Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 50 глава




В-третьих, специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений МИД России относятся к "русской школе за рубежом", а следовательно, на их деятельность распространяется режим государственной поддержки русских школ за рубежом, предусмотренный Концепцией "Русская школа за рубежом" <828>, утвержденной Президентом РФ. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим основным направлениям:

--------------------------------

<828> Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/news/50643.

 

- информационная поддержка;

- методическая поддержка;

- материально-техническая поддержка;

- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

Специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по решению МИД России (ч. 4 комментируемой статьи).

МИД России наделяется рядом полномочий (ч. 5 комментируемой статьи), осуществляемых в отношении специализированных структурных образовательных подразделений в загранучреждениях:

- установление структуры управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;

- кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями государства, в котором расположено загранучреждение МИД России;

- обеспечение бланками документов об образовании, организация внесения сведений о выданных загранучреждениями МИД России документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;

- контроль за деятельностью этих подразделений.

Образовательная деятельность загранучреждений МИД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и приняты в развитие этого Закона подзаконным актом, в котором устанавливается порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в загранучреждениях МИД России. Такой нормативный правовой акт принимает МИД России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 6 комментируемой статьи). Речь идет о Приказе МИД России от 19 ноября 2013 г. N 21428 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" <829>.

--------------------------------

<829> Российская газета. 26.03.2014. N 68.

 

В упомянутом нормативном правовом акте содержатся:

- положения об организации и осуществлении образовательной деятельности в имеющих специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждениях МИД России;

- положения о взаимодействии загранучреждений с МИД России в сфере организации и обеспечения образовательной деятельности загранучреждений;

- права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) в сфере образовательных отношений.

Возможность реализации загранучреждением МИД России права осуществлять образовательную деятельность обусловлена получением в установленном законодательством Российской Федерации порядке специального разрешения - лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Для осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования и по дополнительным образовательным программам получения свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности не требуется.

Для осуществления загранучреждением МИД России образовательной деятельности в его структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение - заграншкола МИД России.

Деятельность заграншколы регулируется положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России, разрабатываемым и утверждаемым загранучреждением, в структуре которого оно находится, и содержащим следующую информацию:

- о реквизитах и содержании лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности;

- о видах и уровнях образования, в отношении которых реализуется образовательная деятельность, о каждой из реализуемых образовательных программ с ее краткой характеристикой, о реализуемых формах обучения и возможности сочетания различных форм обучения и форм получения образования, о языке обучения и воспитания, об условиях охраны здоровья обучающихся, о предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;

- об условиях и порядке приема на обучение;

- о правах и обязанностях обучающихся и их родителей (законных представителей);

- о правах и обязанностях загранучреждения, руководителя загранучреждения, директора и педагогических работников заграншколы;

- о формах и порядке осуществления контроля качества обучения, в том числе в отношении промежуточной аттестации обучающихся и их государственной итоговой аттестации;

- об органах управления заграншколой МИД России, порядке их формирования, компетенции и порядке работы.

Загранучреждение МИД России размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о деятельности входящей в его структуру заграншколы.

Общее руководство заграншколой осуществляется руководителем загранучреждения МИД России, в структуру которого она входит. В части, не предполагающей обязательного наличия правового статуса руководителя загранучреждения МИД России, выполнение отдельных функций может быть возложено им на одного из старших дипломатических сотрудников.

Функции руководителя заграншколы выполняются ее директором, который подчинен и подотчетен руководителю загранучреждения, а также подотчетен МИД России.

Директор заграншколы назначается и освобождается от должности Министерством иностранных дел Российской Федерации, его права, обязанности и ответственность определены заключенным с ним трудовым договором. Директор является педагогическим работником.

Загранучреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с настоящим Порядком, с положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе с правами и обязанностями обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение и воспитание осуществляются загранучреждением на государственном языке Российской Федерации (русском языке).

Обучение осуществляется в очной форме. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения допускается по желанию родителей (законных представителей) и решению руководителя загранучреждения.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, а также государственный контроль качества образования в отношении образовательной деятельности загранучреждения МИД России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о создании заграншколы принимается МИД России на основании мотивированного обращения загранучреждения, направляемого в Департамент кадров МИД России.

МИД России принимает решения о приостановлении деятельности заграншкол в целях обеспечения безопасности их обучающихся и работников при возникновении или угрозе возникновения в государстве пребывания кризисной или чрезвычайной ситуации, угрожающей их безопасности, или в иных случаях, когда продолжение нормальной деятельности заграншколы не представляется возможным.

Указанное решение может относиться как к деятельности заграншколы по реализации образовательных программ, так и к ее деятельности в целом и может содержать иные положения, подлежащие обязательному выполнению загранучреждением и его работниками.

В случае принятия решения о прекращении деятельности заграншколы эта деятельность считается прекращенной с даты принятия такого решения.

МИД России осуществляет функции по контролю за деятельностью заграншкол. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования в отношении заграншкол МИД России осуществляет Рособрнадзор.

Части 7 и 8 комментируемой статьи посвящены особенностям правового статуса педагогических работников загранучреждений МИД России. Во-первых, устанавливается, что трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения, заключаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения МИД России (ст. 338 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, закрепляется, что права и обязанности педагогических работников загранучреждений МИД России определяются законодательством об образовании с учетом особенностей регулирования труда работников загранучреждений МИД России, определенных в соответствии с Трудовым кодексом РФ (глава 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей").

 

Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 89. Управление системой образования

 

Комментарий к статье 89

 

Комментируемая статья закрепляет организационно-правовые основы управления в сфере образования. В ней установлены:

- принципы управления системой образования;

- основные направления, по которым осуществляется управление сферой образования;

- органы, осуществляющие управление системой образования;

- координация деятельности органов управления в процессе осуществления ими функций управления системой образования.

Принципы (общие начала) управления системой образования.

1. Принцип законности - общеправовой принцип, лежащий в основании правового регулирования общественных отношений, в том числе отношений, возникающих в сфере образования, в том числе управления системой образования.

Принцип законности является базовым, основополагающим принципом, как в правотворчестве, так и в правоприменении, в том числе в случае применения норм права при осуществлении управления системой образования.

В правоприменительной сфере принцип законности кратко и емко сформулирован в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Из этой конституционной нормы непосредственно следует обязанность всех субъектов, участвующих в управлении системой образования, соблюдать нормы Конституции РФ, а также нормы законодательства, действующего на территории Российской Федерации, в том числе конституционного, административного законодательства, законодательства об образовании и т.д.

2. Принцип демократии, или народовластия, проявляется в сфере управления системой образования через использование как различных инструментов прямой, или непосредственной, демократии (проведение референдумов по вопросам образования, организация публичных слушаний, решение вопросов местного значения на сходах населения и т.д.), так и посредством применения институтов представительной демократии (законодательных и представительных органов государственной и муниципальной власти, а также формируемых на их основе правительственных институтов), которые участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере образования.

3. Принцип автономии образовательной организации закреплен в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Автономия образовательной организации определяется как самостоятельность образовательной организации в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч. 2 ст. 28).

4. Принцип информационной открытости также закреплен в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. В упомянутой статье данный принцип дополнен принципом публичной отчетности образовательных организаций.

В ч. 1 ст. 29 предусмотрено, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

5. Принцип учета общественного мнения. Демократизм управления системой образования обусловливает упоминаемый в ч. 1 комментируемой статьи общественно-государственный характер управления, предполагающий использование различных форм общественного участия в управлении системой образования и учета общественного мнения. В качестве примера можно привести нормы комментируемого Закона, устанавливающие, что:

- принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и муниципальной образовательной организации допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22);

- принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22);

- в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные подобные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации (ч. 6 ст. 26);

- не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года проводится независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 6 ст. 95.2);

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях (ч. 1 ст. 96).

С целью обеспечения государственно-общественного характера управления образованием могут создаваться общественные советы по образованию - экспертно-консультативные органы, создаваемые органами исполнительной власти (например, ст. 12 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" <830>).

--------------------------------

<830> Ведомости Московской городской Думы. 06.08.2001. N 7. Ст. 95.

 

Общественные советы по образованию, создаваемые на региональном уровне, призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления при решении вопросов развития системы образования в данном регионе:

- привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в области образования;

- выдвижения и поддержки гражданских инициатив в области образования;

- открытого и гласного обсуждения общественно важных проблем образования, формирования общественного мнения населения региона и доведения его до сведения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- выработки рекомендаций органам государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам развития регионального образования.

В состав регионального общественного совета по образованию входят представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность (руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогические работники), представители родительского сообщества, представители обучающихся, представители общественной палаты субъекта Российской Федерации, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители профсоюзных и других общественных организаций.

Общественные советы могут создаваться для содействия государственным органам в выполнении конкретной управленческой задачи (например, создание общественных советов по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций (ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" <831>).

--------------------------------

<831> Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и правительства Республики Башкортостан. 22.07.2013. N 21 (423). Ст. 944.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 481 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации" <832> при Минобрнауки России и Рособрнадзоре созданы общественные советы: Приказ Минобрнауки России от 13 ноября 2012 г. N 913 "Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации" <833>, Приказ Рособрнадзора от 4 декабря 2014 г. N 1840 "Об Общественном совете при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" <834>.

--------------------------------

<832> СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3322.

<833> Бюллетень Минобрнауки РФ. 2013. N 2.

<834> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Отметим, что в отдельных субъектах Российской Федерации вопросы обеспечения государственно-общественного характера управления образованием становятся предметом самостоятельного законодательного регулирования. Например, в Республике Бурятия был принят специальный Закон об обеспечении государственно-общественного характера управления образованием (Закон Республики Бурятия от 4 июля 2014 г. N 565-V "Об обеспечении государственно-общественного характера управления образованием в Республике Бурятия" <835>). В нем, в частности, закреплено (ст. 4), что участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении образованием осуществляется через органы государственно-общественного управления образованием, к которым относятся:

--------------------------------

<835> Официальный Интернет-портал правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru. 07.07.2014.

 

Республиканский общественный совет по образованию;

координационные и совещательные органы, создаваемые органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в сфере образования;

коллегиальные органы управления, формируемые в образовательных организациях, к которым относятся общее собрание (конференция) работников организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей организации, создаваемые для учета мнения участников образовательных отношений;

иные органы государственно-общественного управления образованием, создаваемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

В ч. 2 комментируемой статьи перечислены основные направления, по которым происходит управление системой образования.

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, представляют собой один из элементов, составляющих, в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона, структуру системы образования.

Институциональную составляющую системы управления на федеральном уровне составляют, во-первых, федеральные органы исполнительной власти, основным направлением которых является осуществление управленческой деятельности в сфере образования (Минобрнауки России и Рособрнадзор), во-вторых, федеральные органы исполнительной власти различной отраслевой компетенции, имеющие в своем ведении образовательные организации и в этой связи, наделенные отдельными управленческими полномочиями в области образования.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования установлены в ст. 6 комментируемого Закона.

На региональном уровне создаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые наделяются полномочиями по управлению образованием в данном регионе. Такие органы учреждаются под разными названиями (главное управление, департамент образования администрации области, министерство образования республики или области и т.д.).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования установлены в ст. 8 комментируемого Закона. Они, как правило, конкретизируются в соответствующих статьях региональных законов об образовании (например, ст. 3 "Полномочия органа исполнительной власти Курской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования" Закона Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области" <836>).

--------------------------------

<836> Курская правда. 14.12.2013. N 149.

 

Кроме того, на региональном уровне могут создаваться государственные органы для реализации полномочий, переданных с федерального уровня на региональный уровень в соответствии со ст. 7 комментируемого Закона (управление по контролю и надзору в сфере образования субъекта Российской Федерации, комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования субъекта Российской Федерации и др.).

На муниципальном уровне органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с Федеральным законом об образовании (ст. 9).

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия субъекта Российской Федерации в сфере образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <837>. Соответствующие нормы федерального законодательства конкретизируются в региональных законах об образовании.

--------------------------------

<837> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

 

2. Осуществление стратегического планирования развития системы образования.

Согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <838> под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

--------------------------------

<838> СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3378.

 

Таким образом, в рамках стратегического планирования развития системы образования осуществляются:

- целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов развития системы образования;

- прогнозирование - разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития системы образования, угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях, результатах и показателях развития системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- планирование - разработка и реализация основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов развития системы образования, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

- программирование - разработка и реализация государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Примерами документов стратегического планирования системы образования являются:

- на федеральном уровне: Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" <839>);

--------------------------------

<839> СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 2058.

 

- на региональном уровне: Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (утверждена Указом президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года" <840>), Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (утверждена Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 г. N 603 "О Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года" <841>), Стратегия развития профессионального образования для нужд экономики Оренбургской области (утверждена Постановлением правительства Оренбургской области от 5 ноября 2013 г. N 931-пп "Об утверждении стратегии развития профессионального образования для нужд экономики Оренбургской области" <842>) и т.д.

--------------------------------

<840> Вести Чувашии. 03.04.2008. N 12.

<841> Якутские ведомости. 31.12.2008. N 74.

<842> Оренбуржье. 21.11.2013. N 188.

 

- на муниципальном уровне: Стратегия развития системы образования города Бердска (Новосибирской области) на 2014 - 2020 годы (утверждена решением Совета депутатов г. Бердска от 19 июня 2014 г. N 500 "Об утверждении Стратегии развития системы образования города Бердска на 2014 - 2020 годы" <843>, Стратегия развития муниципальной системы общего образования Ленинск-Кузнецкого городского округа (Кемеровской области) на 2013 - 2015 годы (утверждена решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 27 декабря 2012 г. N 192 "Об утверждении Стратегии развития муниципальной системы общего образования Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2013 - 2015 годы" <844>) и т.д.

--------------------------------

<843> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<844> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...