Для успешного овладения детьми конструктивной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить о важных условиях:
Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах, которые им предстоит изображать;
Учет индивидуальных особенностей детей;
Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий;
Создание творческой и доброжелательной обстановки в группе, на занятиях и в свободной деятельности;
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка, развивается фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые занятия ориентированы на подгрупповую форму организации. В течение года проводится 1 занятие в 2 недели (чередуется с занятиями по аппликации). В раздел «Конструирование» также входят занятия по ручному труду (конструирование из бумаги и природного материала). Всего 18 занятий, из них по конструированию из строительного материала – 12. Длительность занятия – 20 минут.
Задачи:
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий».);
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Учить изготавливать плоские игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами
Учить изготавливать элементарные игрушки оригами
Примерное содержание раздела «Конструирование»
№ блока
Название блока
Содержание блока
Конструирование из строительного материала
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, назвать их форму и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.)
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий».).
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного мате' риала, использовать детали разного цвета.
Конструирование из бумаги
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшению участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме дета ли (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).
Примерный тематический план по развитию конструктивных навыков детей от 4 до 5 лет
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Совместная деятельность
Режимные моменты
Примечание
Сентябрь
1. Загородки и заборчики
Упражнять в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании 4 основных цветов и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закрепить представление об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Игровые задания: строительство загородок, аквариумов, озер, клубм, стоянок для машин и т.п. и их обыгрывание
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с5
2. Домики, сарайчики
Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
Игра «Конструирование зоопарка»
Д/и на ориентировку в пространстве
Игра «Перестрой ворота»
Самоятоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с13
Октябрь
3. Терема
Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.
Рассматривание фото, картин с изображением разных домов, наблюдения на прогулке, экскурсия к стройке
Строительство домиков, теремов для сказочных героев.
Д/и на закрепление геометрических фигур
Самоятоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с 20
4. Лесной детский сад
Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать, конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление
Строительство квартир для кукол, кинозалов, комнат для трех медведей и т.п.
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с26
Ноябрь
5. Грузовые автомобили
Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, а анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию
Рассматривание картин с изображением разных автомобилей, наблюдения на прогулке
Д/и на закрепление геометрических фигур
Строительство автомобилей для кукол и создание игровой ситуаций
Самоятоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с29
6. Мосты
Дать детям представление о мостах, их назначении, строении, упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.
Рассматривание картин различных мостов, экскурсии
Конструирование разных мостов для пешеходов, машин.
Игра «Превращение геометрических фигур» (на воображение)
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с37
Декабрь
7. Корабли
Дать детям представление о разных видах судов, о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу
Рассматривание картин с изображением разных видов самолетов, беседы с детьми
Строительство корабликов для человечков разного размера, по темам «Морской пляж и корабли» и др.
Д/и на закрепление геометрических фигур
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с 41
8. Самолеты
Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных самолетов
Игра «Аэропорт»
Д/и на закрепление геометрических фигур
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с 43
Январь
9. Повторение
Закреплять представления детей об объемных геометрических телах, упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу
Игра «Найди детали», «Подбери детали» на закрепление геометрических тел
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с 47
10. Повторение
Упражнять в конструировании по уменьшенным чертежам, в плоскостном моделировании, в умении строить элементарные схемы; уточнять пространственные понятия.
Игра «Убери лишнюю фигуру», «Подбери к фигуре такую же большую (маленькую) и др.
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез, М., 2009, с 54
Февраль
11. Трамвай
Закрепить представление о разных видах транспорта. Упражнять в преобразовании постройки, закреплять деталь – цилиндр. Развивать конструкторские навыки
Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта
Конструирование автобусов, трамваев
Обыгрывание построек в играх
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 50
12. Мосты
Закреплять представление о мостах, их функциональном назначении, рассмотреть образцы 3-4 мостов разной конструкции: у одного устои из 4 цилиндров, у другого – из 2 кирпичиков, лежащих на широкой грани, у третьего – из брусков, у четвертого - из кубиков
Рассматривание иллюстраций, фото 3-4 мостов разной конструкции, конструирование мостов разных видов
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Март
Пригласительный билет
Познакомить со свойствами бумаги, учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба.
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 54
Записная книжка
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Учить украшать поделку аппликацией, составлять геометрический узор по замыслу, воспитывать аккуратность в работе.
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 54
Апрель
Будка для собаки
Продолжать учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 55
Вагон из бумаги
Учить детей делать вагон из бумаги складывать полосу бумаги пополам, затем еще раз пополам и по линиям сгиба разрезать на части. Наклеивать окна и готовые колеса. Аккуратно работать с клеем
Рассматривание картинок с изображением ж/д пассажирского состава
Обыгрывание построек
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 56
Май
Двухэтажный дом
Формировать обобщенные представления о домах, закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой
Экскурсия, рассматривание разных видов домов.
Обыгрывание построек
Самоятоятельные с/р игры со строительным материалом
Л.В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. программа и конспекты занятий.
ТЦ Сфера, М., 2008, с. 56
Повторение
Закреплять представления детей об объемных геометрических телах, упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу
Самостоятельные с/р игры со строительным материалом