Дополнительные образовательные программы 46 глава
-------------------------------- <747> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". <748> Нижегородские новости. 24.04.2014. N 76(5409). Правовая среда (приложение). N 44(1754). <749> Волна. 23.09.2014. N 37.
Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. Организационной и кадровой гарантией инклюзивного образования является обязанность, возложенная в ч. 12 комментируемой статьи на государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивать подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействовать привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
Комментарий к статье 80
Предметом комментируемой статьи являются особенности организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, принудительным работам, а также подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей. Законодатель устанавливает принцип, в соответствии с которым для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, должны обеспечиваться условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюст России), общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Законодательную базу, определяющую особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, образуют положения Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <750>. -------------------------------- <750> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
В статье 16 названного Закона установлены основы организации общего и профессионального образования, а также профессионального обучения осужденных. 1. Образовательные организации в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюст России). Например: Приказ Минюста России N 61, Минобрнауки России N 70 от 27 марта 2006 г. "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" <751>, Приказ Минюста России от 21 ноября 2005 г. N 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" <752>. -------------------------------- <751> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24.04.2006. N 17.
<752> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 05.12.2005. N 49.
2. Должностные оклады работникам государственных образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, повышаются за особые условия труда в размерах, определяемых Правительством РФ. 3. Работники государственных и других образовательных организаций, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка. Основы организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях определены Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний (Приказ Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" <753>). В этих Правилах устанавливается (п. 174), что в целях исправления осужденных в воспитательной колонии организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Учеба в общеобразовательной школе и профессиональном училище организуется в соответствии с положениями об организации деятельности школы и профессионального училища. При необходимости в школе создаются специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных с ограниченными возможностями здоровья (п. 175). Администрация воспитательной колонии с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства создает условия для заочного обучения осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (п. 176). -------------------------------- <753> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30.10.2006. N 44.
4. Установление правил внутреннего распорядка, подбор и расстановка кадров, формирование групп обучающихся в образовательных организациях, созданных в уголовно-исполнительной системе, осуществляются с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и подлежат согласованию с руководством учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
5. Образовательная организация, созданная в уголовно-исполнительной системе, с согласия учредителя (собственника) на основании срочного договора между образовательной организацией и учреждением, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет право предоставлять учреждению, исполняющему наказания в виде лишения свободы, в пользование на безвозмездной основе в свободное от производственного обучения и производственной практики время движимое и недвижимое имущество для трудового воспитания осужденных. 6. Образовательная организация, созданная в уголовно-исполнительной системе, имеет вторую печать для заверения выдаваемых осужденным документов об образовании и (или) о квалификации, оттиск которой не содержит указание на принадлежность этой образовательной организации к уголовно-исполнительной системе. Еще одним источником lex specialis является Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ <754>. -------------------------------- <754> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
Статья 108 этого Кодекса посвящена профессиональному образованию и профессиональному обучению осужденных к лишению свободы. В ней, в частности, установлено, что в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <755>). Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих прохождению профессионального обучения или получению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюст России), и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России).
-------------------------------- <755> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве. В соответствии с ч. 4 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ издан Приказ Минюста России от 7 мая 2013 г. N 67 "Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы" <756>. -------------------------------- <756> Российская газета. 31.05.2013. N 116.
В комментируемой статье законодатель дифференцирует доступ к праву на образование в зависимости от уголовно-процессуального статуса лица, его возраста и состояния здоровья. В отношении несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей должны быть обеспечены условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном Минюстом России и Минобрнауки России (ч. 2 комментируемой статьи).
Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (ч. 4 комментируемой статьи). Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста 30 лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 5 комментируемой статьи). Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, установлен Приказом Минюста России N 61, Минобрнауки России N 70 от 27 марта 2006 г. "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" <757>. -------------------------------- <757> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24.04.2006. N 17.
Если иное не предусмотрено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении или после освобождения из него. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается Минюстом России по согласованию с Минобрнауки России. Частью 9 комментируемой статьи предусмотрено, что лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания. Так, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ: - осужденным к принудительным работам разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр (ст. 60.4); - осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение (ст. 129); - несовершеннолетним осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (ст. 141).
Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
Комментарий к статье 81
Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении: - Генеральной прокуратуры РФ; - Следственного комитета РФ (СК России); - Службы внешней разведки РФ (СВР России); - Федеральной службы безопасности (ФСБ России); - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); - Министерства обороны РФ (Минобороны России); - Министерства внутренних дел РФ (МВД России); - Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России); - Федеральной службы охраны РФ (ФСО России); - Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). В упомянутых федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации: основных профессиональных образовательных программ; дополнительных профессиональных образовательных программ; основных программ профессионального обучения. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, разрабатываются на основе: а) требований, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (lex generalis); б) квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации (lex specialis). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Так, Приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <758> утверждены: -------------------------------- <758> Российская газета. 30.12.2014. N 298.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации; - Порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию. Федеральный государственный орган, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 3 комментируемой статьи). Спецификой рассматриваемой сферы образовательной деятельности является ее тесное соприкосновение со сферой, охраняемой законодательством о государственной тайне. В этой связи законодатель устанавливает (ч. 4 комментируемой статьи), что реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <759>) и соответствующих нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы. -------------------------------- <759> Российская газета. 21.09.1993. N 182.
Особые правила существуют и в отношении управления федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Управление этими организациями осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация. В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов, к числу обучающихся относятся: - адъюнкты; - аспиранты; - слушатели; - курсанты; - студенты. Адъюнкт - военнослужащий офицерского состава, готовящийся к научной или научно-педагогической деятельности в адъюнктуре при высшем военно-учебном заведении или научно-исследовательском учреждении Вооруженных Сил (МВД, ФСБ и т.д.). Адъюнктура является военным аналогом аспирантуры: она концентрирует основные усилия на защите адъюнктом диссертации на соискание ученой степени кандидата наук <760>. -------------------------------- <760> В СССР подобное понимание адъюнктуры сформировалось с 1938 г. До этого в Российской империи адъюнктом называли помощника профессора (академика) Петербургской академии наук. Должность адъюнкта существовала до общего университетского устава 1863 г., когда должности адъюнктов были упразднены, а вместо них введены штатные доценты.
Слушатели - это офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. По решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, к категории слушателей могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, а также сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 7 комментируемой статьи). Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 8 комментируемой статьи). Вышеупомянутые федеральные государственные органы могут издавать нормативные правовые акты, в которых будут установлены особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы (в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел) в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Так, Приказом СК России от 7 ноября 2013 г. N 72 <761> были установлены доплаты за ученые степени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогическим работникам, замещающим штатные должности в федеральном государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации". -------------------------------- <761> Российская газета. 17.01.2014. N 9.
Минобороны России, ФСБ России, МВД России и другие указанные выше федеральные государственные органы наделены в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи значительными нормотворческими полномочиями. Во-первых, они устанавливают порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в их ведении. Например: Приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. N 185 "Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" <762>, Приказ МЧС России от 25 мая 2015 г. N 257 "Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре" <763>, Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. N 321 "Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации" <764>, Приказ ФСБ России от 20 мая 2014 г. N 277 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России" <765> и т.д. -------------------------------- <762> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2015. <763> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 02.07.2015. <764> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2015. <765> Российская газета. 14.08.2014. N 182.
Особо оговаривается правомочие таких федеральных государственных органов принимать подзаконные нормативные правовые акты, в которых устанавливается перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации, осуществляющие образовательную деятельность (как правило, одним из таких вступительных испытаний становится испытание по физической подготовке) (Приказ ФСО России от 6 февраля 2013 г. N 53 "О проведении дополнительного вступительного испытания в Государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации" <766>, Приказ ФСКН России от 5 мая 2015 г. N 154 "Об установлении дополнительного вступительного испытания при приеме в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" <767> и т.д.). -------------------------------- <766> Российская газета. 13.03.2013. N 53. <767> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2015.
Во-вторых, вышеупомянутые федеральные государственные органы вправе через принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов устанавливать порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию. Например: Приказ СК России от 25 марта 2015 г. N 30 "Об утверждении Порядка отчисления из федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации" обучающихся по образовательным программам высшего образования и Порядка восстановления на обучение по образовательным программам высшего образования граждан Российской Федерации в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации" <768>, Приказ МВД России от 7 июля 2014 г. N 568 "О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, в другую такую организацию" <769> и т.д. -------------------------------- <768> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 15.07.2015. <769> Российская газета. 29.08.2014. N 196.
В-третьих, они наделяются правом определять перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в их ведении, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет, а также порядок размещения этой информации. Например: Приказ ФСБ России от 30 марта 2015 г. N 193 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет", и Порядка размещения информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет" <770>, Приказ СК России от 8 декабря 2014 г. N 107 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети "Интернет", и порядка размещения указанной информации" <771>, Приказ ФСИН России от 31 июля 2014 г. N 394 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСИН России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСИН России в сети "Интернет", и Порядка размещения указанной информации" <772> и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|