Задание 1.
Цель: Умение выделять свойства предметов путем обследования различными способами
Инструкция.
Предложить ребенку несколько фигур (треугольник, квадрат, круг). – Возьми треугольник (круг, квадрат). Почему ты думаешь, что это треугольник (круг, квадрат)? Чем он отличается от круга? Если колесо будет треугольной формы, оно покатится? Почему?
Уровни освоения программы:
Высокий уровень: Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 5. Устанавливает закономерность уменьшения (увеличения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если… уберем, добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.
Средний уровень: Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 3-5.
Низкий уровень: Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами от 1-3, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом)
Критерии:
0 – знания не сформированы
1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания, но не полные
3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
От 0 до 1.6 балла – низкий уровень
От 1.7 до 2.5 – средний уровень
От 2.6 до 3 – высокий уровень
Геометрические фигуры
Задание 2.
Цель:Умение группировать предметы по заданным признакам; выделять предметы, обладающие общими для двух групп свойствами
Инструкция.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие, маленькие).
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
- Чем похожи фигуры в этой группе? (Цветом)
- Как еще можно разделить фигуры? (По форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь воспитателя
-Чем похожи фигуры в этой группе? (Формой, величиной)
Геометрические фигуры
Задание 3.
Цель:Умение различать и называть фигуры, обладающие только заданным признаком; умение объяснять свои действия.
Инструкция.
Предложить ребенку выбрать фигуру, у которой три стороны и три угла, назвать ее.
Выбрать фигуру, у которой четыре стороны, четыре угла, назвать ее
Выбери круглую фигуру, назови ее.
- Чем круг отличается от квадрата? (У квадрата есть углы, а у круга нет углов. Круг катится, а квадрат нет)
Провести игру «Найди предмет»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг (квадрат, треугольник)». Например: солнце, будильник и др.
- солнце какой формы?
- Будильник какой формы?
Количество и счет
Задание 4.
Цель:
Представление детей о понятии «количество предметов»; умение отвечать на вопрос: «Сколько всего?» Представление об отношении предметов по количеству (равно-неравно, больше-меньше)
Инструкция.
- Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (стульев, столов, кубиков)
При сравнении групп предметов по количеству используется «счетные ступеньки». На верхней выставляются однородные предметы (елочки в количестве 5), на нижней ступеньке – 5 грибочков.
- сколько елочек?
- сколько грибочков?
- как можно это проверить (сосчитать)
- один грибок сорвали, чего стало больше или меньше
-что нужно сделать, чтобы елочек и грибов стало поровну?
Количество и счет
Задание 5.
Цель:Умение считать независимо от расположения предметов в пространстве и направления сосчитывания; способности обобщать группы предметов по количеству и качеству (виноградин и абрикосов поровну, по 5, бананов тоже по5)
Инструкция.
Ребенку на столе выкладывают 5 предметных картинок виноградин (или предметов) на расстоянии друг от друга,
- назови, что это за предметы?
под ними выкладывают другие 5 других картинок абрикосов (или предметов), располагая их, близко друг к другу, назови эти предметы.
- Виноградин и абрикосов поровну?
- Каких предметов больше-меньше? Почему?
- Как можно проверить? (Можно сосчитать, а еще как – приложить)
- сколько виноградин?
- сколько абрикосов?
Ориентировка во времени
Задание 6.
Цель:Умение определять части суток
Инструкция.На столе разложены картинки с изображением разных частей суток.
Ребенку задаются вопросы:
- Покажи картинку, где утро (день, вечер, ночь)
- Как ты это определил?
Ориентировка в пространстве
Задание 7.
Цель:Умение определять направление от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) и от объектов.
Инструкция.
На столе стоят игрушки. Ребенку предложить посадить куклу на середину стола.
- Поставь зайца впереди куклы
- поставь белку позади куклы
- Покажи кукле левую руку
- Покажи кукле правую руку
- Топни правой ногой
Аналогично задаются вопросы по ориентировке от себя (что над тобой и т.д.)
Величина
Задание 8.
Цель: Выяснить умения сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначая результат словами
Инструкция.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную- короткую и синюю длинную) и сравнить их по длине.
Как узнать, какая полоска длиннее? (Синяя, потому что конец ее выступает).
Ребенку предложить к красной полоске подобрать одинаковой длины) такую же.
По аналогии провести сравнение широкой полоски и узкой.
Далее предложить сравнить предметы по высоте – домики или елочки или др.
- как узнать какая елка ниже (выше)?
- посади зайчика под низкую елочку, а белочку под высокую
Диагностическая таблица математического развития детей от 4 до 5 лет (образовательная область «Познание»)
Умение выделять свойства предметов путем обследования различными способами
Умение группировать предметы по заданным признакам; выделять предметы, обладающие общими для двух групп свойствами.
Умение различать и называть фигуры, обладающие только заданным признаком; умение объяснять свои действия.
Представление детей о понятии «количество предметов», умение отвечать на вопрос: «Сколько всего?» Представление об отношении предметов по количеству (равно-неравно, больше-меньше)
Умение считать независимо от расположения предметов в пространстве и направления сосчитывания; способности обобщать группы предметов по количеству и качеству
Умение определять части суток
Умение определять направление от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) и от объектов
Выяснить умения сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения. Обозначать результат словами
Итог
0 – знания и умения не сформированы
1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания и умения, но не полные
3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)