Дополнительные образовательные программы 44 глава
-------------------------------- <708> Зарегистрирован в Минюсте России 20.01.2014, N 31048 // Российская газета. 05.02.2014.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <709>, обучающиеся получают свидетельства <710>. -------------------------------- <709> Приказ Минкультуры России от 09.02.2012 N 86 "Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств" (в ред. от 14.08.2013) (зарегистрирован в Минюсте России 20.03.2012, N 23534) // Российская газета. 28.03.2012. <710> Приказ Минкультуры России от 10.07.2013 N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств" (зарегистрирован в Минюсте России 16.08.2013, N 29428) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 41.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы: 1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее - интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта); 2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; 3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: 1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); 2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время действует Порядок, утвержденный Приказом Минспорта России от 12 сентября 2013 г. N 731 <711>.
-------------------------------- <711> Приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован в Минюсте России 02.12.2013, N 30531) // Российская газета. 11.12.2013.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
Комментарий к статье 76
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внес принципиальные новации в правовое регулирование дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Прежде всего, он существенно повысил его статус, поскольку согласно ст. 60 цитируемого Закона по итогам обучения по дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП) выдается документ о квалификации. Именно поэтому по завершении обучения по ДПП в обязательном порядке должна быть предусмотрена итоговая аттестация обучающихся (они также могут именоваться слушателями). Она может предусматривать тестирование, итоговый междисциплинарный экзамен, защиту итоговой аттестационной работы и т.п. Порядок и формы проведения итоговой аттестации определяет образовательная организация с учетом Методических рекомендаций Минобрнауки России <712>. -------------------------------- <712> Направлены письмом Минобрнауки от 30.03.2015 N АК-821/06 "О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей".
Новая терминология ФЗ-273 - "дополнительное профессиональное образование", "дополнительные профессиональные программы" - нашла отражение и в главе 31 Трудового кодекса РФ (в редакции ФЗ от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ), что в полной мере соответствует норме п. 4 ст. 4 ФЗ-273: нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать ФЗ-273.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В отличие от прежнего порядка, действующее законодательство предусматривает только два вида документов о ДПО: удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке (п. 10 ст. 60). Удостоверение может быть выдано по итогам обучения по ДПП в объеме не менее 16 час., диплом - в случае освоения ДПП объемом не менее 250 час. <713>. Согласно Закону, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Следовательно, организации по-прежнему вправе выдавать два вида дипломов: о профессиональной переподготовке, дающей право ведения профессиональной деятельности в определенной сфере, и о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. -------------------------------- <713> Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013, N 29444); письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 г. N АК-316/06 "О направлении рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации) (документ опубликован не был); письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. N АК-610/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования) // Администратор образования. 2014. N 17, 18.
Вид и содержание документа о квалификации - удостоверения или диплома самостоятельно устанавливаются организацией. Документ выдается на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией. Сведения о документах о квалификации, выданных в установленном порядке после 30 августа 2013 г., вносятся в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении <714>. -------------------------------- <714> Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (вместе с Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") (ред. от 15.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 35. Ст. 4515.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Отметим, что в настоящее время Законом не предусмотрена разработка федеральных государственных требований либо федеральных государственных образовательных стандартов в отношении дополнительных профессиональных программ, что дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Исключение составляют типовые ДПП в области международных автомобильных перевозок, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта <715>, а также ДПП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, ДПП в области информационной безопасности. -------------------------------- <715> На настоящий момент не разработаны.
Порядок разработки ДПП, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также ДПП в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Действующий Порядок от 5 декабря 2013 г. N 1310 утвержден Министерством образования и науки РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации <716>.
-------------------------------- <716> Приказ Минобрнауки России от 05.12.2013 N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2014, N 31233) // Российская газета. 14.02.2014.
Продолжительность обучения по таким программам различна: для программ повышения квалификации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, - не менее 24 часов; для программ повышения квалификации в области информационной безопасности - не менее 40 часов, а минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки в области информационной безопасности должен быть не менее 360 часов. Общее требование Закона - содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты (основные профессиональные стандарты представлены в СПС "КонсультантПлюс") <717>, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям. В структуре ДПП, включая краткосрочные, должен быть указан планируемый результат, который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП. -------------------------------- <717> См.: письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N 05-308 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов).
Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценку уровня формирования компетенций у выпускников программы и т.д. <718>. -------------------------------- <718> Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" (вместе с Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования) // Вестник образования. 2014. N 23; письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО" (вместе с Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования) // Администратор образования. 2014. N 17, 18.
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. В свою очередь, реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: - характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации (по итогам обучения по такой программе может быть выдан диплом о профессиональной переподготовке с присвоением дополнительной квалификации); - характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы (в этом случае слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке). Кроме того, структура ДПП должна включать цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц (ЗЕТ). Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией. Перевод ДПП в систему оценки через ЗЕТ соответствует Болонскому соглашению <719> и облегчает перезачет дисциплин и курсов, освоенных гражданами в рамках ДПП. -------------------------------- <719> Совместная декларация европейских министров образования "Европейское пространство высшего образования" (г. Болонья, 19 июня 1999 г.). URL: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel7/part2/?part2_03.html (дата обращения: 19.06.2015).
Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также должны быть направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменения направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Типовая или примерная форма договора для ДПП не разработана, образовательным организациям при разработке собственных форм следует руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг <720>. Можно в качестве образца использовать также примерную форму договора об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе <721>. -------------------------------- <720> Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". <721> Утверждена Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе".
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При реализации ДПП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Ряд нормативных актов отражает особенности такой образовательной деятельности и содержит требования, предъявляемые к программам, реализуемым в подобном формате <722>. -------------------------------- <722> Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2014, N 31823); письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 "О направлении методических рекомендаций по реализации ДПП с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме".
Освоение ДПП может осуществляться в рамках сетевого взаимодействия различных организаций. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. Важной новацией Федерального закона N 273-ФЗ является установление возможности организациям, осуществляющим образовательную деятельность, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ, в том числе дополнительных. В отличие от требований к реализации основных образовательных программ образовательный процесс в организации, реализующей ДПП, может осуществляться в течение всего календарного года. Образовательный процесс в системе ДПО предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Важно подчеркнуть, что при освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам. Порядок перезачета определяется организацией самостоятельно. Соответствующие возможности предусмотрены также в процессе освоения основных образовательных программ для лиц, обучавшихся ранее по ДПП. Так, зачет результатов обучения в системе ДПО осуществляется обучающимся по программе бакалавриата, по программе специалитета или магистратуры на основании представленного удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке <723>. -------------------------------- <723> Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (ред. от 15.01.2015) (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2014, N 31402) // Российская газета. 2014. 12 марта.
Новый Закон изменил порядок государственной регламентации образовательной деятельности в сфере ДПО в части лицензирования: теперь в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются только подвиды дополнительного образования, без конкретизации названий реализуемых образовательных программ; также не требуется указывать места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: - самостоятельная работа с учебными изданиями; - приобретение профессиональных и организаторских навыков; - изучение организации и технологии производства, работ; - непосредственное участие в планировании работы организации; - работа с технической, нормативной и другой документацией; - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); - участие в совещаниях, деловых встречах. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы. Успешная апробация этой формы повышения квалификации как части дополнительной профессиональной программы прошла в процессе реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 гг. <724>, слушатели выезжали на стажировки по России и в зарубежные страны в ведущие мировые научные и образовательные центры, в крупнейшие корпорации и на международные выставки. Схожая схема повышения квалификации предусмотрена и в ведомственной целевой программе Минобрнауки "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015 - 2016 годы" <725>. -------------------------------- <724> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 594 "О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2331. <725> Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2015 г. N 490 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015 - 2016 годы".
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Поскольку государство не устанавливает жестких требований к содержанию ДПП, оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении: - соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; - способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ может проводиться путем внутреннего мониторинга качества образования и в форме внешней независимой оценки качества образования. Виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов организация устанавливает самостоятельно. Требования к внутренней оценке качества ДПП и результатов их реализации также утверждаются в порядке, предусмотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций. На сферу ДПО в полной мере распространяется административная ответственность, предусмотренная ст. 19.30 КоАП РФ "Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса" (введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 104-ФЗ). Ответственность, в частности, может наступить за нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг, - она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов о квалификации - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
Комментарий к статье 77
Предметом комментируемой статьи являются особенности организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что одним из ориентиров государственной образовательной политики в Российской Федерации являются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, и оказание содействия в получении такими лицами образования. Данное направление государственной образовательной политики соответствует положениям Указа Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" <726>. -------------------------------- <726> СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1583.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики поддержки талантливой молодежи в этом направлении являются организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий. В соответствии с упоминавшимся Указом Президента РФ N 325 Правительство РФ наделялось полномочиями по определению перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий и правил присуждения премий по результатам этих конкурсных мероприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|