своей работы в основном прихо­дится иметь дело с такими детьми. И как бывает больно и обидно, когда в заболевании детей виновны сами родите­ли. Ошибки воспитания — вот - одна из основных причин дет­ских нервных заболеваний.

Перед нами на столе стопка амбулаторных карт, стопка историй болезни. За каждой из них — судьба ребенка, боль­ного ребенка. Давайте раскроем эти истории, вчитаемся о скупые врачебные записи, попытаемся разобраться в каж­дом отдельном случае. Истории эти печальны и поучитель­ны. Печальны потому, что их могло бы и не быть. Поучи­тельны потому, что они, быть может, помогут другим роди­телям избежать подобных ошибок.

 

Глава первая. Несколько историй болезни...

 

«Не надо, папочка! »

 

Наконец-то оно настало — долгожданное воскресенье. Се­годня Марик пойдет с папой в зоопарк.

А зверушки хорошие? — спрашивает он папу.

Хорошие.

Папе некогда. Вчера вызвал его к себе в кабинет дирек­тор завода, дал срочное задание — подготовить доклад. На­до бы посидеть, подумать.

Может быть, поедем в следующий раз? — говорит он Марику, — видишь, и погода хмурится...

Нет, сегодня, нет, сегодня — ты же обещал!

Ну, раз обещал — пойдем...

Папа с Мариком идут в зоопарк. Марику все интересно, он то и дело задает вопросы: «Л это что? », «А это почему? » Папе некогда, папа думает о докладе. В зоопарке много на­роду, все веселые, только папа хмурится.

—   Смотри, папа, смотри, — кричит Марик.

Больше часа простояли они у площадки молодняка. Ма­рик покатался на маленьких лошадках — пони, папа купил ему две порции мороженого, потом пошли к обезьянам. Обезьяны были смешные, гримасничали, выпрашивали у по­сетителей конфеты.

—   Они все понимают, — решил Марик. Папа не стал его разубеждать.

Было уже около 4 часов дня, когда они подошли к клет­кам с хищными зверями. Папа устал, он нетерпеливо по­сматривал на часы, к болтовне сына почти не прислуши­вался.

Папа, посмотри — какая большая кошка!

Это не кошка, а рысь.

Рысь лежала в дальнем углу клетки.

—   Рысь, рысь, подойди к нам!

Рысь поднялась, лениво подошла к железным прутьям.

—   Смотри, папа, она меня слушается!

Марик не замечал, как нервно вздувались ноздри рыси, как злобно подрагивали ее усы, какой напряженной была походка.

—   Папа, а можно ее погладить?

Марик уже пытался залезть на небольшой бортик перед клеткой, как вдруг морда рыси исказилась, рысь оскалила зубы и громко злобно зарычала. Марик чуть не упал с бор­тика, испуганно прижался к отцу, зубы его стучали, голос дрожал.

—   Па-па, а по-чему она та-ак?..

—   А потому что ты такой непослушный, нехороший маль­чик. Пошли домой!

Домой шли молча. Марик сник, не разговаривал, испуган­но поглядывал по сторонам.

Утром родители заметили, что Марик стал как-то стран­но говорить, по нескольку раз повторяя один и тот же на­чальный слог: ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-и-и-игрушка. Внача­ле они решили, что ребенок шалит. Отец погрозил ему паль­цем: мол, поставлю в угол, но угроза не помогла, наоборот, в речи Марика появились еще более заметные нарушения—-длительные остановки в начале слова:

—   Н... е н... а-а-а-адо.

У Марика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались.

Так мальчик стал заикой, одним из наших пациентов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...