Дополнительные образовательные программы 48 глава
В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся. Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается Минкультуры России по согласованию с Минобразования России (Приказ Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. N 1950 "Об утверждении порядка отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования" <794>). Он направлен на отбор лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. -------------------------------- <794> Российская газета. 19.03.2014. N 62.
Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят государственную итоговую аттестацию (ст. 59 комментируемого Закона), завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В ч. 15 комментируемой статьи содержится важная гарантия непрерывности образования и реализации права каждого на образование: в случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.
Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения (ч. 16 комментируемой статьи). Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с ФГОС, утвержденными Минобрнауки России по согласованию с Минкультуры России. Порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, а также порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки устанавливается Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минкультуры России от 12 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки" <795>). -------------------------------- <795> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2015.
Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки предполагает подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности, а учебная и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением.
Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Комментарий к статье 84
Предметом комментируемой статьи является правовое закрепление особенностей реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта. В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы: - интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, то есть образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта; - профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; - дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. По аналогии с дополнительными общеобразовательными программами в области искусства дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: - дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); - дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области избранного вида спорта и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, к срокам обучения по этим программам устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта (Минспорт России) по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" <796>).
-------------------------------- <796> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 23.12.2013. N 51.
Указанные федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Согласно ст. 34 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <797> организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки осуществляются Минспортом России (например, Приказ Минспорта России от 10 апреля 2013 г. N 114 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол" <798>, Приказ Минспорта России от 3 апреля 2013 г. N 164 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание" <799> и т.д.). Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы согласовываются с Минздравом России. Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года. -------------------------------- <797> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 4262. <798> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 05.08.2013. N 31. <799> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 15.07.2013. N 28.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспортом России по согласованию Минобрнауки России (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" <800>).
-------------------------------- <800> Российская газета. 11.12.2013. N 279.
В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. При этом в ч. 6 комментируемой статьи установлено, что за содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается. С целью обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря. Важной материальной гарантией реализации права на образование в области физической культуры и спорта являются положения ч. 7 комментируемой статьи, в соответствии с которыми для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, а также дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, образовательной организацией осуществляется обеспечение: - спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием; - проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно; - питания и проживания в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий; - медицинское обеспечение. Предоставление соответствующих материальных гарантий возложено законодателем на учредителей соответствующих образовательных организаций. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта устанавливаются в нормативных правовых актах, издаваемых Минспорта России (Приказ Минспорта России от 27 декабря 2013 г. N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" <801>). -------------------------------- <801> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.04.2014. N 15.
В упомянутом Приказе Минспорта России определены особенности реализации: а) интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
б) профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта; в) дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта. Реализация интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется: в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (школы-интернаты спортивного профиля); в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования при наличии специализированных структурных подразделений; в общеобразовательных организациях, имеющих специализированные спортивные классы. Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом с учетом следующих особенностей: возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день, с совмещением образовательной и тренировочной деятельности; организация питания обучающихся; возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях. Реализация профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется: - в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта; - в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, имеющих интернат и реализующих программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва), и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта. Упомянутые образовательные организации организуют и осуществляют образовательную, тренировочную и методическую деятельность с учетом следующих особенностей: - подготовка кадров в области физической культуры и спорта осуществляется с использованием инфраструктуры спорта; - в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, порядок комплектования и финансирования которых устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом создания возможности для совмещения тренировочной деятельности и образовательного процесса. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в отношении специализированных структурных подразделений, созданных в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в физкультурно-спортивной деятельности, планируют, организуют и осуществляют свою деятельность с учетом следующего: - комплектование контингента обучающихся на конкурсной основе из числа лиц, проявивших выдающиеся способности в спорте и ранее проходивших обучение по предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта или подготовку по программам спортивной подготовки; - использование индивидуального учебного плана для обучающихся, являющихся членами спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, кандидатами в спортивные сборные команды Российской Федерации; - участие на основе сетевой формы реализации образовательных программ в подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. При выезде обучающегося или группы обучающихся на тренировочные сборы на срок более 10 дней реализация образовательной программы среднего профессионального образования с данными обучающимися организуется в месте прохождения тренировочных сборов: - с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - посредством сетевой формы реализации образовательных программ. Производственная практика обучающихся проводится в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, физкультурно-спортивных организациях или непосредственно в самой профессиональной образовательной организации. Все претенденты при поступлении в профессиональную образовательную организацию проходят обязательные медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2013 г. N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности" <802>, результаты которых учитываются при конкурсном отборе. -------------------------------- <802> СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4398.
Формами конкурсного отбора являются: - просмотровые тренировочные сборы; - результаты выступлений претендентов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях; - результаты вступительных испытаний, устанавливаемых профессиональной образовательной организацией на основании соответствующего порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и перечню вступительных испытаний при приеме на обучение по данным программам, устанавливаемых в соответствии с ч. 8 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; - иные формы, определенные локальным актом организации. Численность обучающихся в учебной группе в профессиональной образовательной организации устанавливается в соответствии с ее локальными нормативными актами: 8 - 15 человек по основным общеобразовательным программам; 4 - 8 человек по образовательным программам среднего профессионального образования. Перевод занимающихся, в том числе досрочно, в другую группу подготовки (на следующий этап подготовки) осуществляется на основании локального нормативного акта профессиональной образовательной организации с учетом решения тренерского (методического) совета на основании выполненного объема тренировочной деятельности, установленных контрольных нормативов, результатов спортивных соревнований, а также при отсутствии медицинских противопоказаний. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется: в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; в иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности; в общеобразовательных организациях при организации внеурочных занятий обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба; в дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурой и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания. Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей: - в детско-юношеских спортивных школах необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 10% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу; - в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва и в специализированных отделениях детско-юношеских спортивных школ необходимо обеспечить спортивную подготовку не менее 30% от общего количества лиц, зачисленных в спортивную школу. Особенностями деятельности специализированных отделений спортивной школы является не только реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, но и реализация программ спортивной подготовки на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. По решению учредителя в спортивных школах допускается дальнейшее прохождение спортивной подготовки лиц старше 17 лет. Занимающиеся, успешно проходящие спортивную подготовку и выполняющие минимальные требования программы спортивной подготовки, до окончания освоения данной программы на соответствующем этапе спортивной подготовки не могут быть отчислены из спортивной школы по возрастному критерию. Общеобразовательные организации в случае реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта используют следующие возможности: - организация деятельности школьного спортивного клуба; - организация сетевой формы реализации образовательных программ совместно со спортивными школами, иными организациями дополнительного образования, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, физкультурно-спортивными и иными организациями.
Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
Комментарий к статье 85
Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. Все перечисленные профессии объединяют такие факторы, как наличие опасности для жизни и здоровья граждан, повышенные риски при осуществлении профессиональной деятельности, а также организация работы в соответствии с международными стандартами. В указанных областях реализуются: - основные программы профессионального обучения; - образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; - дополнительные профессиональные программы. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования осуществляется в соответствии с ФГОС, утвержденными Минобрнауки России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансом России). Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются Минтрансом РФ: - Приказ Минтранса России от 27 февраля 2014 г. N 55 "Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" <803>; -------------------------------- <803> Российская газета. 09.07.2014. N 151.
- Приказ Минтранса России от 17 июля 2014 г. N 188 "Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями" <804>; -------------------------------- <804> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.12.2014. N 49.
- Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 181 "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Начальная подготовка рядового состава для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах" <805>; -------------------------------- <805> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 09.07.2015.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи реализация образовательных программ в указанных областях включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Минтрансом России. При организации и осуществлении образовательной деятельности в указанных областях необходимо учитывать следующее: - реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями должна обеспечить выполнение норм налета часов и стажа работы на судне в объеме не менее чем объем, требуемый международными договорами Российской Федерации; - организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в указанных областях, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, требования к которым предусмотрены соответствующими ФГОС, типовыми основными программами профессионального обучения или типовыми дополнительными профессиональными программами; - особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в указанных областях могут устанавливаться Минтрансом России в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации".
Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
Комментарий к статье 85.1
Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Понятия "транспортная безопасность" и "силы обеспечения транспортной безопасности" определены законодателем в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <806> (п. п. 7.2 и 10 ст. 1): -------------------------------- <806> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры <807> или транспортных средств. -------------------------------- <807> Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" <808>. -------------------------------- <808> СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 566.
В процессе применения положений данной статьи в качестве lex specialis могут использоваться положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <809>. -------------------------------- <809> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: - основные программы профессионального обучения; - дополнительные профессиональные программы. Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются Минтрансом России. Так, Приказом Минтранса России от 8 сентября 2014 г. N 243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" <810> утверждены: -------------------------------- <810> Российская газета. 21.01.2015. N 9/1.
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве; - Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|