Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что же делать?




 

Мы рассказали последнюю историю не для того, чтобы посеять недоверие к педагогам. Стоит ли доказывать, что учитель (даже самый опытный)—не маг и не волшебник, он не застрахован от ошибок, как и все люди. Но чисто пе­дагогические ошибки происходят главным образом тогда, когда нет должного контакта между родителями и школой.

Есть родители, которые во всех бедах склонны винить школу, учителей. «Мы воспитывали детей до семи лет, — рассуждают они, — а теперь это не наше дело». Чаще всего так рассуждают именно те родители, которые по-настояще­му не занимались воспитанием и плохо подготовили своих детей к школе. Конечно, проще всего переложить свою вину на чужие плечи, но детям-то от этого не легче.

В современной семье воспитывается один-два, в редких случаях три-четыре ребенка, а у учителя около сорока таких детей, совершенно разных, совершенно незнакомых. И каж­дого он должен изучить досконально, к каждому должен найти сугубо индивидуальный подход. Кто, кроме родите­лей, может и должен помочь ему в этом?

Нервных, раздражительных, повышенно ранимых детей надо познакомить с будущим педагогом еще до начала школьных занятий. Это даст возможность учителю с первых же дней уделить этим детям особое внимание. Зная со слов родителей те или иные особенности ребенка, учитель быст­рее подберет к нему ключи, предотвратит обострение или возобновление неврозов.

В качестве примера приведем случай, когда правильная тактика учителя помогла избавиться одному нашему пациен­ту от заикания. В отсутствие мальчика-заики педагог разъ­яснил его одноклассникам сущность этого заболевания, ко­нечно, в доступной детям форме. Учитель обратился к клас­су за помощью. «Мы можем помочь нашему товарищу вы­здороветь, если будем действовать сообща», — сказал он. И класс откликнулся на просьбу учителя. Прекратились шу­точки, передразнивания, обидные клички. Все словно пере­стали замечать, что мальчик заикается. Когда его вызывала к доске, стихали даже самые отчаянные шалуны. Судьба то­варища стала делом всего класса. И результаты не замед­лили сказаться.

При правильном педагогическом подходе можно добить­ся, что дети не будут «замечать» и нервных тиков. Взрослых порой поражает жестокость детей по отношению к ребятам, страдающим теми или иными физическими недостатками. Но жестокость детей чаще всего есть результат бедного во­ображения, недостаточно развитого у них умения почувст­вовать чужую боль как свою. И опытный педагог всегда может добиться понимания и правильного отношения детей к их больному товарищу.

Правильный педагогический подход должен быть и к не­поседливым, чрезмерно подвижным детям. Учитель может назначить такого ученика к себе в помощники, что, конечно, будет импонировать ребенку. В течение урока педагог не­сколько раз обратится к малышу с просьбой помочь разло­жить картинки или другие учебные пособия, попросит сте­реть с доски или даже во время урока отправит в коридор намочить тряпку. Таким образом, чрезмерная двигательная активность ребенка будет направлена в нужное русло, ста­нет полезной классу. Такая тактика учителя даст возмож­ности чрезмерно подвижному ученику реализовать свою по­вышенную' двигательно-мускульную потребность, не нару­шая общей дисциплины. Большую помощь может оказать врачу опытный педагог и при лечении школьных неврозов.

Таким образом первым важным фактором при воспита­нии нервных детей в школьном возрасте должен стать по­стоянный тесный контакт между родителями и школой. В семье должен восторжествовать «культ» учителя. Ни в коем случае нельзя при детях обсуждать, а тем более осуж­дать действия учителя, даже если он действительно неправ. Вы можете высказать свои претензии самому педагогу, в крайнем случае директору школы, но не высказывайте их при детях.

Если вы осуждаете при ребенке его школьного наставни­ка, вы тем самым не только подрываете авторитет учителя, не только затрудняете ему работу, но и ставите под удар своего ребенка и в первую очередь его учебу. Представьте себе еще и такую возможность: несмотря на все критические замечания и осуждение, педагог все-таки сумел добиться симпатии, авторитета и даже любви у вашего ребенка, то­гда все злые слова, брошенные в его сторону, вернутся, по­добно бумерангу, к вам самим.

Некоторые родители, потеряв контакт с учителем, начи­нают добиваться перевода сына или дочери в другой класс или даже в другую школу. Надо сказать, что переход от учителя к учителю, из школы в школу не всегда проходит для ребенка безболезненно, иногда служит причиной нервной сшибки, так как в разных школах и у разных педагогов раз­личные способы подхода к детям, у каждого учителя своя, сугубо индивидуальная манера преподавания. Ребенку, осо­бенно со слабым типом высшей нервной деятельности, не всегда легко перестроиться, приспособиться к новому учите­лю. Поэтому по возможности необходимо избегать подобных переводов.

Вторым важным фактором при воспитании нервных де­тей является правильная организация учебы и отдыха ре­бенка. Здесь в первую очередь нужно учитывать то обстоя­тельство, что у всех нервных детей отмечается слабость и быстрая истощаемость центральной нервной системы. Поэто­му все мероприятия должны быть направлены на укрепле­ние нервной системы и предупреждение утомления.

Дополнительные занятия с ослабленными детьми сразу же после уроков, как правило, не приносят эффекта. Неко­торые опытные педагоги назначают таким детям дополни­тельные занятия не после, а перед уроками, хотя в послед­нем случае имеется немало чисто организационных препят­ствий, связанных с очень ранним началом школьных заня­тий. Поэтому мы приветствуем высказанное в «Литератур­ной газете» предложение видных советских ученых перене­сти начало первого урока на 45—60 минут.

И в домашних условиях не стоит заставлять детей сразу же после школы приниматься за домашние задания. Пере­рыв между школьными занятиями и приготовлением уроков должен составлять не менее трех-четырех часов. Желатель­но, чтобы часть этого времени ребенок провел на свежем воздухе, участвуя в подвижных играх. Для ослабленных де­тей рекомендуется и короткий дневной сон.

Лучше всего начинать приготовление уроков с 16—17 ча­сов, потому что позднее активность нервных клеток снижает­ся и ребенку труднее втянуться, в учебную деятельность. Выполнение домашнего задания должно перемежаться ко­роткими перерывами. Для первоклассников перерывы нужно делать: лри занятии арифметикой через каждые 5—7 минут, письмом — 8—12 минут, чтением — 15—20 минут; для учени­ков третьих—четвертых классов соответственно: 8—10 минут, 15—20 минут, 20—25 минут.

Обычно советуют начинать приготовление уроков с са­мых трудных или средних по тяжести предметов и закан­чивать более легкими, Не всегда такая тактика правильна. Для детей со слабым типом высшей нервной деятельности — робких, нерешительных рекомендуется начинать как раз г наиболее легких предметов. Во-первых, такие дети постепен­но втягиваются в учебную деятельность, а во-вторых, при выполнении легких предметов они быстрее справляются с заданием, что вызывает у них положительные эмоции, все­ляет уверенность в своп силы. Именно в этом и состоит глав­ная задача: дать ребенку возможность вкусить радость по­беды. И тогда он с большим интересом и уверенностью в се­бе приступит к приготовлению более трудных уроков.

Для всех детей, а тем более ослабленных, необходимо установить четкий режим дня. Продолжительность сна млад­ших школьников должна быть не менее 11 —12 часов в сут­ки. Непосредственно перед сном не рекомендуется никаких возбуждающих нервную систему мероприятий: чтение страш­ных сказок или рассказов, просмотр телевизионных передач, не рекомендуются  подвижные шумные игры. Лучше всего непосредственно перед сном погулять с малышом на свежем воздухе 15—20 минут. Кроме того, надо приучить ребенка ложиться спать и вставать в одно и то же время. При со­блюдении этих правил сон ребенка будет более глубоким и обеспечит лучший отдых для нервных клеток.

Необходимы для укрепления нервной системы и общего здоровья ребенка такие закаливающие процедуры, как утрен­няя гимнастика с влажным обтиранием и душем, катание на коньках, лыжах, летом купание, вообще любые подвижные и спортивные игры.

Последнее время заметно увлечение детей телевидением. Для младших школьников ежедневная норма просмотра те­левизионных передач (по исследованиям психологов) не дол­жна превышать одного часа в день. Надо всячески уберегать детей младшего школьного возраста от педозированного потока информации, который обрушивается на

их еще неок­репшую нервную систему.

 

 

Тактика воспитания детей, страдающих логоневрозамп, собственно ничем не отличается от тактики воспитания в дошкольном возрасте. Нужно только учитывать, что у школь­ника-заики вдвое увеличивается нагрузка: к логопедическим занятиям присоединяются занятия в школе. Поэтому для та­ких детей необходимо еще более тщательно организовать ре­жим дня, четкую смену учебы и отдыха, Водно-солевая диета для детей с ночным энурезом также принципиально ничем не отличается. Но необходимо очень тщательно следить за гигиеной больного ребенка. Ни в коем случае нельзя допу­скать, чтобы от него дурно пахло, так как это вызовет на­смешки в школе и усугубит невроз.

Наибольшие трудности представляют, конечно, лечение Я воспитание детей, неусваивающих школьную программу, детей с астеническими состояниями и с задержкой темпа психического развития. Надо заметить, что нередко в разряд неуспевающих попадают и интеллектуально полноценные, но нервные дети. На этот счет имеется немало исторических примеров. Ньютон, Дж. Уатт, Свифт, Чарлз Дарвин, Морзе, Франклин, Байрон — считались в школе неспособными. Про­исходит это из-за того, что воспитатели порой не распозна­ют вовремя действительную природу ребенка, не умеют за фасадом нервности разглядеть незаурядные способности.

Первое, что надо сделать — пробудить у неуспевающего ученика интерес к учению, сформировать такие мотивы, ко­торые были бы понятны самому ребенку и вызывали у него желание учиться. Никакие нотации, нравоучения и наказа­ния здесь не помогут.

У школьника с задержкой интеллектуального развития основой познавательной деятельности остается игра. Игру и надо сделать для таких детей первой ступенькой к обучению. Еще в прошлом веке известный немецкий ученый Ф. Фрабель разработал систему дидактических игр, помогающих в обучении. Сейчас таких систем немало. Они составлены с учетом индивидуальности различных по складу детей, в каждом отдельном случае подобрать необходимую систему вам поможет педагог. Мы остановимся здесь только на не­которых типичных упражнениях и играх.

Допустим, ребенку плохо дается арифметика. Начните с ним игру в магазин — с настоящими весами, яблоками, кон­фетами. В такой игре можно постепенно обучить ребенка считать, даже решать несложные задачи. Например, вы кла­дете на весы три яблока и спрашиваете: если мы добавим еще два яблока, сколько будет? Еще пример. Малыш помо­гает вам мыть посуду. Неожиданно вы ему предлагаете: «Ну-ка, давай посчитаем, сколько у нас тарелок? А теперь сколько блюдец? А сколько всего тарелок и блюдец? » За­нятия арифметикой мол< но продолжить и во время прогул­ки: сколько деревьев, сколько скамеек, а если поставить еще две скамейки и т. д. Такие занятия будут интересны, а глав­ное, не утомительны для малыша. Постепенно он привыкнет к арифметическим действиям и задачам и будет их решать уже и вне игры.

При затруднении в письме обычно рекомендуют проговаривание текста, даже при списывании его с учебника или доски. При затруднении в чтении известную помощь могут оказать кубики с буквами на плоскостях. Обучившись в иг­ровой ситации складывать из кубиков слова, малыш посте­пенно научится составлять из букв слова, т. е. читать их и без помощи кубиков.

Чрезмерно подвижного ребенка постепенно, исподволь можно приучить сдерживать себя. Например, вы читаете вслух интересную книгу и ставите условие, что ребенок бу­дет сидеть не двигаясь, положив руки на стол. Как только он сделает какое-либо движение, вы прекращаете чтение, прерывая его даже на самом интересном. Такое же условие можно ставить при просмотре телевизионных передач, вы­ключая телевизор при нарушении ребенком «договора». Ин­терес заставит малыша сдерживать себя, поможет ему раз­вить умение сосредоточивать внимание, что в дальнейшем благоприятно скажется на его поведении в школе.

Если чрезмерно подвижных детей нужно занимать «тихи­ми» играми, требующими сосредоточения и повышенного внимания, то чрезмерно замедленных, наоборот, надо вовле­кать в игры подвижные, требующие проявления самостоя­тельности и активности. Нужно исподволь развивать у таких детей стремление к победе, к успеху. В развитии этого стрем­ления бесспорную помощь могут оказать занятия спортом.

Совместными согласованными усилиями, родителей, вра­чей и педагогов можно выработать у нервных детей недо­стающие качества и купировать симптомы нервности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...