Дополнительные образовательные программы 45 глава
Правительство РФ реализовало свои полномочия, приняв Постановление от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" <727>. -------------------------------- <727> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2503.
В комментируемой статье определены принципы организации олимпиад и иных конкурсов: - нацеленность на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной и творческой деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений; - участие в организации олимпиад и конкурсов государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций; - множественность олимпиад и конкурсов; - участие в олимпиадах и конкурсах на добровольной основе; - творческий характер олимпиадных заданий; - установление специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования для лиц, проявивших выдающиеся способности; - запрет взимания платы за участие в олимпиадах и конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи; - организация общественного контроля за проведением олимпиад и иных конкурсов. Значительными нормотворческими полномочиями в этой сфере наделено Минобрнауки России: - Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" <728>; -------------------------------- <728> Российская газета. 29.01.2014. N 18.
- Приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" <729>; -------------------------------- <729> Российская газета. 04.07.2014. N 148.
- Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2015 г. N 56 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году" <730>;
-------------------------------- <730> Российская газета. 11.03.2015. N 49.
- Приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2015 г. N 120 "Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2014/15 учебный год" <731>. -------------------------------- <731> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2015.
Минобрнауки определяет: - перечень и уровни олимпиад школьников, которые проводятся в России, наряду с всероссийской олимпиадой школьников; - порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, а также перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится; - образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников; - итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников; - порядок проведения, критерии определения уровней иных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад. Как уже отмечалось, законодатель предусмотрел возможность организации и проведения общественного контроля за проведением олимпиад и конкурсов. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения олимпиад школьников гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей (ч. 15 ст. 59), предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (Приказ Минобрнауки России от 28 июня 2013 г. N 491 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" <732>).
-------------------------------- <732> Российская газета. 09.08.2013. N 175.
Правительство РФ устанавливает: - критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности; - порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц (Постановление Правительства Тюменской области от 16 апреля 2014 г. N 161-п "Об утверждении Положения о мерах стимулирования выпускников общеобразовательных организаций, проявивших выдающиеся способности" <733>, Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 28 мая 2014 г. N 859 "Об утверждении Положения о стипендии руководителя администрации городского округа "Воркута" одаренным детям "Надежда Воркуты" <734> и т.д.). -------------------------------- <733> Официальный портал органов государственной власти Тюменской области: http://www.admtyumen.ru. 22.04.2014. <734> Заполярье. 06.06.2014. N 39.
В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (нетиповые образовательные организации) (например, Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 19 сентября 2014 г. N 36-04/1 "Об утверждении Положения о проведении круглогодичных школ интеллектуального роста по физико-математическому, естественнонаучному и гуманитарному направлениям для одаренных детей Красноярского края" <735>).
-------------------------------- <735> Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края: http://www.zakon.krskstate.ru, 24.09.2014.
Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
Комментарий к статье 78
Предметом комментируемой статьи являются особенности организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях. Законодатель установил особенности правосубъектности иностранцев и лиц без гражданства в образовательных правоотношениях: - имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"; - обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе; - имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. При регулировании образовательных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует учитывать положения следующих нормативных правовых актов: - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации <736>";
-------------------------------- <736> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
- Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" <737>; -------------------------------- <737> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.
- Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. N 891 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <738>. -------------------------------- <738> СЗ РФ. 2013. N 41. Ст. 5204.
Особенности правового статуса соотечественников в образовательных правоотношениях установлены в ст. 17 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". На органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность способствовать сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны содействовать получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно: - гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР; - проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов); - родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников; - проживание за рубежом - для всех указанных лиц. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства. В Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" установлено также, что Российская Федерация должна содействовать получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Части 5 - 7 комментируемой статьи посвящены особенностям статуса иностранных студентов, поступивших в пределах квоты. Во-первых, обучение иностранных граждан по основным профессиональным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты осуществляется с выплатой указанным иностранным гражданам государственных академических стипендий в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе. Во-вторых, таким гражданам предоставляются жилые помещения в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В-третьих, порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, а также предъявляемые к ним требования устанавливаются Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 844 "Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <739>). -------------------------------- <739> Российская газета. 17.12.2014. N 287.
В-четвертых, иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах федеральных государственных образовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Иностранные граждане имеют право на получение стипендий в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе. Порядок и критерии отбора таких федеральных государственных образовательных организаций и их перечень определяются Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 27 ноября 2013 г. N 1284 "Об утверждении Порядка и критериев отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" <740>). -------------------------------- <740> Российская газета. 26.03.2014. N 68.
В ч. 8 комментируемой статьи закреплено право Минобрнауки России устанавливать требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Комментарий к статье 79
Предметом настоящей статьи являются особенности, предусмотренные законодательством об образовании в отношении организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья законодатель понимает физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Комментируемая статья представляет собой организационно-правовую гарантию инклюзивного образования, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Отдельные принципы инклюзивного образования были определены законодателем ранее, в иных статьях комментируемого Закона. Так, в ч. 6 ст. 11 закрепляется, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" <741>, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" <742>). -------------------------------- <741> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015. <742> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015.
В комментируемой статье определена система основных принципов правового регулирования образовательных отношений с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, устанавливается, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, под которой понимается программа, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. При этом содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов (лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты) определяются индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР представляет собой разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" <743>). -------------------------------- <743> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 24.08.2015.
Во-вторых, законодательством установлено, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. В ч. 3 комментируемой статьи подробно раскрывается содержание этих специальных условий. Под ними понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ утвержден специальный СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" <744>). -------------------------------- <744> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2015.
В-третьих, закреплен принцип, предоставляющий возможность выбора организации образования: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В письме Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования" <745> Минобрнауки России указывает на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее, и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Согласно Закону об образовании общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: -------------------------------- <745> Администратор образования. 01.12.2014. N 23.
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по основной образовательной программе; - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно ст. 2 Закона об образовании, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; - для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В-четвертых, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. В-пятых, установлен принцип профессионального обучения и получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. В-шестых, законодатель возлагает на профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн (письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281 "О направлении Требований" <746>)). -------------------------------- <746> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
В ч. 6 комментируемой статьи закреплено, что особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Минтруд России). Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в ч. 11 комментируемой статьи, в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся (распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 г. N 3026-р "Об утверждении Порядка предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных образовательных организациях, специальных учебников, учебных пособий и иной учебной литературы, услуг сурдопереводчиков, тифлопереводчиков и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь" <747>, Постановление Правительства Нижегородской области от 10 апреля 2014 г. N 235 "Об утверждении Порядка предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Нижегородской области" <748>, Постановление Минобрнауки Архангельской области от 15 сентября 2014 г. N 27 "Об утверждении порядка предоставления на период получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) в бесплатное пользование специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также бесплатного предоставления им услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков" <749> и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|