Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава пятая. Вечные  вопросы




 

В своих беседах выдающийся советский педагог Л. С. Ма­каренко говорил о следующих главных ошибках, которые допускают родители при воспитании детей: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, ла­ской, приказом, поощрениями, наказаниями, уступчивостью, твердостью. Каждое из этих качеств само по себе не содер­жит при умеренном использовании ничего дурного. Ведь из этого высказывания никак не следует, например, что ребен­ка нужно вообще лишить ласки или вообще прекратить с ним разъяснительные беседы, или никогда и ни в чем не уступать. Нет, только в крайнем своем проявлении все эти качества становятся отрицательными, становятся ошибками воспитания.

Мы в этой книге сделали попытку проанализировать при­чины детской нервности, раскрыть пути возникновения ос­новных детских нервных заболеваний, показать на конкрет­ных примерах, как отдельные ошибки воспитания сказыва­ются на нервно-психическом здоровье" ребенка. Но мы со­вершенно не пытались абсолютизировать те или иные реко­мендации, не стремились дать готовых рецептов на все слу­чаи жизни.

Ведь из того, что у некоторых наших пациентов неврозы возникли после посещения цирка, зоопарка или детского утренника, никак не вытекает вывод, что необходимо лишить вообще всех детей радости знакомства с обитателями зоопар­ка, брызжущего через край веселья детских утренников, за­хватывающего зрелища цирковых представлений. Кстати, у нас есть пример и того, как ребенка лишили всех этих удо­вольствий, упрятали от неожиданностей и опасностей реаль­ной жизни за крепкими стенами собственной усадьбы и что из этого получилось. Вспомните о Фаттыхе Нариманове из рассказа «Ночной звонок».

Воспитание детей—большое искусство, искусство, требу­ющее не трафарета, а сугубо индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. Помните, как в рассказе «мямля» посещение цирка оказалось совершенно безвред­ным для Вити и послужило причиной развития невроза у его сводного брата. Но ведь и у Кости могло бы не возник путь невротической реакции, если бы отец, зная его индиви­дуальные особенности, объяснил заранее, что акробаты за­страхованы от случайного падения, что опасность для их жизни совершенно исключена.

Но если невозможно дать готовых схем воспитания, об­щих для всех детей методик, если у разных детей — различ­ные причины развития невротических реакций, если одна и та же ситуация может привести к совершенно противополож­ным результатам, то, естественно, напрашивается вопрос: нужно ли вообще обременять родителей педагогическими и медицинскими сведениями. Не лучше ли ориентировать их на собственную интуицию и рекомендовать им доверять пре­жде всего собственному здравому смыслу?

Этот вопрос далеко не праздный. " В книге всемирно из­вестного американского ученого Бенджамина Спока «Ребе­нок и уход за ним» можно, например, прочитать: «Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «... Хорошие, лю­бящие родители, интуитивно выбирают самые правильные решения... Будьте естественны и не бойтесь ошибок». Но ведь ошибка ошибке рознь. Некоторые из них ведут к печаль­ным и, увы, необратимым последствиям. И можно ли всегда полагаться только на интуицию и так называемый здравый смысл?

Ведь каждый день над нами всходит и заходит солнце, «однако ж прав упрямый Галилей». Интуиция — одно из са­мых счастливых свойств человеческого разума, но что от даст современному человеку, не имеющему теоретических знаний. Многие великие открытия и в наше время, и в про­шлые века были сделаны благодаря интуиции. Ньютону упа­ло на голову яблоко — и он открыл закон всемирного тяго­тения. Дж. Уатт увидел, как подпрыгивает под паром крыш­ка чайника—и изобрел паровой двигатель. В обоих случаях решающее значение сыграла интуиция. Но так же в обоих случаях ученым потребовались специальные знания, чтобы ах интуитивные догадки превратились во всемирный закон пли великое изобретение.

Так и при воспитании. Знание причин детских нервных заболеваний, несомненно, поможет избежать ошибок, кото­рые приводят к срыву высшей нервной деятельности, а зна­ние основных проявлений неврозов позволит вовремя распо­знать первые признаки болезни. И тут уже в полную власть вступает интуиция, потому что от родителей требуется не буквальное следование педагогическим и медицинским ука­заниям, а творческое их применение и претворение в жизнь в каждом конкретном случае.

Только интуиция, базирующаяся на знании теории, мо­жет привести и приводит к желаемым результатам, собственно, и Бенджамин Спок всей своей прекрасной книгой убе­дительно опроверг проскользнувшее у него сомнение отно­сительно важности теоретических знаний при воспитании детей. -

В этой главе мы коснемся нескольких вопросов, волную­щих воспитателей

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...