Дополнительные образовательные программы 47 глава
-------------------------------- <770> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015. <771> Российская газета. 28.01.2015. N 15. <772> Российская газета. 01.10.2014. N 223.
В-четвертых, они могут устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", особенности организации и осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении вышеперечисленных федеральных государственных органов. Например: Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <773>, Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. N 879 "Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования" <774>, Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. N 880 "Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" <775> и т.д. -------------------------------- <773> Российская газета. 30.12.2014. N 298.
<774> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. N 47. <775> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.11.2005. N 48.
Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
Комментарий к статье 82
Предметом данной статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования: 1) образовательные программы среднего профессионального образования; 2) образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы. Сфера медицинского и фармацевтического образования всегда строилась с учетом необходимости постоянного совершенствования знаний и навыков, поэтому для данного сегмента российского образования не является новеллой принцип, закрепленный в ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которым реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. Данный принцип позволяет выпускникам соответствующих образовательных организаций быть на уровне последних достижений медицинской науки и техники. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России), разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования (Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. N 36н "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Гериатрия" <776>, Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. N 35н "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Психиатрия-наркология" <777>, Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. N 37н "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ фармацевтического образования" <778>).
-------------------------------- <776> Российская газета. 11.08.2014. N 179/1. <777> Российская газета. 19.05.2014. N 110/1. <778> Там же.
Спецификой реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования является особое значение практической подготовки обучающихся в образовательном процессе. В ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское (фармацевтическое) образование или высшее медицинское (фармацевтическое) образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется: 1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники); 2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база); 3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования утвержден Приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г. N 620н <779>.
-------------------------------- <779> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 18.11.2013. N 46.
В развитие данного подзаконного нормативного правового акта на уровне субъектов Российской Федерации могут приниматься нормативные правовые акты, уточняющие порядок прохождения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования (например, Приказ Министерства здравоохранения Самарской области от 8 сентября 2014 г. N 24-н "Об утверждении Порядка присвоения подведомственным учреждениям здравоохранения статуса клинической медицинской организации и деятельности клинической базы" <780>). -------------------------------- <780> Волжская коммуна. 01.10.2014. N 259 (29111).
В приведенном к качестве примера региональном нормативном правовом акте содержатся положения, в которых определяются цели, задачи и функции клинической базы. Целью деятельности клинической базы названо обеспечение высокой степени готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности. В качестве основных задач клинической базы определено создание условий для успешного формирования, закрепления, развития у обучающихся практических навыков и компетенции в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечение их участия в осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности, в том числе в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности в рамках их практической подготовки в соответствии с образовательными программами. Для достижения указанной цели и решения основных задач клиническая база осуществляет следующие функции: - нормативное регулирование (принятие необходимых локальных актов, связанных с практической подготовкой обучающихся);
- материально-техническое обеспечение (предоставление отвечающих требованиям безопасности и гигиены помещений и имущества, необходимых для практической подготовки обучающихся); - кадровое обеспечение (при необходимости осуществляется прием на работу по совместительству работников образовательной (научной) организации); - контроль за участием обучающихся в оказании медицинской помощи (фармацевтической деятельности) в соответствии с локальным нормативным актом; - обеспечение безопасных условий труда обучающихся, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности. Организация практической подготовки обучающихся в таких случаях осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной или научной организацией с одной стороны и с другой стороны - медицинской организацией либо организацией, производящей лекарственные средства и медицинские изделия, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Рекомендуемая форма такого договора приведена в письме Минздрава России от 29 сентября 2014 г. N 16-1/10/2-7372 "О рекомендуемой форме договора об организации практической подготовки обучающихся" <781>. -------------------------------- <781> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
В договоре должны содержаться положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности. Обозначается порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций, производящих лекарственные средства и медицинские изделия, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности. Практическая подготовка лиц, получающих среднее и высшее медицинское или фармацевтическое образование, дополнительное профессиональное образование, на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, организуется для государственной или муниципальной образовательной или научной организации на безвозмездной основе. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России), утверждает Порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности (Приказ Минздрава России от 22 августа 2013 г. N 585н "Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности" <782>).
-------------------------------- <782> Российская газета. 11.11.2013. N 253.
Еще одной особенностью медицинского образования является уникальная система последипломного образования врачей. Этапами последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, институтов усовершенствования врачей являются интернатура и ординатура. Интернатура (internus, лат. - внутренний) - первичная последипломная специализация выпускников медицинских образовательных организаций по одной из врачебных профессий, которая проводится, как правило, после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических организаций под наблюдением и руководством соответствующей кафедры медицинской образовательной организации. Проходящих обучение интернатуру называют интернами. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования. Лицам, окончившим интернатуру, присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры. Следующим за интернатурой этапом последипломного образования является ординатура. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч. 9 комментируемой статьи). Основная цель обучения в ординатуре состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и организациях здравоохранения или в порядке частной практики. Задачами обучающихся в ординатуре определены: - углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; - формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности. Сопоставляя интернатуру и ординатуру как этапы последипломного медицинского образования, следует отметить первичность интернатуры. Интернатура, как уже отмечалось, длится один год. Ординатура представляет собой обучение в течение, как правило, двух лет. И интернатура, и ординатура позволяют на практике эффективно применять уже полученные студентом знания, причем все действия интерна или учащегося ординатуры выполняются под контролем опытных врачей. В отдельных случаях для поступления в ординатуру требуется прохождение интернатуры. Наконец, можно отметить, что врачебные специализации, обучение которым происходит в ординатуре, являются более сложными, чем те, в которых практикуются интерны. Законодательной основой обучения в интернатуре является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <783>. В ст. 100 этого Закона закреплено, что: -------------------------------- <783> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
- обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников; продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год; - лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобразования России по согласованию с Минздравом России (например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. N 1045 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.03 Токсикология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" <784>, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. N 1051 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" <785> и т.д.). -------------------------------- <784> Российская газета. 02.02.2015. N 19. <785> Российская газета. 04.02.2015. N 21.
В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи ФГОС по определенным специальностям и направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника. Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливает Минздрав России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минздрава России от 6 сентября 2013 г. N 633н "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры" <786>). -------------------------------- <786> Российская газета. 23.05.2014. N 115.
Законодательство об образовании (ч. ч. 13 и 14 комментируемой статьи) устанавливает особые правила допуска к педагогической деятельности по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются лица: - имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование; - прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре; - являющиеся работниками медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, а также судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Порядок допуска к педагогической деятельности вышеперечисленных лиц определяет Минздрав России (Приказ Минздрава России от 10 сентября 2013 г. N 637н "Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование" <787>). -------------------------------- <787> Российская газета. 07.03.2014. N 54.
К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее образование, допускаются лица: - имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование; - прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре; - являющиеся работниками медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, а также судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Порядок допуска к педагогической деятельности вышеперечисленных лиц определяет Минздрав России (уже упоминавшийся Приказ Минздрава России от 10 сентября 2013 г. N 637н "Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование").
Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
Комментарий к статье 83
Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области искусств. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено, что художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Принципами реализация образовательных программ в области искусств являются: - непрерывность и преемственность обучения; - нацеленность на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте; - профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах; - последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. В области искусств реализуются следующие образовательные программы: - дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы; - образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области искусств); - образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена); - образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры). Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" использует понятие "дополнительные общеобразовательные программы", которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (ч. 1 комментируемой статьи). Аналогом общеразвивающих программ в области искусств являются разработанные в 1980-е годы Министерством культуры СССР для детских школ искусств учебные планы общего художественного образования детей. Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (ч. 5 ст. 12) с учетом разработанных в соответствии с ч. 21 комментируемой статьи Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ <788>), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей. -------------------------------- <788> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Общеразвивающие программы в области искусств должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В упомянутых Рекомендациях отмечается, что в образовательных организациях общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и их родителей. При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ. С целью привлечения как можно большего количества детей к художественному образованию, а также обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать трех или четырех лет (2 года 10 месяцев и соответственно 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 комментируемой статьи). Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются: - в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств); - в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств; - в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; - в образовательных организациях высшего образования. Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается Минкультуры России (Приказ Минкультуры России от 16 июля 2013 г. N 998 "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств" <789>). В него включены, в частности, программы по музыкальному искусству (фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хоровое пение, музыкальный фольклор), изобразительному искусству (живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическому искусству (хореографическое творчество, искусство балета), театральному, цирковому искусству, архитектуре. -------------------------------- <789> Российская газета. 14.08.2013. N 178.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам устанавливает Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (например, Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. N 2156 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе" <790>, Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. N 1144 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства "Архитектура" и сроку обучения по этой программе" <791>). -------------------------------- <790> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 15.01.2015. <791> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.10.2013. N 43.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные. Порядок такого отбора устанавливает Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. N 1145 "Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств" <792>). -------------------------------- <792> Российская газета. 05.02.2014. N 24.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся. Минкультуры России по согласованию с Минобразования России устанавливает форму и порядок проведения такой итоговой аттестации (Приказ Минкультуры России от 9 февраля 2012 г. N 86 "Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств" <793>). -------------------------------- <793> Российская газета. 28.03.2012. N 67.
Интегрированные образовательные программы в области искусств (образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств. Такие программы реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи на обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, а в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования на них распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|