Содержание разделов «Предметное окружение» и «Формирование элементарных экологических представлений» входят в образовательную область «Познание» и реализуются на занятиях по «Ознакомлению с окружающим»
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание. В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: дерево, металл, ткань и т.д.
С этой целью проводятся специальные занятия, для которых подбирается наглядный материал. Знакомясь с различными материалами, ребенок имеет возможность выделить их свойства. Поэтому очень эффективным приемом является организация элементарного экспериментирования.
Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. У детей воспитывается умение объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Для знакомства с предметами используются загадки. Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях широко используются дидактические игры. Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Таким образом, к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире. В месяц проводится 1 занятие по «Предметному окружению» в рамках занятий по «Ознакомлению с окружающим».
Задачи:
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем
Знакомить детей с признаками предметов, определять их цвет, форму, величину, вес
Знакомить детей с материалами, их свойствами и качествами
Учить устанавливать связь между назначением и строением предмета и материалом, из которого он сделан
Формировать знания детей о транспорте
Другой важный раздел - «Формирование элементарных экологических представлений». Занятия по данному разделу в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в повседневной жизни. В работе с детьми используются различные формы проведения – экскурсии в природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты, – все это дает детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно. Сезонные наблюдения за изменениями в природе проводятся в совместной деятельности воспитателя и детей. Элементарные опыты проводятся на прогулке и в совместной деятельности воспитателя и детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется эстетическое отношение к окружающему миру, дети учатся видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, учатся гуманному, бережному отношению к природному миру.
Задачи:
Расширять представления детей о природе
Знакомить с домашними и дикими животными, их внешним видом
Знакомить детей с насекомыми
Знакомить детей с овощами, фруктами, грибами и ягодами
Учить называть 3-4 вида деревьев
Продолжать знакомить с обитателями уголка природы, с комнатными растениями и способами ухода за ними
Формировать элементарные представления о свойствах объектов неживой природы
Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений
Учить замечать изменения в природе
Примерное содержание разделов «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»
№ раздела
Название раздела
Содержание раздела
Предметное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.
Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т.д.).
Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.
Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «вceм на свете».
Рассказывать об объектах, заинтересовавших детей при рассматривании картин, рисунков в книгах, а также в телепередачах и т. п.
Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.
Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин из металла, шины из резины и т.п.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход).
Формирование элементарных экологических представлений
Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало - исчезли бабочки, жуки). Закреплять представления о сезонных изменениях природе.
Давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями; наблюдать в комнатных условиях за ростом луковиц и травы (корм для птиц).
Давать представление о том, что растения - живые существа (для и роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек).
Расширять представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.
Закреплять знания детей о лягушке. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Учить называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закреплять представления насекомых (бабочка, божья коровка, муравей).
Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношений к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.п.).
Перспективно-тематический план по разделу «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»
Дата
(месяц)
Неделя
№ блока
Программное содержание
Совместная деятельность
Режимные моменты
Примечание
Тема
Содержание занятия
Сентябрь
1.
Лето.
Беседа о лете, о том, как провели его дети. Рассматривание картин, фото.
Написание письма Незнайке о лете
3.
Детский сад.
Предметы в группе. Рассмотреть с детьми предметы в группе, обратить внимание, что все предметы сделаны из разных материалов. Выяснить, какие материалы знакомы детям.
Д/и «Из чего сделано». Экскурсия в прачечную, игра- ситуация «Детский сад встречает малышей» д/и «Что лишнее?». Конструирование «Заборчик для детского сада».
С/р игра «Детский сад».
На прогулке предложить детям определить, из каких материалов сделаны разные предметы на участке (песочница, спортивные сооружения, скамейка и др). Побеседовать о бережном отношении
к предметам
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. УЦ Перспектива, М., 2008 с.21
Октябрь
1.
Осень золото роняет…
Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; закреплять умения различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Рассматривание картин осенней тематики, чтение стихов об осени.
Д/и «С какой ветки детки?».
Чтение И.Бунин «Листопад», А.С.Пушкин «уж небо осенью дышало», А.Майков «Осенние листья по небу летят», д/игра «Собери красивый букет из листьев», с/р игра «Прогулка в лес», аппликация «Выложи орнамент из листьев».
Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе
Здравствуй мир, стр.107
Птицы: О тех, кто умеет летать
Уточнить и расширить представления детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Рассматривание картин с изображением птиц, беседа об их внешнем виде, стихи о птицах, загадки о птицах, п/игра «Гуси-лебеди»,
Наблюдение за птицами на прогулке
«Кто к нам в гости прилетел?» (Маханева М.Д., стр.85)
Здравствуй мир, стр.158
Овощи. Фрукты
Откуда овощи в магазине
Расширять представления детей об овощах и фруктах; учить различать их по внешнему виду; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода
Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов, натуральных овощей Чтение и инсценировка сказки «Репка», д/игра «Угадай овощ», С/р игра «Магазин овощи».
С/и «Магазин овощей»
«Дары осени». (Маханева М.Д., стр.83-84)
Здравствуй мир, стр.125, 129
Транспорт.
Улица полна неожиданностей
Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья
Рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта. Беседа «О транспорте и зачем он нужен?». «Улица полна неожиданностей». С/р игра «Автобус», «Путешествие». Ремонт игрушечных машин совместно со взрослыми.
Д/и «Научим зайчат переходить улицу».
Отгадывание загадок о транспорте
Здравствуй мир, стр.95
Ноябрь
1.
Домашние животные Кто с нами живет
Закреплять знания детей о дом животных (как выглядят, что едят); развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать гуманное отношение к ним.
Беседы о домашних животных, д/игра «Помоги найти маму», «Кто чей?», «Угадай по описанию», словесная игра «Кто в домике живёт», С/р игра «Доктор Айболит», рассматривание альбома «домашние животные», ситуативный разговор «какие домашние животные есть у вас?», лепка «Моё любимое животное», п/игра «Птички и кошка», «Лохматый пёс»
Чтение р.н.с. о животных, рисование животных
Здравствуй мир, стр.104
Дикие животные
Как животные к зиме готовятся
Расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц; воспитывать любознательность
Беседы о диких животных, рассматривание серии картин «Дикие животные»,рассматривание альбома «Дикие животные», конструирование «Лесной детский сад», чтение «Теремок», д/ирга «Кто чей», «Угадай по описанию», п/игра «У медведя во бору», «Зайцы и волк», прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных».
Чтение р.н.с о животных, рисование животных
«Кто живет в лесу?» (Маханева М.Д., стр.85)
Здравствуй мир, стр.119
Одежда
Помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая и т.д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая. одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. обогатить и уточнить словарь детей.
Настольно печатная игра «Кукла Наташа» (с предметами одежды), рассматривание материала из которого сшита одежда, д/игра «Одень куклу», создание альбома. «Одежда» (рисование вырезанных картинок), с/р игра «Магазин одежды»,
Наблюдение за одеждой детей на прогулке
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр.77
или Гербова В.В. стр.101
Декабрь
1.
Зима.
Познакомить с зимними явлениями в жизни природы; закрепить с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность и заботливое отношение к природе
Чтение Я.Аким «Первый снег»
Наизусть: Барто «Елка»
Н.Рубцов «Покормите птиц зимой»
Стих-ие З.Александровой «Птичья елка»,
Подборка книг с иллюстр. о зиме. д/игра «Когда это бывает?», «Что изменилось?», Рисование «Зимние деревья» с помощью ладошек, составление коллажа «Зимний лес», П/И «Зайка бел. сидит»,
Театр на фл-фе ««Лисичка-сестричка и серый волк».
Здравствуй мир стр.145
Мебель
Игра-путешествие в прошлое стула
Объяснить детям, что человек создает предметы быта своего дома: развивать ретроспективный взгляд на эти предметы
Рассматривание картин с изображением мебели, беседы
Д/и «Назови правильно» на обобщение
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. УЦ Перспектива, М., 2008 с.44
С/и «Дом. Семья.», «Новоселье» и др
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир стр. 35
Январь
2.
Свойства пластмассы, стекла, металла
«Незнайкин клад»
Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению
Игра с мячом «Из чего сделано»
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. УЦ Перспектива, М., 2008 с.37, «Найти предмет по описанию», Загадывание загадок о предметах экспериментирование с материалами,
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр.17
Дыбина О.В. Ознакомление с окружающим миром стр.30
Домашние птицы. Обитатели птичника
Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе
Рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Где чья мама?», «Кто что ест?», рисование «На птичьем дворе», «Помогите найти маму», п/игра «Лиса в курятнике». с/р??????
Здравствуй мир стр.158
Лесные обитатели и звери
Дать детям представления о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать заботливое отношение к животному миру
Рассматривание картин, коллективная работа оригами «Птицы на кормушке», п/игра «бездомный заяц»,
Здравствуй мир стр.147
Февраль
1.
Комнатные растения
Путешествие в царство комнатных растений
Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними
Рассматривание комнатных растений
Д/и «Подойди к растению, которое назову»
Работа в уголке природы, дежурства, экспериментирование
Горькова, Кочергина. Сценарии занятий по экол. воспитанию стр. 11
Обобщающее о зиме
Колобок удивляется
Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; расширять знания о жизни лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение, эстетический вкус.
Рассматривание картин о зиме, дидактические игры
Отгадывание загадок о животных
Горькова, Кочергина. Сценарии занятий по экол. воспитанию стр. 19
Что мы знаем о зиме?» (Маханева М.Д., стр.91)
Март
1.
В окно повеяло весной
Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; воспитывать любознательность
Рассматривание фото, картин, с изображением природы весной
Наблюдения на прогулке
Здравствуй мир 167
Что для чего. Продукты питания
Расширить представления детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные анализаторы
Знакомство с профессией продавца. Рассматривание картин
Дидактические игры «Угадай на вкус», «Что нужно для борща и компота» и др
С/и «Магазин»
Здравствуй мир стр.134
Рыбы. Обитатели воды - рыбы
Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи
Рассматривание картин с изображением рыб
Наблюдения в Зимнем саду за рыбами
Здравствуй мир 162
Апрель
Посуда
Учить детей сервировать столы, пони мать значение своего труда. Воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций
Д\и «Назови одним словом»
Игра с мячом «Назови предмет посуды»
Отгадывание загадок, дежурства по столовой
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, средняя группа. УЦ Перспектива, М., 2008, с. 46
Берегите природу.
Времена года
Закреплять представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи. Воспитывать бережное природоохранное отношение к живому миру.
Наблюдения в природе, рассматривание картин, дидактические игры
Наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе
Здравствуй мир 178
Май
1.
Перелетные птицы
Уточнить и расширить представления детей о птицах, познакомить с перелетными птицами, находить сходства и различия во внешнем виде птиц, выражать их в речи, воспитывать бережное отношение к природе
Рассматривание картин, фото с изображением перелетных птиц, беседа об их внешнем виде
Наблюдения на прогулке
Здравствуй мир 156
Насекомые. Шестиногие малыши.
Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.