Дополнительные образовательные программы 49 глава
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя: - теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности; - преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Минтрансом России. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, отвечающие следующим требованиям:
- обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения; - создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков; - осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов; - простота устройства, надежность в работе; - обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами. Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах: 1) режим обучения; 2) режим проверки знаний. Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося. Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, гарантируют оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния. Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает: - достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;
- рост эффективности процесса обучения. Минтранс России в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи имеет право устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" <811>). -------------------------------- <811> Российская газета. 01.10.2014. N 223.
Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Комментарий к статье 86
Предметом комментируемой статьи являются особенности обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам с целью подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Допускается интегрирование образовательных программ основного общего и среднего общего образования с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе (например, к государственной службе российского казачества). В случае обучения по интегрированным программам могут создаваться общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации. Общеобразовательные организации создаются с названиями: - "президентское кадетское училище"; - "суворовское военное училище"; - "нахимовское военно-морское училище"; - "кадетский военный корпус"; - "морской кадетский военный корпус"; - "кадетская школа"; - "кадетский корпус"; - "морской кадетский корпус"; - "казачий кадетский корпус". Профессиональные образовательные организации создаются со специальным названием - "военно-музыкальное училище".
Все перечисленные общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации создаются Российской Федерацией, и только общеобразовательные организации со специальными названиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" могут создаваться как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации. Примеры общеобразовательных организаций, созданных Российской Федерацией: распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. N 1414-р "О создании федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Ставропольское президентское кадетское училище" <812>, распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 2049-р "О создании ФГКОУ "Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского" <813>, распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 2014 г. N 260-р "О создании федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения "Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации" <814>. Примеры общеобразовательных организаций, созданных субъектами Российской Федерации: Постановление администрации Ростовской области от 5 августа 2004 г. N 309 "О создании областного государственного образовательного учреждения - кадетской школы-интерната "Аксайский кадетский корпус", пос. Рассвет Аксайского района Ростовской области" <815>, Постановление Правительства Республики Дагестан от 9 октября 2001 г. N 212 "О республиканской кадетской морской школе-интернате" <816>, Указ губернатора Нижегородской области от 15 июня 2001 г. N 3 "О создании Нижегородской кадетской школы-интерната (кадетского корпуса)" <817>, распоряжение Правительства Республики Карелия от 8 декабря 2005 г. N 362р-П "О создании кадетской школы-интерната на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Карельский республиканский детский морской центр "Норд-Вест" <818>.
-------------------------------- <812> СЗ РФ. 2011. N 34. Ст. 5009. <813> СЗ РФ. 2013. N 45. Ст. 5885. <814> СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 950. <815> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". <816> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.10.2001. N 10. Ст. 815. <817> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". <818> Карелия. 2005. 17 декабря. N 142.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи организация и осуществление образовательной деятельности в президентских кадетских училищах, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) военных корпусах, военно-музыкальных училищах, а также порядок приема в указанные образовательные организации устанавливают федеральные государственные органы, в ведении которых они находятся, по согласованию с Минобрнауки России. Например: - Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации" <819>; -------------------------------- <819> Российская газета. 01.10.2014. N 223.
- Приказ МВД России от 15 июня 2015 г. N 682 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием "суворовское военное училище", находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации" <820>. -------------------------------- <820> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19.10.2015. N 42.
Организация и осуществление образовательной деятельности в кадетских школах, кадетских (морских кадетских) корпусах и казачьих кадетских корпусах осуществляются в порядке, установленном Минобрнауки России. Отдельные аспекты организации деятельности казачьих кадетских корпусов урегулированы Президентом РФ: - Указ Президента РФ от 20 апреля 2013 г. N 366 "О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов" <821>;
-------------------------------- <821> СЗ РФ. 2013. N 16. Ст. 1925.
- Указ Президента РФ от 30 августа 2009 г. N 977 "О смотре-конкурсе на звание "Лучший казачий кадетский корпус" <822>. -------------------------------- <822> СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4310.
Во исполнение Указа Президента РФ издан Приказ Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1169 "О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов" <823>, Приказ Минобрнауки России от 27 февраля 2015 г. N 130 "Об утверждении Порядка проведения смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" <824>). -------------------------------- <823> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.12.2013. N 51. <824> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.09.2015. N 36.
В ч. 6 комментируемой статьи закреплено преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, кадетские (морские кадетские) военные корпуса, казачьи кадетские корпуса и т.д.). Таким преимущественным правом законодателем наделяются: - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; - дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; - дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более; - дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы; - дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; - дети сотрудников органов внутренних дел; - дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более; - дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел; - дети, находящиеся на иждивении указанных лиц; - дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью; - иные лица в случаях, установленных федеральными законами.
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
Комментарий к статье 87
Предметом комментируемой статьи являются особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также особенности получения теологического и религиозного образования. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы (курсы, дисциплины, модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий. При этом право выбора одного из учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями обучающихся или их законными представителями. Так, например, Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" направлен в образовательные организации в качестве рекомендаций письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. N 08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" <825>). -------------------------------- <825> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Особенностью изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации является установленное ч. 3 комментируемой статьи требование экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий. Имеется в виду экспертиза образовательной программы, проводимая в соответствии с ч. 11 ст. 12 комментируемого Закона (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ"). Экспертиза учебных курсов проходит в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями. Понятие централизованной религиозной организации содержится в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <826>. В ст. 8 этого Закона определено, что религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. -------------------------------- <826> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
На образовательные организации высшего образования, которые реализуют основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, имеющие государственную аккредитацию, возлагается обязанность при разработке этих образовательных программ учитывать прошедшие экспертизу примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии (ч. 4 комментируемой статьи). Важной особенностью преподавания учебных предметов в области теологии является процедура рекомендации педагогических работников соответствующей централизованной религиозной организацией (ч. 5 комментируемой статьи). Наряду с экспертизой образовательных программ, рекомендацией педагогических работников, еще одним направлением сотрудничества государственных образовательных организаций с централизованными религиозными организациями является их привлечение к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий, а также учебных предметов в области теологии (ч. 6 комментируемой статьи). Части 7 - 12 касаются частных образовательных организаций. За ними, в частности, закрепляется право включать в ту часть основных образовательных программ, которая формируется участниками образовательного процесса, учебные предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент). Используемое в комментируемой статье понятие "религиозное образование" определяется ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В ней, в частности, закреплено право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также то, что воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Сами религиозные организации наделяются правом в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации. Устанавливается норма (п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"), в соответствии с которой по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. При этом законодатель особо оговаривает, что обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. Особой разновидностью частных образовательных организаций являются духовные образовательные организации. Понятие "духовная образовательная организация" раскрывается в ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В ней, в частности, закреплено, что централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Законодателем установлено также, что духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций. Такими программами могут быть: - образовательные программы среднего профессионального образования; - образовательные программы высшего образования. Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, выдают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями. Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования. Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, вправе выдавать лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документы об образовании или о квалификации образца, установленного в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям наряду с правами, предусмотренными ч. 8 ст. 60 комментируемого Закона, осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования. Особенностями осуществления религиозного образования являются установленные законодателем требования, в соответствии с которыми: - примерные образовательные программы в части религиозной компоненты, а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией; - учебно-методическое обеспечение религиозной компоненты, а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией; - частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации; - образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации ими теологического или религиозного образования могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях. В части общественной аккредитации законодатель устанавливает в комментируемой статье, что, во-первых, порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией, а во-вторых, что общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.
Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
Комментарий к статье 88
Комментируемая статья посвящена особенностям реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ. В части 1 комментируемой статьи устанавливаются особенности реализации права на образование гражданами, родители которых являются работниками: - загранучреждений Министерства иностранных дел РФ; - торговых представительств Российской Федерации; - военных представительств Министерства обороны РФ и иных приравненных к ним военных представительств; - представительств других федеральных государственных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены направлять своих работников для работы в иностранные государства. Законодательство подтверждает право таких граждан на получение на общедоступной и бесплатной основе общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Обязанность по обеспечению реализации данного субъективного права возложена на загранучреждения Российской Федерации. Состав загранучреждений МИД России определяется Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" <827>. В утвержденном этим Указом Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации установлено, что МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИД России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы). Таким образом, входящие в систему МИД России загранучреждения - это дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. -------------------------------- <827> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.
В свою очередь, загранучреждения МИД России обеспечивают реализацию права на образование через создание специализированных структурных образовательных подразделений. Деятельность таких специализированных структурных образовательных подразделений отличается рядом существенных особенностей. Во-первых, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями МИД России должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся в загранучреждениях МИД России (ч. 2 комментируемой статьи). Данная норма гарантирует существование малокомплектных специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений МИД России. Во-вторых, законодательство допускает возможность обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц (то есть лиц, родители или законные представители которых не являются работниками загранучреждений МИД России, торговых представительств Российской Федерации, военных представительств Минобороны России, иных приравненных к ним военных представительств и т.д.). Соответствующая норма содержится в ч. 3 комментируемой статьи. Там же содержится и условие обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц. В этом случае родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иные физические или юридические лица возмещают затраты загранучреждения МИД России на обучение указанного обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными МИД России. Данной нормой могут воспользоваться, например, граждане России, постоянно проживающие за границей, или иностранные граждане, решившие дать своему ребенку образование на русском языке. В этом случае важно отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 108 комментируемого Закона данная норма (ч. 3 ст. 88) не может быть применена к образовательным отношениям, возникшим до вступления в силу комментируемого Закона. Иными словами, к длящимся правоотношениям (правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2013 г.) требования о возмещении затрат не могут быть применимы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|