Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 42 глава




соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы направлениям деятельности организации;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности кафедры;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сближению науки и образования традиционно способствует осуществление совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок. В сфере приоритетных направлений интеграционного взаимодействия образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности предусматриваются меры государственной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" <671> установлен порядок и условия предоставления из федерального бюджета в 2014 - 2020 годах субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. В результате реализации проектов создаются новые рабочие места, в том числе для молодых специалистов, в вузах создаются и совершенствуются научные центры и лаборатории, учебно-производственные комплексы, разрабатываются новые лекционные курсы, к выполнению проектов привлекаются иностранные специалисты, а также организуется сотрудничество с зарубежными лабораториями.

--------------------------------

<671> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1905.

 

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) <672> дает представление о системе интеграционных институтов, сложившихся к настоящему времени в государственном секторе науки. Фундаментальные исследования в гражданской сфере проводятся учреждениями государственных академий наук, национальным исследовательским центром "Курчатовский институт", государственными научными центрами, научными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, высшими учебными заведениями, в том числе Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными и национальными исследовательскими университетами.

--------------------------------

<672> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 8042.

 

Традиционно консолидирующую роль в организации интеграционного процесса играет Российская академия наук, осуществляющая свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" <673> представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

--------------------------------

<673> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 47. Ст. 6555.

 

Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Статья 73. Организация профессионального обучения

 

Комментарий к статье 73

 

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

На протяжении длительной истории российского (советского) рабочего класса основой профессионального обучения на производстве служила ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих. Целями такого обучения являлись обеспечение организаций (прежде всего, промышленных предприятий) квалифицированными рабочими кадрами с учетом реальных научно-технических и социально-экономических условий, формирование у них профессионализма, экономического мышления, умения работать в меняющихся технологических и экономических условиях <674>. Получение первоначального профессионального образования нередко чередовалось с трудом на основе полученных знаний. Впоследствии дополнительное образование или образование более высокого уровня могло быть получено без отрыва от производства или путем совмещения работы и обучения <675>.

--------------------------------

<674> Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. М., 1999. С. 601.

<675> Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22 (Утратил силу)).

 

В отличие от Закона РФ "Об образовании" 1992 г., действующее законодательство об образовании не содержит понятия "начальное профессиональное образование". Получение рабочих специальностей и освоение должностей служащих в настоящее время может осуществляться путем профессионального обучения непосредственно в организациях, куда трудоустраивается работник, в многофункциональных центрах прикладных квалификаций (далее - МЦПК), в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования <676>.

--------------------------------

<676> См.: Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций (разосланы письмом Минобрнауки России от 17 июня 2013 г. N АК-921/06 "О методических рекомендациях").

 

В связи с принятием ФЗ "Об образовании в РФ" утратило силу Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования <677>. В настоящее время порядок организации профессионального обучения регулируется ФЗ "Об образовании в РФ", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее - Порядок) <678>, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования <679>, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам <680>, Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования <681>, Методическими рекомендациями по формированию МЦПК, а также Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" и др.

--------------------------------

<677> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования".

<678> Утвержден Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395).

<679> Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

<680> Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями) (в ред. от 15.11.2013) зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013, N 29444.

<681> Письмо Минобрнауки России от 7 мая 2014 г. N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО".

 

Традиционно профессиональное обучение рабочих и служащих включает в себя следующие формы:

- подготовка новых кадров, не имеющих профессий или специальности (п. 2 настоящего комментария);

- переподготовка (в том числе опережающее обучение <682>) с целью освоения высвобождаемыми рабочими новых профессий в результате внедрения новых техники и технологий, аттестации, модернизации и оптимизации рабочих мест, а также в связи с потребностью в смене профессии (профессиональное обучение по программам профессиональной переподготовки);

--------------------------------

<682> Постановление КМ РТ от 31 декабря 2013 г. N 1099 "Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 - 2020 годы".

 

- обучение рабочих и служащих вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и повышения конкурентоспособности на рынке труда, усиления социальной защищенности (это также разновидность профессионального обучения по программам профессиональной переподготовки);

- повышение квалификации с целью углубления профессиональных знаний, навыков и умений, иных знаний для получения очередного квалификационного разряда и др.

Новым видом профессионального обучения можно считать подготовку к трудовой деятельности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет <683>.

--------------------------------

<683> Постановление КМ РТ от 31 декабря 2013 г. N 1098 "Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, на 2014 - 2020 годы"; Приказ Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 18 марта 2014 г. N 125 "Об утверждении перечня основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ для обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, на 2014 год".

 

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Нередко программы профессионального обучения реализуются в рамках общей концепции подготовки квалифицированного персонала для той или иной сферы профессиональной деятельности <684>.

--------------------------------

<684> Приказ Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 27 октября 2014 г. N 593 "Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг".

 

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 17 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следует особо подчеркнуть, что к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.

Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В отличие от профессионального образования, сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения и не привязаны к понятию "учебный год". Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося.

Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Формой итоговой аттестации является квалификационный экзамен.

Ярким примером подобной программы, ставшей обязательной для всех хозяйствующих субъектов, может служить программа профессиональной подготовки лиц на право обращения с опасными отходами <685>. Однако фактически обучение по этой программе проходят и лица, имеющие профессиональное образование, и те, у кого нет такого образования. Законодательство в сфере охраны природы требует этого без учета должности или образования, а лишь в привязке к группам опасных отходов <686>. Поэтому на практике обучение по этой программе нередко производится с выдачей удостоверения о повышении квалификации.

--------------------------------

<685> Утверждена Приказом Министерства природных ресурсов России от 18 декабря 2002 г. N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" (вместе с Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами).

<686> Письмо Ростехнадзора от 24 сентября 2009 г. N АФ-43/3838 "О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности".

 

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации по завершении общеобразовательных программ, вправе пройти профессиональное обучение согласно статье 73 ФЗ "Об образовании в РФ" <687>. Главное условие для любых лиц в возрасте до восемнадцати лет - они могут осваивать основные программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих при условии одновременного обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования. При успешной сдаче квалификационного экзамена они также получают соответствующее свидетельство.

--------------------------------

<687> Письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2014 г. N НТ-443/08 "О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (с изм. от 06.08.2014).

 

При этом профессиональное обучение лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Профессиональное обучение осуществляется также в целях обеспечения занятости населения <688>.

--------------------------------

<688> Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. N 262н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности", зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2014, N 32780 // Российская газета. 02.07.2014.

 

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Как уж было сказано выше, профессиональное обучение по программам профессиональной переподготовки осуществляется, как правило, с целью освоения высвобождаемыми рабочими новых профессий в результате внедрения новых техники и технологий, аттестации, модернизации и оптимизации рабочих мест (этот процесс получил название опережающего обучения, предотвращающего массовую безработицу <689>). Обучение по таким программам может также быть обусловлено потребностью в смене профессии и повышением конкурентоспособности конкретного работника на рынке труда и в рамках отдельной организации, обеспечением занятости для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, трудоустройством безработных граждан и т.д.

--------------------------------

<689> См. вышеупомянутое Постановление КМ РТ от 31 декабря 2013 г. N 1099.

 

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Программы повышения квалификации для рабочих и служащих также реализуются в образовательных организациях и в организациях, осуществляющих обучение, в том числе в многофункциональных центрах прикладных квалификаций.

Общими требованиями к подобным образовательным программам могут стать условия их реализации в МЦПК (см. п. 5 настоящего комментария).

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

Гарантии прав отдельных категорий граждан в сфере профессионального обучения наряду с Конституцией РФ установлены в таких Федеральных законах, как Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 31.12.2014), Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014), Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 24.11.2014), Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (в ред. от 28.12.2013), и др.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Новацией современной образовательной системы, которую можно назвать хорошо забытым старым, является создание многофункциональных центров прикладных квалификаций (в законе они именовались как учебные центры профессиональной квалификации). Вышеупомянутые Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций содержат следующие требования к реализуемым образовательным программам:

- практико-ориентированный характер, разработка на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований);

- обеспечение освоения квалификации, востребованной на рынке труда, в том числе возможности "подстройки" под требования конкретного заказчика (работодателя);

- обучение на базе среднего общего образования (приветствуется наличие базовой профессиональной подготовки);

- длительность обучения до 1 года.

Кроме того, отличительной особенностью подобных центров должно стать партнерство с работодателями в следующих формах:

- участие работодателей в органах управления Центром (наблюдательных советах, коллегиальных высших органах управления или иных органах управления в зависимости от организационно-правовой формы Центра или организации, структурным подразделением которой он является);

- финансирование (софинансирование) создания и деятельности со стороны заказчиков образовательных услуг, в том числе частных инвесторов, использование механизмов государственно-частного партнерства, включая концессионное соглашение;

- обучение за счет средств юридических и физических лиц;

- независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников;

- обязательная профессионально-общественная аккредитация реализуемых образовательных программ.

Создание подобных центров может осуществляться как в форме юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, так и в качестве структурных подразделений юридических лиц, т.е. как самостоятельная образовательная организация, как структурное подразделение образовательной организации или как структурное подразделение организации, осуществляющей обучение.

Центр, создаваемый как образовательная организация, является некоммерческой организацией. Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений профессионального образования <690>.

--------------------------------

<690> Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

 

Учебный центр профессиональной квалификации как структурное подразделение организации может быть создан либо как новое структурное подразделение, либо путем преобразования действующих структурных подразделений профессионального обучения.

Наконец, подобный учебный центр может быть создан в рамках концессионного соглашения как форма государственно-частного партнерства.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 (в ред. от 27.06.2014) <691>. Этот пространный документ объемом 308 страниц содержит исчерпывающий перечень, которым следует руководствоваться образовательным организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, для разработки соответствующих образовательных программ.

--------------------------------

<691> Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (в ред. от 27.06.2014), зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2013, N 29322.

 

Профессии рабочих подразделяются на следующие группы:

- профессии, общие для всех отраслей экономики;

- профессии по отраслям экономики:

- Машиностроение и металлообработка (Литейные работы; Сварочные работы; Кузнечно-прессовые и термические работы; Механическая обработка металлов и других материалов; Металлопокрытия и окраска; Эмалирование; Слесарные и слесарно-сборочные работы);

- Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;

- Горные работы (Общие профессии горных и горно-капитальных работ; Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию; Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов; Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения; Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых; Агломерация руд; Добыча и обогащение горно-химического сырья; Добыча и обогащение строительных материалов; Добыча и переработка торфа; Геологоразведочные и топографо-геодезические работы);

- Бурение скважин. Добыча нефти и газа (Бурение скважин; Добыча нефти и газа);

- Черная металлургия (Общие профессии черной металлургии; Доменное производство; Сталеплавильное производство; Прокатное производство; Трубное производство; Ферросплавное производство; Коксохимическое производство; Производство огнеупоров; Переработка вторичных материалов);

- Цветная металлургия (Общие профессии цветной металлургии; Производство цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов; Обработка цветных металлов; Производство твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии; Производство электродной продукции);

- Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии, Ремонт оборудования электростанций и сетей;

- Производство часов и технических камней, ремонт часов;

- Игольное производство;

- Ремизо-бердочное производство;

- Жестяно-баночное и тубное производство;

- Производство металлических электродов;

- Производство металлических канатов, сеток, пружин, щеток и цепей;

- Производство медицинского инструмента, приборов и оборудования;

и др.

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...