Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несколько слов о подростках




 

В одиннадцать лет начинается новый возрастной период. Дети превращаются в подростков. Подростковый возраст — наиболее трудный в жизни ребенка, хотя, как мы убедились, легких периодов вообще не бывает. Почему наиболее труд­ный? Потому что в этом возрасте протекает самый затяжной и самый выраженный физиологический криз, называемый в медицинском и педагогическом обиходе пубертатным.

Пубертатный криз характеризуется резким эндокринным
сдвигом, бурной деятельностью коры надпочечников и поло-
вых желез. : »

Гормоны коры надпочечников способствуют развитию вто­ричных половых признаков: формирование, соответственно полу, строения тела, ломка голоса, непроизвольные выделе­ния семенной жидкости по ночам — у мальчиков, развитие грудных желез, появление менструаций — у девочек.

По теории Г. Селье, кора надпочечников играет решаю­щую роль в реакции стресса, т. е. в реакции восстановления нарушенного равновесия организма, реакции преодоления вредного воздействия «чрезвычайных раздражителей», неред­ко опасных для жизни. Стресс мобилизует " все защитные ресурсы организма, вызывает напряжение всех органов и тканей. Осуществляется эта мобилизация за счет работаю­щих на полную мощность желез коры надпочечников. У под­ростков же усиленная секреция желез коры надпочечников фактически постоянна, таким образом, они как бы все вре­мя находятся в состоянии стресса. Этим, в частности, объяс­няется крайне неустойчивая у подростков вегетатика: рез­кие колебания артериального давления, неприятные ощуще­ния в различных частях тела, снижение аппетита, потли­вость, вялость, (непереносимость духоты, частые смены на­строения и т. д.

Повышенная деятельность половых желез также вызы­вает дисгармонию в развитии подростков. С одной стороны, половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. С другой стороны, несамостоятельность, скованность родительскими запретами и школьной дисциплиной ведет к пассивному образу жизни. Подросток практически не может реализовать вовне свои огромные энергетические возможно­сти. И его энергия выливается то в упрямство и непослу­шание, то в грубость и раздражение, то в неадекватные по­ступки и хулиганские выходки.

Период подростковой «ошалелости» обычно сбивает с толку родителей. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, раз­говора по душам не получается. Подросток становится недо­ступен, у него начинается своя личная жизнь, появляются свои «тайны».

В пубертатном возрасте заканчивает развитие вторая сигнальная система, оформляется темперамент, происходит становление характера, короче формируется личность.

Подростки отличаются повышенным вниманием к своей формирующейся личности, к своему «Я». В этот период впервые появляется самоанализ, начинается самокопание, подросток предпринимает отчаянные попытки разобраться, «кто он есть», чем его «Я» отличается от других. Самооценки в этом возрасте крайне неустойчивы, порой резко меняются под влиянием различных внешних факторов: получил пятер­ку— и он гений, будущее мировое светило, двойка — и ге­ний превращается в бездарность, никчемного «психа».

Душевная жизнь подростка крайне противоречива. С од­ной стороны, повышенная ранимость, резкая реакция на лю­бое неосторожное замечание или отрицательное мнение окру­жающих. С другой стороны, максимализм, беспощадность и холодность по отношению к другим людям. Это самые стро­гие судьи родителей, учителей и всех взрослых. Подростки в этом отношении склонны к широким обобщениям, суждения их категоричны и безоговорочны. Если хоть однажды взрос­лый человек показал себя с плохой стороны, подросток его презирает, отвергает «раз и навсегда».

И родителям необходимо быть очень осторожными и вни­мательными, чтобы не подорвать доверие у своего сына или дочери. Нужно в корне изменить характер внутрисемейных взаимоотношений. Признание старшими прав личности под­ростка, отношение с ним на равных способствует ликвидации конфликта, приводит к доверительному отношению в семье, дает взрослым возможность контроля и влияния па поступ­ки подростка. Ведь в отроческом возрасте ребенок крайне нуждается в добром, умном и все понимающем советчике. Если. он не находит такого советчика дома, он ищет его на стороне. И порой находит далеко не лучшего.

Многие исследователи говорят о сходстве первого и треть­его физиологических кризов. Как в том, так и в другом у ребенка возникает масса вопросов — мучительных и нераз­решимых. И тому, и другому кризу свойственна реакции упрямства, и тот и другой характеризуется богатой эмоцио­нальной жизнью. Это сходство необходимо учитывать в том плане, что отрицательные формы поведения, невротическне реакции, которые выявились у ребенка во время первого фи­зиологического криза, при сходных условиях имеют тенден­цию повторяться в пубертате, только более бурно и тяжело.

Сейчас много говорят и пишут об акселерации. Что это такое? Прежде всего, акселерация — это ускоренное физиче­ское развитие современных детей. Факт ускоренного разви­тия доказывается даже статистически. Средний вес и рост рождающихся заметно выше, чем несколько десятилетий назад. Также отмечается большой средний вес и рост на всех последующих этапах развития. «Помолодели» и многие за­болевания. Так, хорея в прошлом возникала не ранее 11 — 12 лет, сейчас она нередко встречается уже у восьми-девяти летних детей. Значительно раньше начинается у современ­ных детей, особенно у девочек, развитие вторичных половых признаков.

В чем причина акселерации? Окончательный ответ на этот вопрос наука нам еще не дала. Одни считают ее причи­ной улучшение магериально-бытовых условий и питания де­тей, другие связывают акселерацию с таким фактором, как урбанизация современной жизни, увеличение потока инфор­мации. Так или иначе акселерация существует. Хорошо это или плохо? Как она сказывается на детях, к чему приво­дит? В целом, конечно, акселерация положительное явление. Помимо физического, обычно отмечается и более раннее ин­теллектуальное развитие, что крайне необходимо при том огромном потоке информации («взрыве информации»), ко­торую приходится перерабатывать и усваивать современным подросткам. Но, к сожалению, у акселерации немало и из­держек. Дело в том, что раннее физическое развитие совре­менных детей не влечет за собой ускорения нравственного и социального созревания, в социальном плане подростки еще долго остаются инфантильными. Таким образом, акселера­ция обеспечивает не столько раннее общее созревание, сколь­ко усиливает дисгармонию между физическим и социальным развитием, утяжеляет течение пубертатного криза.

Особенно эта дисгармония сказывается в сексуальной сфере. У детей теперь значительно раньше появляется инте­рес к противоположному полу, значительно раньше появля­ется половое влечение. Такая ситуация (при недосмотре и при неправильной тактике родителей) может привести к ран­ней половой жизни или к онанизму. С другой стороны, дис­гармония между психическим и физическим развитием спо­собствует заметному увеличению невротических реакций в пубертатном возрасте.

В этот период нередко отмечаются такие «взрослые» нев­розы, как истерия, неврастения, психастения. Есть и специ­фические неврозы: так называемые пубертатные реакции и патологическое развитие личности. Мы уже говорили о ме­ханизме реакции протеста (оппозиции), и имитации. Сейчас мы расскажем вкратце о формах проявления этих реакций у подростков.

Неврозы, возникающие в результате трансформации патологических влечений- (повышенной сексуальности, рас­торможение «кочевого» инстинкта). Эти невротические реак­ции характеризуются антисоциальным поведением подрост­ков — воровство, бродяжничество, садистские наклонности.

Реакция эмоционально-аффективной неуравновешенно­сти. Она характеризуется вспышками гнева, агрессией, не­редко под влиянием незначительных нервных факторов, на­пример, обидного замечания в адрес подростка. Иногда аг­рессия направлена на самого себя. В таких случаях аффек­тивная вспышка заканчивается попыткой самоубийства.

Анархически-протестное поведение. Подросток стано­вится нетерпим по отношению к окружающим людям, ниги­листически настроен ко всему человеческому обществу. Под­росток вступает в различные дурные компании, начинает мстить людям — поджигает дома, бьет стекла, обрывает про­вода и т. д.

Болезненная реакция на свою внешность или ее оцен­ку окружающими. У подростков (чаще у девочек) появляет­ся сверхценная идея о своей мнимой уродливости или пол­ноте. Чтобы похудеть, некоторые подростки совершенно отка­зываются от еды, иногда доходя до состояния физического истощения.

В тех случаях, когда под влиянием неблагоприятных ус­ловий болезненные реакции как бы поддерживаются извне, они могут закрепляться надолго, иногда на всю жизнь, пе­реходя из реакции в патологическое развитие личности.

Пубертатный криз — серьезное испытание для растущего детского организма, особенно его нервно-психической и ин­теллектуальной сферы. Очень часто в пламени криза сгора­ют «маленькие гении», поражавшие в семи-девятилетнем возрасте своими математическими, музыкальными или поэти­ческими способностями. Также, как волшебный голос у иных маленьких певцов, способности их исчезают после полового созревания. Это обстоятельство необходимо иметь в виду и не захваливать детей, проявляющих в раннем детстве ту или иную одаренность, ибо к 17—18 годам от нее может ничего не остаться, кроме необоснованных претензий и завышен­ного «уровня притязаний» обанкротившегося вундеркинда.

Мы очень коротко и схематично остановились на под­ростковом периоде, потому что проблема подростков настоль­ко велика и значительна, что требует особого, обстоятельно­го разговора и выходит за рамки этой книжки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...