Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка.




Содержание разделов «Предметное окружение» и «Формирование элементарных экологических представлений» входят в образовательную область «Познание» и реализуются на занятиях по «Ознакомлению с окружающим»

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание. В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: дерево, металл, ткань и т.д.

С этой целью проводятся специальные занятия, для которых подбирается наглядный материал. Знакомясь с различными материалами, ребенок имеет возможность выделить их свойства. Поэтому очень эффективным приемом является организация элементарного экспериментирования.

Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. У детей воспитывается умение объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Для знакомства с предметами используются загадки. Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях широко используются дидактические игры. Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Таким образом, к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире. В месяц проводится 1 занятие по «Предметному окружению» в рамках занятий по «Ознакомлению с окружающим».

Задачи:

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем
  • Знакомить детей с признаками предметов, определять их цвет, форму, величину, вес
  • Знакомить детей с материалами, их свойствами и качествами
  • Учить устанавливать связь между назначением и строением предмета и материалом, из которого он сделан
  • Формировать знания детей о транспорте

 

Другой важный раздел - «Формирование элементарных экологических представлений». Занятия по данному разделу в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в повседневной жизни. В работе с детьми используются различные формы проведения – экскурсии в природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты, – все это дает детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно. Сезонные наблюдения за изменениями в природе проводятся в совместной деятельности воспитателя и детей. Элементарные опыты проводятся на прогулке и в совместной деятельности воспитателя и детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется эстетическое отношение к окружающему миру, дети учатся видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, учатся гуманному, бережному отношению к природному миру.

Задачи:

  • Расширять представления детей о природе
  • Знакомить с домашними и дикими животными, их внешним видом
  • Знакомить детей с насекомыми
  • Знакомить детей с овощами, фруктами, грибами и ягодами
  • Учить называть 3-4 вида деревьев
  • Продолжать знакомить с обитателями уголка природы, с комнатными растениями и способами ухода за ними
  • Формировать элементарные представления о свойствах объектов неживой природы
  • Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений
  • Учить замечать изменения в природе

Примерное содержание разделов «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»

№ раздела Название раздела Содержание раздела
  Предметное окружение Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т.д.). Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения. Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жиз­ни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать инте­ресоваться «вceм на свете». Рассказывать об объектах, заинтересовавших детей при рассматривании картин, рисунков в книгах, а также в телепередачах и т. п. Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмас­са, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах. Объяснять целесообраз­ность изготовления предмета из определенного материала (корпус ма­шин из металла, шины из резины и т.п.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь. Расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, ав­тобус, поезд, самолет, теплоход).  
  Формирование элементарных экологических представлений Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало - исчезли бабочки, жуки). Закреплять представления о сезонных изменениях природе. Давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания. Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями; наблюдать в комнатных условиях за ростом луковиц и травы (корм для птиц). Давать представление о том, что растения - живые существа (для и роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек). Расширять представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Закреплять знания детей о лягушке. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Учить называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закреплять представления насекомых (бабочка, божья коровка, муравей). Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношений к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.п.).  

Перспективно-тематический план по разделу «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»

Дата (месяц) Неделя № блока Программное содержание    
Совместная деятельность Режимные моменты Примечание  
Тема Содержание занятия  
Сентябрь 1.       Лето.   Беседа о лете, о том, как провели его дети. Рассматривание картин, фото. Написание письма Незнайке о лете          
3.   Детский сад.   Предметы в группе. Рассмотреть с детьми предметы в группе, обратить внимание, что все предметы сделаны из разных материалов. Выяснить, какие материалы знакомы детям. Д/и «Из чего сделано». Экскурсия в прачечную, игра- ситуация «Детский сад встречает малышей» д/и «Что лишнее?». Конструирование «Заборчик для детского сада». С/р игра «Детский сад».   На прогулке предложить детям определить, из каких материалов сделаны разные предметы на участке (песочница, спортивные сооружения, скамейка и др). Побеседовать о бережном отношении к предметам Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. УЦ Перспектива, М., 2008 с.21  
               
Октябрь 1.   Осень золото роняет… Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода; закреплять умения различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. Рассматривание картин осенней тематики, чтение стихов об осени. Д/и «С какой ветки детки?». Чтение И.Бунин «Листопад», А.С.Пушкин «уж небо осенью дышало», А.Майков «Осенние листья по небу летят», д/игра «Собери красивый букет из листьев», с/р игра «Прогулка в лес», аппликация «Выложи орнамент из листьев».   Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе Здравствуй мир, стр.107  
    Птицы: О тех, кто умеет летать Уточнить и расширить представления детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. Рассматривание картин с изображением птиц, беседа об их внешнем виде, стихи о птицах, загадки о птицах, п/игра «Гуси-лебеди», Наблюдение за птицами на прогулке «Кто к нам в гости прилетел?» (Маханева М.Д., стр.85) Здравствуй мир, стр.158  
      Овощи. Фрукты Откуда овощи в магазине Расширять представления детей об овощах и фруктах; учить различать их по внешнему виду; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов, натуральных овощей Чтение и инсценировка сказки «Репка», д/игра «Угадай овощ», С/р игра «Магазин овощи». С/и «Магазин овощей» «Дары осени». (Маханева М.Д., стр.83-84) Здравствуй мир, стр.125, 129  
    Транспорт. Улица полна неожиданностей Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья Рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта. Беседа «О транспорте и зачем он нужен?». «Улица полна неожиданностей». С/р игра «Автобус», «Путешествие». Ремонт игрушечных машин совместно со взрослыми. Д/и «Научим зайчат переходить улицу». Отгадывание загадок о транспорте Здравствуй мир, стр.95  
Ноябрь 1.   Домашние животные Кто с нами живет   Закреплять знания детей о дом животных (как выглядят, что едят); развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать гуманное отношение к ним. Беседы о домашних животных, д/игра «Помоги найти маму», «Кто чей?», «Угадай по описанию», словесная игра «Кто в домике живёт», С/р игра «Доктор Айболит», рассматривание альбома «домашние животные», ситуативный разговор «какие домашние животные есть у вас?», лепка «Моё любимое животное», п/игра «Птички и кошка», «Лохматый пёс» Чтение р.н.с. о животных, рисование животных Здравствуй мир, стр.104    
    Дикие животные Как животные к зиме готовятся Расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц; воспитывать любознательность Беседы о диких животных, рассматривание серии картин «Дикие животные»,рассматривание альбома «Дикие животные», конструирование «Лесной детский сад», чтение «Теремок», д/ирга «Кто чей», «Угадай по описанию», п/игра «У медведя во бору», «Зайцы и волк», прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных». Чтение р.н.с о животных, рисование животных «Кто живет в лесу?» (Маханева М.Д., стр.85) Здравствуй мир, стр.119  
    Одежда Помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая и т.д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая. одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. обогатить и уточнить словарь детей. Настольно печатная игра «Кукла Наташа» (с предметами одежды), рассматривание материала из которого сшита одежда, д/игра «Одень куклу», создание альбома. «Одежда» (рисование вырезанных картинок), с/р игра «Магазин одежды», Наблюдение за одеждой детей на прогулке Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр.77 или Гербова В.В. стр.101  
               
Декабрь 1.   Зима. Познакомить с зимними явлениями в жизни природы; закрепить с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность и заботливое отношение к природе Чтение Я.Аким «Первый снег» Наизусть: Барто «Елка» Н.Рубцов «Покормите птиц зимой» Стих-ие З.Александровой «Птичья елка», Подборка книг с иллюстр. о зиме. д/игра «Когда это бывает?», «Что изменилось?», Рисование «Зимние деревья» с помощью ладошек, составление коллажа «Зимний лес», П/И «Зайка бел. сидит», Театр на фл-фе ««Лисичка-сестричка и серый волк».   Здравствуй мир стр.145  
               
      Мебель Игра-путешествие в прошлое стула Объяснить детям, что человек создает предметы быта своего дома: развивать ретроспективный взгляд на эти предметы Рассматривание картин с изображением мебели, беседы Д/и «Назови правильно» на обобщение Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. УЦ Перспектива, М., 2008 с.44 С/и «Дом. Семья.», «Новоселье» и др Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир стр. 35  
               
Январь 2.   Свойства пластмассы, стекла, металла «Незнайкин клад» Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению Игра с мячом «Из чего сделано» Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. УЦ Перспектива, М., 2008 с.37, «Найти предмет по описанию», Загадывание загадок о предметах экспериментирование с материалами,   Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр.17 Дыбина О.В. Ознакомление с окружающим миром стр.30  
    Домашние птицы. Обитатели птичника Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе Рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Где чья мама?», «Кто что ест?», рисование «На птичьем дворе», «Помогите найти маму», п/игра «Лиса в курятнике». с/р??????   Здравствуй мир стр.158  
    Лесные обитатели и звери Дать детям представления о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, развивать речь; воспитывать заботливое отношение к животному миру   Рассматривание картин, коллективная работа оригами «Птицы на кормушке», п/игра «бездомный заяц»,   Здравствуй мир стр.147  
Февраль 1.              
    Комнатные растения Путешествие в царство комнатных растений Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними Рассматривание комнатных растений Д/и «Подойди к растению, которое назову» Работа в уголке природы, дежурства, экспериментирование Горькова, Кочергина. Сценарии занятий по экол. воспитанию стр. 11    
               
    Обобщающее о зиме Колобок удивляется Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; расширять знания о жизни лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение, эстетический вкус. Рассматривание картин о зиме, дидактические игры Отгадывание загадок о животных Горькова, Кочергина. Сценарии занятий по экол. воспитанию стр. 19 Что мы знаем о зиме?» (Маханева М.Д., стр.91)  
Март 1.              
    В окно повеяло весной Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; воспитывать любознательность Рассматривание фото, картин, с изображением природы весной   Наблюдения на прогулке Здравствуй мир 167  
    Что для чего. Продукты питания Расширить представления детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные анализаторы Знакомство с профессией продавца. Рассматривание картин Дидактические игры «Угадай на вкус», «Что нужно для борща и компота» и др С/и «Магазин» Здравствуй мир стр.134  
    Рыбы. Обитатели воды - рыбы Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи   Рассматривание картин с изображением рыб Наблюдения в Зимнем саду за рыбами Здравствуй мир 162  
Апрель     Посуда   Учить детей сервировать столы, пони мать значение своего труда. Воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций Д\и «Назови одним словом» Игра с мячом «Назови предмет посуды» Отгадывание загадок, дежурства по столовой Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, средняя группа. УЦ Перспектива, М., 2008, с. 46  
               
    Берегите природу. Времена года Закреплять представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи. Воспитывать бережное природоохранное отношение к живому миру.   Наблюдения в природе, рассматривание картин, дидактические игры Наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе Здравствуй мир 178  
               
Май 1.              
               
    Перелетные птицы Уточнить и расширить представления детей о птицах, познакомить с перелетными птицами, находить сходства и различия во внешнем виде птиц, выражать их в речи, воспитывать бережное отношение к природе Рассматривание картин, фото с изображением перелетных птиц, беседа об их внешнем виде Наблюдения на прогулке Здравствуй мир 156  
    Насекомые. Шестиногие малыши. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому. Рассматривание иллюстраций Наблюдения на прогулке за насекомыми Здравствуй мир 174  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...