Этапы разработки УР в стратегическом управлении
Этапы разработки УР в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами разработки стратегии (см. табл. 2.18). Зададимся вопросом: возможно ли победить обстоятельство ограниченности ресурсов в относительно замкнутой системе посредством сотрудничества, т.е. направляя ресурсы на организацию развития, основанного на взаимодействии с конкурентами? Согласно второму закону термодинамики[112] энтропия в абсолютно замкнутой системе может только возрастать, в то же время отрицательная энтропия в открытой системе возможна только за счет положительной во внешней среде. Другими словами – организованность (как свойство системы содержать в себе некий порядок или иначе быть данной системой) может обеспечиваться только энергией и веществом извне системы. Только при соблюдении указанного условия развитие может происходить бесконечно долго, вплоть до тех пор, пока не будет систематизирована масса вселенной, такая, что в оставшейся массе вселенной энтропия не будет критической, способной разрушить оставшуюся вне системы часть вселенной. Таким образом, ответ на поставленный нами вопрос звучит так: до тех пор, пока солнечной энергии будет хватать для того, чтобы образовывать в системе «Земля» отрицательную энтропию система может развиваться до некоторого критического предела, используя все формы разумного эффективного взаимодействия между элементами, а это означает, что обстоятельство ограниченности ресурсов вполне преодолимо и, более того, сотрудничество между конкурентами может привести к образованию уникальных сочетаний свойств ранее конкурировавших организаций и направлению высвободившихся ресурсов, ранее направляемых на конкурентную борьбу, в конструктивное русло преодоления их ограниченности.
Конфигуратор стратегий
Для построения конфигуратора стратегий необходимо определить сущность категории «стратегия» как множества атрибутов, однозначно ее характеризующих. Для этого вначале определим множество сущностей «стратегии». Стратегия как явление. Стратегия как явление зародилась еще во времена доледникового периода, в то время когда различные племена вырабатывали ловкие приемы охоты, позволявшие им охотится более эффективно, с меньшими затратами сил и большими шансами на успех. Таким образом, стратегия как явление представляет собой историю интеллектуально управляемого способа поведения системы, позволяющего достигнуть цели с определенными затратами ресурсов. Таблица 2.18 Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития
С этой позиции можно утверждать, что своей стратегии следуют все формы живых существ, обладающих интеллектом или иначе – способностью противопоставления и выбора. Также необходимо сказать, что в данную сущность вписывается также реализуемая в конкретной системе стратегия, в тот момент, когда она уже становится прошлым. Стратегия как процесс представляет собой интеллектуально управляемое поведение системы в настоящий момент времени, обеспечивающее ей достижение целей. В этом аспекте сущность категории «стратегия» определяется параметрами (но не является их эквивалентом) основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля, и представляет собой точку на векторе, иллюстрирующем движение системы к цели, т.е. нельзя сказать, что стратегический план на завтра, на год, равно как и уже свершившиеся в организации перемены – это «живые» процессы. Свершившиеся процессы представляют собой историю, то есть сущность стратегии как явления. Будущие процессы, т.е. запланированные, могут и не свершиться вовсе, т.е. это модель поведения, следование которой, по всей видимости, позволит достичь цели.
Стратегия как модель достижения целей представляет собой абстракцию, систему моделей будущих процессов связанных между собой различными отношениями и в первую очередь отношением подчиненности целям системы. Качество такой модели зависит от того, в какой степени будет учтен обобщенный опыт стратегического поведения систем при ее разработке, а качество реализации от адекватности модели навыкам управляющих и соответствующим ресурсам (или обратно – от соответствия навыков управляющих и ресурсов разработанным моделям). Разработка стратегии как модели достижения целей, основывается на исследовании стратегии как явления. Основополагающим и необходимым свойством такой модели следует считать ее переносимость на реальные условия проблемной ситуации. В табл. 2.19 приведены атрибуты, характеризующие сущность категории «стратегия».
Таблица 2.19 Детализация сущности «стратегия» до атрибутов по трем аспектам
Для анализа множества возможных стратегий и их типизации еще по одному признаку построим шкалу стратегий по эффективности взаимодействия со средой с целью развития системы. Для этого следует ввести следующие понятия (см. рис. 2.43): идеальная стратегия [114] – модель поведения, обеспечивающая развитие как системы, так и ее окружения и не входящая в противоречия с ним; рациональная стратегия – модель поведения, обеспечивающая развитие системы, как условие ее существования или смерть системы, если это обеспечивает поступательное развитие окружения; иррациональная стратегия – модель поведения системы не обеспечивающая ее развитие и развитие окружения (так, например, стратегия свертывания системы является рациональной, если ведет к тому, что система, перестав существовать, передает оставшуюся отрицательную энтропию окружению, которое при этом будет развиваться более рационально, чем если бы развивалась система). граница рациональности – точка на шкале рациональности стратегии, обозначающая рациональную стратегию, каждая точка вправо от которой обозначает иррациональную стратегию.
Рис. 2.43. Шкала эффективности стратегий Таким образом, мы получаем шкалу эффективности стратегий с двумя пределами эффективности: 1) границей рациональности, при стремлении к которой стратегия вначале приближается к стабильному функционированию, а затем переходит в область иррациональных стратегий; 2) пределом максимальной эффективности соответствующим идеальной стратегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|