«Не надо, папочка!»
Стр 1 из 21Следующая ⇒
Петрунек Виктор Петрович, Таран Лев Николаевич Нервные дети и их воспитание. М., «Знание», 1971.
СОДЕРЖАНИЕ Вместо предисловия 3 Глава первая. Несколько историй болезни 5 Глава вторая. Человек родился 17 Глава третья. «Колыбель неврозов» 26 Глава четвертая. Школьные годы 55 Глава пятая. Вечные вопросы 76
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Детишки двадцатого века, 1 В грохочущей гуще Москвы Для прежних времен человека Странны и загадочны вы. Среди лакированных чудищ, Что землю колесами мнут, Мелькает отчаянный чубчик И бантики крыльями бьют. Без страха мальчишка наивный Приходит на аэродром: Над ним просвистит реактивный И небо расколет, как гром, — А он как ни в чем не бывало, Смеется и тянет ситро... А вот налетит из провала Пугающий поезд метро — Смеется он — будьте здоровы! — А сам от горшка два вершка... Чего ж он боится? Коровы, Барана, козла, гусака. ... Он в поезде ехал на дачу, Отважный и маленький мой, И вот, сотрясаясь от плача, Бежит по дорожке домой. Страдальческий крик его тонок, Вопит перекошенный рот — Всего-то и страху: Теленок Стоит у соседских ворот...
Поэт Олег Дмитриев довольно точно подметил своеобразие и кажущуюся парадоксальность современных городских детей. В чем же причина этой «парадоксальности»? Допустим на миг, что в большой современный город приехал мальчик, никогда до этого не видавший ни автомашин, ни трамваев, ни тем более реактивных лайнеров, — и не только не видевший, но и ничего не знающий о них, — станет ли он так же спокойно, как в стихотворении, смотреть на летящие «лакированные чудища», сможет ли, как ни в чем не бывало, «тянуть ситро», под свист и грохот реактивных, будет ли смеяться, когда «налетит из провала путающий поезд метро»?
Другое дело, если в город приедет мальчик, хотя и не видевший никогда городского транспорта, но знающий о нем по книгам, рассказам односельчан, кинокартинам, — для неговстреча с «лакированными чудищами» будет сопровождаться радостном реакцией узнавания. Иными словами, для испуга, для нервного потрясения ребенка важно не то, что какие-либо жизненные обстоятельства «ужасны» сами по себе, а то, знает ли он что-нибудь о них или не знает, и чго он знает о них. Короче: насколько дети подготовлены к тому или иному событию, зависит II их реакция. Ребенок познает окружающий мир, полный для него неразрешимых загадок и тайн. Каждая новая вещь — открытие, каждое новое познанное явление — событие необычайной важноеiп. Ребенок живо реагирует на любое изменение окружающей обстановки. Вполне понятно, что недостаточность жизненного опыта, невозможность критического осмысления происходящих событий зачастую (особенно при неправильном воспитании) приводят к тому, что воспринимает он эти события совершенно в иных масштабах, чем взрослые. Значительное, важное для взрослых может пройти мимо сознания ребенка, а какое-то «пустячное» событие становится для него сверхсильным раздражителем. Безобидный ласковый, заискивающе виляющий хвостом Шарик, подбежавший к ребенку, может вызвать нервное расстройство, потому что ребенка до этого неоднократно пугали собаками? «не подходи — укусит», «будешь баловаться — утащит собака» и т. д. В то же время дети, предоставленные сами себе, могут совершенно спокойно вести себя во время стихийных бедствий — землетрясений, пожаров, наводнений. Не осознание надвигающейся катастрофы, а паника, возникающая среди взрослых, приводит их в паническое состояние.
Нервный ребенок! Сколько печального и тревожного скрыто в этом словосочетании! Авторам книжки, врачам-психоневрологам, по роду своей работы в основном приходится иметь дело с такими детьми. И как бывает больно и обидно, когда в заболевании детей виновны сами родители. Ошибки воспитания — вот - одна из основных причин детских нервных заболеваний. Перед нами на столе стопка амбулаторных карт, стопка историй болезни. За каждой из них — судьба ребенка, больного ребенка. Давайте раскроем эти истории, вчитаемся о скупые врачебные записи, попытаемся разобраться в каждом отдельном случае. Истории эти печальны и поучительны. Печальны потому, что их могло бы и не быть. Поучительны потому, что они, быть может, помогут другим родителям избежать подобных ошибок.
Глава первая. Несколько историй болезни...
«Не надо, папочка! »
Наконец-то оно настало — долгожданное воскресенье. Сегодня Марик пойдет с папой в зоопарк. А зверушки хорошие? — спрашивает он папу. Хорошие. Папе некогда. Вчера вызвал его к себе в кабинет директор завода, дал срочное задание — подготовить доклад. Надо бы посидеть, подумать. Может быть, поедем в следующий раз? — говорит он Марику, — видишь, и погода хмурится... Нет, сегодня, нет, сегодня — ты же обещал! Ну, раз обещал — пойдем... Папа с Мариком идут в зоопарк. Марику все интересно, он то и дело задает вопросы: «Л это что? », «А это почему? » Папе некогда, папа думает о докладе. В зоопарке много народу, все веселые, только папа хмурится. — Смотри, папа, смотри, — кричит Марик. Больше часа простояли они у площадки молодняка. Марик покатался на маленьких лошадках — пони, папа купил ему две порции мороженого, потом пошли к обезьянам. Обезьяны были смешные, гримасничали, выпрашивали у посетителей конфеты. — Они все понимают, — решил Марик. Папа не стал его разубеждать. Было уже около 4 часов дня, когда они подошли к клеткам с хищными зверями. Папа устал, он нетерпеливо посматривал на часы, к болтовне сына почти не прислушивался. Папа, посмотри — какая большая кошка! Это не кошка, а рысь. Рысь лежала в дальнем углу клетки. — Рысь, рысь, подойди к нам!
Рысь поднялась, лениво подошла к железным прутьям. — Смотри, папа, она меня слушается! Марик не замечал, как нервно вздувались ноздри рыси, как злобно подрагивали ее усы, какой напряженной была походка. — Папа, а можно ее погладить? Марик уже пытался залезть на небольшой бортик перед клеткой, как вдруг морда рыси исказилась, рысь оскалила зубы и громко злобно зарычала. Марик чуть не упал с бортика, испуганно прижался к отцу, зубы его стучали, голос дрожал. — Па-па, а по-чему она та-ак?.. — А потому что ты такой непослушный, нехороший мальчик. Пошли домой! Домой шли молча. Марик сник, не разговаривал, испуганно поглядывал по сторонам. Утром родители заметили, что Марик стал как-то странно говорить, по нескольку раз повторяя один и тот же начальный слог: ма-ма-ма-мамочка, и-и-и-и-и-игрушка. Вначале они решили, что ребенок шалит. Отец погрозил ему пальцем: мол, поставлю в угол, но угроза не помогла, наоборот, в речи Марика появились еще более заметные нарушения—-длительные остановки в начале слова: — Н... е н... а-а-а-адо. У Марика краснело лицо, весь он напрягался, мышцы шеи судорожно сокращались. Так мальчик стал заикой, одним из наших пациентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|