Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 40 глава




Для оценивания итогового сочинения образовательным организациям высшего образования предоставлена возможность получения тем и копий изображений бланков итогового сочинения поступающих на обучение, которой указанные организации могут воспользоваться посредством специализированного сервиса (http://vuz.ege.edu.ru). Для доступа к сервису получения копий изображений бланков участников итогового сочинения необходимо использовать учетные данные, выданные при регистрации в Федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.

8. В Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. 3 ст. 5 Федерального закона).

Решение вопроса о том, какое обучение за счет бюджетных средств является получением второго или последующего высшего образования, основано на определении образовательных программ, по которым лицо завершило обучение.

В связи с принятием в российском образовании двухуровневой системы обучения в высшем образовании (бакалавриат - первый уровень, магистратура - второй уровень) лицо, имеющее диплом бакалавра, не может быть ограничено в праве на прием на обучение по программам магистратуры за счет бюджета. Наряду с указанными уровнями высшего образования продолжает существовать традиционный для Российской Федерации уровень высшего образования - специалитет, получение которого подтверждается дипломом специалиста. В отличие от бакалавриата, специалитет не подразумевает переход на иной уровень высшего образования, поэтому обучение по программам магистратуры для лиц с дипломом специалиста рассматривается как получение второго высшего образования.

Исключение составляют случаи, когда лицо имеет высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением ему квалификации "дипломированный специалист". Такие лица имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования, а значит, может быть получено бесплатно. Соответствующее дополнение в Федеральный закон было внесено Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <643>.

--------------------------------

<643> Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 6. Ст. 562.

 

Отметим, что правила об отнесении получаемого образования ко второму высшему образованию действуют вне зависимости от того, на какой основе - платной или бесплатной было получено первое образование. Главным здесь является то, что получение первого образования должно быть подтверждено документом об образовании и о квалификации, то есть дипломом. Привязка к наличию диплома означает, что если лицо по каким-либо причинам не получило образование по образовательной программе высшего образования, подтверждаемое документом об образовании и о квалификации, то такое лицо продолжает иметь право на обучение за счет бюджета, которое не будет считаться получением второго высшего образования. Указанное правило относится и к обучению в аспирантуре, так как в соответствии с Федеральным законом аспирантура является одним из уровней высшего образования.

 

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

 

Комментарий к статье 70

 

1. Комментируемая статья регулирует правила приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Наиболее распространенным основанием приема является прием на основе единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), представляющего собой форму государственной аттестации по образовательным программам среднего общего образования, результаты которой признаются образовательными организациями высшего образования в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Вместе с тем образовательным организациям предоставляется возможность использования и иных оснований приема, что способствует отбору наиболее подготовленных к обучению лиц. Иные основания приема по программам бакалавриата и программам специалитета могут быть установлены исключительно Федеральным законом.

2. Федеральным законом введено новое правило, согласно которому результаты ЕГЭ действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов. Напомним, что Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <644> было установлено, что срок свидетельства о результатах ЕГЭ истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

--------------------------------

<644> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

 

Продление срока действия ЕГЭ имеет целью поддержку лиц, которые по каким-либо причинам не смогли продолжить свое обучение на уровне высшего образования (например, лиц, которые ввиду материальных трудностей в семье были вынуждены пойти работать и прекратить обучение, лиц, которые осваивали образовательные программы среднего профессионального образования и затем решили поступить в вуз, и др.). Указанное положение имеет ярко выраженную социальную направленность, поскольку предоставляет указанным лицам достаточное время для принятия решения о продолжении образования, освобождая от необходимости пересдавать ЕГЭ.

Под действие Федерального закона попадают участники ЕГЭ, которые сдавали экзамены после 1 января 2012 года, так как срок действия свидетельства ЕГЭ, полученного в 2012 - 2013 годах, не истек на момент вступления в силу Федерального закона. Таким образом, срок действия результатов (свидетельства) ЕГЭ, полученных в 2012 году, истекает 31 декабря 2016 года, а срок действия результатов (свидетельства), полученных в 2013 г., - 31 декабря 2017 года.

3. Минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимых для приема, устанавливается учредителем образовательной организации высшего образования. Если учредитель не реализовал свое полномочие по установлению минимального количества баллов ЕГЭ, то минимальное значение баллов ЕГЭ устанавливается образовательной организацией.

В Рекомендациях по методике установления дифференцированных значений минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым будет проводиться прием в образовательные организации высшего образования в 2015 году <645>, указано, что учредитель вправе устанавливать минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам с различной степенью дифференциации:

--------------------------------

<645> Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 сентября 2014 г. N АК-2907/05 "О минимальных баллах ЕГЭ" (вместе с Рекомендациями по методике установления дифференцированных значений минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым будет проводиться прием в образовательные организации высшего образования в 2015 году) // Вестник образования. 2014. Октябрь. N 20.

 

одинаковые или различные для всех подведомственных образовательных организаций;

одинаковые или различные для всех направлений подготовки или специальностей (групп специальностей и направлений подготовки);

одинаковые или различные для вузов одной категории, расположенных в различных регионах, по одинаковым направлениям подготовки и специальностям (группам специальностей и направлений подготовки);

комбинации по признакам: общеобразовательной предмет, направление подготовки или специальность, образовательная организация, регион.

4. Минимальное количество баллов, устанавливаемое учредителем образовательной организации высшего образования или самой образовательной организацией, не может быть ниже количества баллов ЕГЭ, установленного Федеральной службой в сфере образования и науки.

В начале каждого учебного года своим распоряжением Рособрнадзор устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Таким образом, государство играет определяющую роль в решении вопроса об уровне подготовленности школьников, которые могут продолжить обучение в образовательных организациях высшего образования. Определение минимального количества баллов федеральным органом исполнительной власти направлено на повышение качества образования за счет сокращения количества вузов, принимающих на обучение слабо подготовленных лиц.

5. Иностранным гражданам предоставлено право приема по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования.

Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год <646> иностранные граждане также выделены в отдельную категорию поступающих на базе среднего общего образования, которые могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. Указанные лица вправе сдавать все общеобразовательные вступительные испытания либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с представлением результатов ЕГЭ в качестве результатов иных общеобразовательных вступительных испытаний.

--------------------------------

<646> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год" // Российская газета. 03.09.2014. N 199.

 

Программы общеобразовательных вступительных испытаний формируются с учетом необходимости соответствия уровня сложности таких вступительных испытаний уровню сложности ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам. Минимальное количество баллов для общеобразовательного вступительного испытания для иностранных граждан признается равным минимальному количеству баллов ЕГЭ для соответствующего общеобразовательного вступительного испытания.

6. Федеральным законом внесено изменение о приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образования" <647> в качестве общего правила предусматривал, что прием в высшие учебные заведения лиц, имеющих среднее профессиональное образование, возможен на основании результатов ЕГЭ, и только прием указанных лиц для обучения по сокращенным программам бакалавриата соответствующего профиля осуществляется по результатам вступительных испытаний.

--------------------------------

<647> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образования" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

 

Федеральный закон установил новое правило, согласно которому прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование, а также лиц с высшим образованием проводится по результатам вступительных испытаний. К группе лиц со средним профессиональным образованием приравниваются поступающие, имеющие начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу Федерального закона и удостоверенное документом государственного образца о начальном профессиональном образовании, который подтверждает получение среднего (полного) общего образования, или документом государственного образца о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования.

В качестве результатов проводимого организацией высшего образования самостоятельно вступительного испытания на базе профессионального образования по общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, указанные категории поступающих могут предоставить результаты ЕГЭ.

Форма и перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе среднего профессионального и высшего образования определяются организацией высшего образования.

Указанная организация может устанавливать перечень вступительных испытаний, полностью или частично отличающийся от перечня вступительных испытаний на базе среднего общего образования либо совпадающий с указанным перечнем. Порядок заключается в следующем: в случае установления вступительного испытания на базе среднего профессионального и высшего образования по общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, организация высшего образования определяет форму, в которой вступительное испытание проводится ею самостоятельно, либо устанавливает, что формой вступительного испытания является ЕГЭ. Если вступительное испытание, установленное организацией, не соответствует общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, организация высшего образования определяет форму, в которой вступительное испытание проводится ею самостоятельно.

Количество вступительных испытаний для лиц со средним профессиональным и лиц с высшим образованием устанавливается образовательной организацией, но не может быть менее одного. Проходной балл для вступительного испытания устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

По общему правилу образовательная организация проводит прием на обучение отдельно в зависимости от уровня образования поступающих - на базе среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования.

Отдельные конкурсы в зависимости от уровня образования поступающих не проводятся в том случае, если перечни вступительных испытаний на базе среднего общего образования и на базе среднего профессионального и высшего образования совпадают. В данном случае минимальное количество баллов для каждого проводимого организацией высшего образования самостоятельно вступительного испытания на базе среднего профессионального и высшего образования равно минимальному количеству баллов ЕГЭ для соответствующего общеобразовательного вступительного испытания.

7. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета исключительно по результатам ЕГЭ не во всех случаях может быть объективным. Обучение по ряду специальностей и (или) направлений подготовки (например, по архитектуре, физической культуре, журналистике, цирковому искусству и т.п.) требует у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В таких случаях образовательным организациям предоставлено право проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса.

Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 21 <648>.

--------------------------------

<648> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 21 "Об утверждении перечня специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности" // Российская газета. 28.02.2014. N 48.

 

Виды дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, которые организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования по конкретным специальностям, направлениям подготовки в 2015 году, перечислены в п. 24 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год <649>. Например, профессиональное испытание может проводится по специальностям 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, и др., по направлениям подготовки 07.03.04 Градостроительство, 25.03.03 Аэронавигация, и др.; собеседование - по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; профессиональное испытание и (или) собеседование - по направлениям подготовки 48.03.01 Теология, 49.03.01 Физическая культура и др.; профессиональное испытание или творческое испытание - по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и т.д.

--------------------------------

<649> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год" // Российская газета. 03.09.2014. N 199.

 

При проведении дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности поступающие лица должны также пройти не менее двух общеобразовательных вступительных испытаний.

8. Образовательным организациям высшего образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Минимальное количество баллов для дополнительного вступительного испытания устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

Перечень образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым образовательным организациям предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, формируется на основании предложений таких образовательных организаций высшего образования.

В соответствии с Правилами отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности <650>, дополнительное вступительное испытание профильной направленности проводится в случае, если конкурс на поступление в вуз на соответствующие специальность и (или) направление подготовки, проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы высшего образования.

--------------------------------

<650> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 294 "Об утверждении Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1888.

 

Дополнительное вступительное испытание проводится вузами по профильному общеобразовательному предмету, соответствующему специальности и (или) направлению подготовки. Соответствие профильного общеобразовательного предмета специальности и (или) направлению подготовки определяется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Право проведения дополнительных вступительных испытаний на одну или несколько специальностей и (или) одно или несколько направлений подготовки предоставляется вузу, в котором за 2 года, предшествующие году приема:

а) число лиц, поступающих в вуз, имеющих высокий результат ЕГЭ или вступительного испытания, проводимого вузом в соответствии с порядком, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, по профильному общеобразовательному предмету, превышает не менее чем в два раза контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета, установленные для вуза на соответствующие специальность и (или) направление подготовки;

б) фактические результаты зачисления лиц на первый курс свидетельствуют о зачислении на соответствующие специальность и (или) направление подготовки на места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления лиц, имевших право на поступление без экзаменов и вне конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, только лиц, имевших высокие результаты ЕГЭ или вступительного испытания, проводимого вузом, по профильному общеобразовательному предмету.

Высоким результатом ЕГЭ в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 августа 2014 г. N 03-317 "О направлении предложений о предоставлении права проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности в 2015 году" <651> признается результат не ниже 80 баллов.

--------------------------------

<651> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 августа 2014 г. N 03-317 "О направлении предложений о предоставлении права проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности в 2015 году" // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/O_napravlenii_predlozheniy_o_predostavlenii_prava_provodit_dopolnitelnye_vstupitelnye_ispytaniya_profilnoy_napravlennosti__v_2015_godu_Prilozhenie_1.pdf (дата обращения: 16.01.2015).

 

Для получения права проводить дополнительные вступительные испытания руководитель государственной образовательной организации высшего образования в срок до 15 сентября года, предшествующего году, в котором будет проводиться прием, направляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки свои предложения, согласованные с учредителем образовательной организации. Предложения представляются по каждому направлению подготовки (специальности), при приеме на которые планируется проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, в целом по образовательной организации и по каждому филиалу, с указанием всех форм обучения.

По итогам анализа представленных сведений Рособрнадзор направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации в срок до 15 октября года, предшествующего году, в котором будет проводиться прием, предложения, касающиеся перечня вузов, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания, а также специальностей и (или) направлений подготовки в вузах, при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания.

Право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности в 2015 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 2385-р <652> предоставлено трем вузам по 10 специальностям и (или) направлениям подготовки.

--------------------------------

<652> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 2385-р "Об утверждении перечня образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется право проводить в 2015 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 50. Ст. 7171.

 

9. Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету ввиду их особого статуса как уникальных научно-образовательных комплексов предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым проводятся дополнительные вступительные испытания, определяется Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом самостоятельно.

Например, в соответствии с п. 14 Правил приема в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в 2015 году <653> прием на первый курс на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится по результатам вступительных испытаний в форме ЕГЭ, подтвержденным свидетельствами о ЕГЭ, и проводимых МГУ дополнительных вступительных испытаний (дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности). Дополнительные вступительные испытания при приеме на первый курс проводятся на все направления подготовки (специальности), группы направлений подготовки (специальностей) и факультеты МГУ. Перечень и формы проведения вступительных экзаменов утверждаются Центральной приемной комиссией МГУ.

--------------------------------

<653> Правила приема в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2015 году // Центральная приемная комиссия МГУ имени М.В. Ломоносова (http://cpk.msu.ru (дата обращения: 18.01.2015)).

 

10. Дополнительные вступительные испытания и условия зачисления устанавливаются в отношении федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Перечень дополнительных вступительных испытаний и особые условия зачисления определяются учредителями указанных образовательных организаций - Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, иными государственными силовыми структурами.

Необходимость специального порядка зачисления в указанные образовательные организации связана со спецификой обучения, требующей, как правило, наличия особой физической и психологической подготовленности обучающихся. Так, в Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России <654> указано, что в целях обеспечения качественного отбора граждан Российской Федерации для поступления в образовательные организации ФСБ России вступительные испытания включают:

--------------------------------

<654> Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 277 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России" // Российская газета. 14.08.2014. N 182.

 

а) проверку уровня психологической готовности к обучению в данной образовательной организации ФСБ России;

б) проверку уровня физической подготовленности;

в) вступительные экзамены.

Психологическая готовность к обучению определяется на основании изучения и оценки военно-профессиональной направленности личности, общего интеллектуального развития, адаптационных способностей и нервно-психической устойчивости кандидатов. Оценка уровня психологической готовности к обучению кандидатов проводится специалистами-психологами образовательной организации ФСБ России.

Уровень физической подготовленности поступающих определяется образовательными организациями ФСБ России по результатам выполнения нормативов по физической подготовке.

 

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

 

Комментарий к статье 71

 

1. Федеральным законом гарантирован прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1 ст. 55 Федерального закона).

Федеральным законом изменены набор особых прав при приеме по программам бакалавриата и программам специалитета, а также категории граждан, которым указанные права могут предоставляться.

Перечень особых прав является открытым, однако иные особые права могут быть установлены только комментируемой статьей.

Нововведением Федерального закона является отнесение к числу особых прав приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Обучение на подготовительных отделениях осуществлялось и до принятия Федерального закона, однако не рассматривалось в качестве особого права, которое может быть предоставлено отдельным категориям граждан при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Значение указанного нововведения состоит в создании реальных условий для успешного поступления в вузы наиболее подготовленных к обучению лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...