Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;
Называть времена года
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
Способы проверки знаний, умений, навыков
№
Вопросы диагностики
Методика диагностики
Уровни освоения знаний, умений, навыков
1.
Называет разные предметы, которые их окружают в помещении, на участке, на улице, знать их назначение
Набор предметов, кукла Незнайка
Д/и «Расскажи Незнайке о предмете»
Высокий уровень: Называет разные предметы, которые его окружают в помещении, на участке, на улице, знает их назначение; называет признаки предметов;
материал, из которого изготовлены предметы
Владеет обобщающими понятиями (посуда, транспорт, мебель, одежда, овощи, фрукты)
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Имеет представления о временах года,
называет их по картинкам.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Средний уровень: Называет разные предметы, которые его окружают в помещении, на участке, на улице, знает их назначение; называет некоторые признаки предметов;
материал, из которого изготовлены предметы
Обобщает предметы с небольшой помощью взрослого (посуда, транспорт, мебель, одежда, овощи, фрукты)
Называет домашних животных, частично называет, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Имеет представления о временах года,
называет их по картинкам.
Знает элементарные правила поведения в природе, но не всегда соблюдает их.
Низкий уровень: Называет разные предметы, которые его окружают в помещении, на участке, на улице, часто затрудняется в назывании их назначения; называет некоторые признаки предметов с помощью взрослого,
материал, из которого изготовлены предметы
Не умеет обобщать предметы (посуда, транспорт, мебель, одежда, овощи, фрукты)
Называет домашних животных, затрудняется назвать, какую пользу они приносят человеку.
Называет некоторые растения ближайшего окружения. Путает времена года, не можетназвать их по картинкам.
Не знает элементарные правила поведения в природе.
0 – знания и умения не сформированы
1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания и умения, но не полные
3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
От 0 до 1.6 балла – низкий уровень
От 1.7 до 2.5 – средний уровень
От 2.6 до 3 – высокий уровень
2.
Называет признаки предметов
Предложить различные предметы и попросить ребенка описать его.
Д/и «Опиши предмет»
3.
Называет материал, из которого изготовлены предметы
Предложить предметы, изготовленные из разных материалов. Д/и «Назови, из чего сделано»
4.
Владеет обобщающими понятиями
Предложить набор предметных картин. Д/и «Назови одним словом»
5.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку
Подготовить картинки с изображением домашних животных, Д/и «Назови животное»
6.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения
Набор картинок с изображением различных растений. Д/и «Подойди к растению, которое назову»
7.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе
Дать ребенку картинки с изображением различных ситуаций поведения детей в природе, обыграть ситуации
8.
Называет времена года
Дать картинки с изображением времен года и предложить назвать их, рассказать о признаках времен года
Диагностическая таблица знаний, умений, навыков детей от 4 до 5 лет о предметном окружении и формировании экологических представлений (образовательная область «Познание»)
Называть разные предметы, которые их окружают в помещении, на участке, на улице, знать их назначение
Называть признаки предметов;
Называть материал, из которого изготовлены предметы
Владеет обобщающими понятиями
Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения
Знать и соблюдать
элементарные правила
поведения в природе
Называет времена года
Итог
0 – знания и умения не сформированы
1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)
2 – достаточные знания и умения
3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)
Экспериментирование
Примерная тематика проведения опытов с детьми от 4 до 5 лет
На прогулке
№ п/п
Объект, явление
Программное содержание
Содержание опыта, литература
Сентябрь, октябрь
Солнце высушивает предметы
Повесить на солнечном участке кукольное белье и обсудить, что произойдет и почему
Солнце прогревает предметы
Греем руки на солнышке, предметы на солнышке
Зависимость состояния почвы от погодных условий
Учить определять состояние почвы в зависимости от погодных условий
Рассмотреть сухую почву, а потом полить из лейки и сравнить с сухой. Сделать выводы о том, какая она стала
Растения огорода, их потребность во влаге
Учить замечать изменения во внешнем виде растений в зависимости от их потребности во влаге
Прослеживаются изменения во внешнем виде растения до поливки и после на огороде
ноябрь
Лед
Продолжать знакомить детей со свойствами воды
В емкость с водой поместить мелкие предметы, залить водой и положить за окно. Обсудить, что стало и почему
Нужен ли зимой растениям снег
Формировать знания о необходимости некоторых изменений в природе для растений
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 21
декабрь
Снег
Продолжать знакомить детей со свойствами снега
Предложить вылепить снежки в морозный день, обсудить результат, вывод. Занести снег в группу и попробовать снова. Обсудить, что произошло, выводы
Взаимодействие воды и снега
Познакомить детей с агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды в зависимости от температуры
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 29
Как согреть руки
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться.
Предложить на прогулке похлопать в ладоши, потереть руки, выяснить, что почувствовали. Потереть щеку, что почувствовали. Подвести к выводу, что предметы могут согреваться при трении.
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 43
январь
Снег, его свойства
Установить зависимость изменений свойств снега в зависимости от температуры
Внести снежные комки в группу, разместить в местах с разной температурой, обсудить, что произойдет.
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 22
февраль
Свойства воды. Цветные льдинки
Познакомить детей с агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 28
март
Сосульки
Продолжать знакомить со свойствами льда, учить устанавливать простейшие связи
Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разные: с солнечной стороны – острые и тонкие, с теневой стороны – их меньше и они другой формы. Обсудить причину, подвести к выводу
апрель
Где снег не тает
Выявить зависимость изменений в природе от сезона
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 23
Где быстрее наступит весна
Выявить зависимость изменений в природе от сезона
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 22
май
Песок, глина, их свойства
Познакомить детей со свойствами песка и глины
Наполнить стаканчики песком и глиной и угадать по звуку пересыпаемых веществ
В группе
№ п/п
Объект, явление
Программное содержание
Содержание опыта, литература
сентябрь
Комнатные растения их потребность во влаге
Учить замечать изменения во внешнем виде растений до и после поливки
Прослеживаются изменения во внешнем виде растения до поливки и после.
октябрь
Комнатные растения их потребность во влаге
Формировать знания о потребности влаги для роста и развития растений
Проращивание лука в банке с водой и в сухой банке
Комнатные растения, их потребность в свете
Формировать знания о потребности света для роста и развития растений
Два одинаковых растения поместить: одно в темное место, другое - в светлое. Обсудить, сделать выводы
ноябрь
Вода, окрашивание воды
Выявить свойства воды, вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, чем больше вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 27
Пластмасса, ее свойства
Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 49
декабрь
Воздух
Учить обнаруживать воздух.
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 30
Поиск воздуха
Учить обнаруживать воздух
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 30
Пузырьки-спасатели
Формировать знания о том, что воздух легче воды, имеет силу
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 32
январь
Магнит, его свойства
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 38
февраль
Магнит притягивает предметы из металла
Формировать знания о том, что магнит притягивает только предметы из металла
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 38
Растения зимой живые
Формировать знания о том, что растения зимой не погибают, а лишь замедляют свой рост в связи с похолоданием
Прорастить срезанные ветки, обсудить изменения. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев, выводы.
март
Вес
Формировать представления о том, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 39
Резина, ее свойства
Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 48
апрель
Стекло, его свойства
Учить узнавать вещи, изготовленные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность)
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 49
май
Металл, его свойства
Учить узнавать вещи, изготовленные из металла, определять его качества (структура поверхности, цвет) и свойства (ковкость, металлический блеск, теплопроводность)
См. Дыбина Неизведанное рядом. Стр 48
Список литературы:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. УЦ Перспектива, М., 2008
Вахрушев И.А. Здравствуй мир
Горькова, Кочергина. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.