Содержание образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
· развитие свободного общения со взрослыми и детьми,
· развитие всех компонентов устой речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности,
· практическое овладение нормами речи.
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает современное психическое развитие ребенка. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Ребенок старше 4-х с половиной лет сопровождает речью каждое второе действие. Ведущей формой обучения родному языку является диалог; в котором речь взрослых должна обеспечивать опережающее усвоение детьми слов. Воспитатель должен употреблять антонимы, синонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Общее количество занятий в год – 18 занятий, 1 – в 2 недели по 20 минут. В основном занятия комплексные, т.е. на каждом занятии решаются задачи по связной речи, ГРС, ЗКР, формирования словаря.
Кроме того, речевые задачи решаются в совместной деятельности и на других занятиях.
Содержание раздела
№ блока
Блоки
Содержание раздела
1.
Формирование словаря
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления значений о ближнем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения. Активизировать употребление в речи словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, их частей, деталей, материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательными, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Глаголы движения (бежит, мчится).
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словам и; употреблять слова-антонимы 9чистый- грязный, светло- темно).
Учить употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные).
2.
Звуковая культура речи
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих, сонорных (р,л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3.
Грамматический строй речи
Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливай меня и др.). тактично, подсказывать общепринятый образец слова.
Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао)
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и подчиненных предложений.
4.
Связная речь
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
Упражнять детей в составлении рассказов по картине, созданной с использованием раздаточных карточек («У меня вот какой лес. В нем живут…., растут…» и т.п)
Учить детей описывать предмет. Картину (по образцу воспитателя).
Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
5.
Речевая среда
Удовлетворять потребности детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения.
В уголок «интересные вещи» вносить наборы картинок, фотографий. Открыток (животные разных стран, их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т.п.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Учить детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками.
Учить понятно для окружающих (взрослых, и сверстников) объяснять свой замысел; подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказывать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т.п.)
Тематический план
Месяц
Нед.
Лексические темы
сентябрь
Детский сад
Семья.
Наш город
Формирование здорового образа жизни
Фрукты. Овощи
октябрь
Времена года
Птицы
Транспорт. Правила ДД
Домашние животные
ноябрь
Одежда
Дикие животные
Мебель
Безопасность. Правила дорожного движения
декабрь
Зима.
Зимние забавы. Зимние виды спорта
В гостях у елочки. Новый год.
Неделя пожарной безопасности
январь
Русские народные традиции
Почта, почтальон,
профессии
Посуда
февраль
Магазин
Наша Родина -Россия
Защитники Отечества
Обобщающее о зиме
март
Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
Времена года. Весна
Рыбы.
Комнатные растения
апрель
Наш лес
Космос.
Безопасность дорожная
май
День Победы
Наша Родина (символы)
Насекомые
Перелетные птицы
Перспективно-тематический план
Дата
(месяц)
Неделя
№ блока
Программное содержание
Совместная деятельность
Примечание
Тема
Содержание занятия
Сентябрь
1.
Диагностика
Диагностика проводится по решаемым задачам. Методика прилагается
2.
3.
4,2
Детский сад. Игрушки.
Учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия и состояния (глаголов); упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.
Закреплять произношения изученных звуков: у, а, г, к, в; развивать умение правильно произносить в словах звуки с, сь, выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов слово, звук.
Д/и «Угадай-ка»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 91
Беседы о культуре поведения
Беседы о труде работников ДОУ Наблюдение за работой младшего воспитателя. Игры в детский сад. Д\И «Кукла Катя проснулась», «Узнай по описанию». С/Р игра «В магазине игрушек», Чтение стих. А. Барто «Игрушки». Продуктивная деятельность лепка «Вот, что я люблю».
Экскурсии на кухню и мед. кабинет
Ушакова О.С., стр.24
4,3
Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Закреплять умение пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
Игра «Зайкина гимнастика»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 94
Игра-драматизация
Д/и «Назови детенышей животных», «Чей голос?», «Узнай по описанию»
Октябрь
1.
4,1
Осень
Составление рассказа по картине «Осень»
Учить составлять короткий рассказ по картине. Активизировать словарь детей сравнительными прилагательными
Организационный момент «Назови слово» Рассматривание картин об осени
Чтение стихотворений об осени. Е.Благинина «Листопад», Л.Фадеева «Осень-бабушка», коллективное рисование (паличиками) «Осенний лес», п/игра «Листопад». Цель- закреплять знания о приметаз осени.
Короткова Э.П. стр.31
4,1
Овощи. Что растет на грядке? Расскажи об овощах. Описательный рассказ о предметах по плану и образцу воспитателя.
Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д.
Д/и «Овощи-фрукты» «Чудесный мешочек»
Рассматривание овощей на огороде, пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», загадывание загадок об овощах, с/ролевая игра «Магазин овощей», Цель: закреплять название овощей, правила поведения в магазине, профессиональные действия продавца. УПР: «Назови цвет, форму» Цель: согласовывать сущ. с прилаг, «Один, много" – употребление сущ.в род. падеже, мн.ч., Д/игра «Узнай на ощупь», «Узнай на запах» - на развитие тактильно-вкусовых ощущений. П/игра «Огуречик – огуречик».
Ушакова стр.70
Карпухина Н.А.с.105
Ноябрь
1.
4,1
Домашние животные
Рассказывание по картине «Собака со щенками»
Учить детей составлять небольшой повествовательный рассказ по картине. Упражнять в правильном образовании формы имен существительных в родительном падеже. Активизировать употребление в речи слов действий (глаголов)
Рассматривание фото, картин, иллюстраций с изображением собак, чтение рассказа Т.А.Шоры-гина «Кнопка», д/и «Что умеют делать звери?» Ушакова стр110. Д/и «Назови семьи». Упр. «Один, много» - на употребление сущ.мн.ч. Упр. на развитие мелкой моторике «Коготочки», Упр. «Назови ласково» - на образования сущ.с помощью ласкательных суффиксов, п/и «Лохматый пес»
Ушакова О.С. стр.42
4,3,2
Поздняя осень. Одежда, ее классификация. Описание предметов одежды
Учить описывать предметы осенней одежды, правильно называя предметы осенней одежды. Закрепить обобщающее слово одежда.
Способствовать использованию в речи сложноподчиненные предложения, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Упражнять в умении выделять и правильно произносить звук Ж изолированно, в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком.
С/р игра «Магазин одежда». Д/и «Одень куклу». «Чего не стало?», «Помоги застегнуть пуговицы». Создание альбома «Одежда» (рисование, приклеивание вырезанных картинок). Рассматривание в книгах одежды героев сказок. Чтение произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный» Д/и «Какой, какая, какое?»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 105
Рассматривание картин, предметов одежды.
Наблюдение за одеждой людей на прогулке
Ушакова О.С., стр.48
Декабрь
1.
4,2
Зима
Составление рассказа по картине «Таня боится мороза»
Учить составлять небольшой рассказ (из 3-4 предложений), отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем. Упражнять в подборе определений к словам снег, зима, снежинка. Развивать умение детей вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя в них звуки
Д/и «Подбери другие слова»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 102
Игры со снегом на прогулке
Наблюдения на прогулке
Ушакова О.С., стр.55
4,1,3
Мебель
Рассказывание на заданную тему
Учить детей высказываться на тему, предложенную воспитателем, исходя из личного опыта, правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда.Упражнять детей в понимании и правильном использовании в речи предлогов и наречий с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.
Чтение К,И. Чуковского «Федорино горе»,, Д/и «Где, что лежит» - Упр в использовании предлогов наречий, Упр. «Один – много» на употребление сущ.в род. мн.числа, Упр. «Назови ласково» - образование сущ. с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов, Д/и «Чаепитие»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96
С/и «Семья. Новоселье» (в течение времени, отведенного на игру), Скороговорки «Правильно ли говорит ваш ребёнок».
Ушакова О.С., стр.40
Январь
1.
4,1
Зимующие птицы
Учить детей составлять описательные рассказы о зимующих птицах. Развивать умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам природы
Рассматривание иллюстраций, картин о птицах, загадывание загадок, упр. «Скажи на оборот» - на подбор антонимов, П/и «Воробушки и автомобиль».
Подкормка птиц на кормушке,
Здравствуй мир. Стр 156
Дикие животные зимой
Лиса с лисятами
Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных
Д/и «Кого не стало»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96
Игра-драматизация «Зимовье зверей», упр «Угадай, кто это» - закреплять умение подбирать сущ.к прилаг. Упр. на словообразование «Кто у кого?». Отгадывание загадок – развитие логического мышления. Упр.для пальчиков «Зайчик». Выучить стихотворение И, Токмакова «Медведь». Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Теремок».
Февраль
1.
4,3
Транспорт
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц. Тренировать в образовании форм имен существительных в родительном падеже множественного числа. Закрепить знание о терминах слово, звук, умение самостоятельно подбирать слова со звуком С.
Д/и «Кого не стало»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96. Д/и «Четвёртый лишний» - на развития логическо-го мышления, умение классифицировать. Пальчиковая игра «Транспорт». Упр. «Посчитай транспорт» - на согласование числительных с сущ.
Упр. «Подбери признак»
С/и «Автобус»
Наблюдения на прогулке за транспортом
Семья
Звуковая культура речи: звуки щ - ч
Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч
С/и «Семья» (в течение времени, отведенного на игру)
Гербова В. Стр.60
Март
1.
4,2
Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
Рассказывание по картине «Мама моет посуду»
Учить детей составлять несложный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на то, что не все они образуются одинаково. Закреплять знания детей о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности
Д/и «Накроем стол» - закреплять умение образовывать название посуды в зависимости от назначения. Д/и «Чаепитие»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96. выучит стих. «Мамин день» Е.Благининой – развитие слуховой памяти, внимания. Упр. «Назови ласково» на образования сущ.с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Упр. «Подбери признак»- на согласования прилаг с сущ., активизацию словаря.
С/и «Семья»
Чтение
Э. Мошковской Вежливое слово
(Кар. 34)
Ушакова О.С., стр.66
Наша пища. Поварята
Расширить представления детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные анализаторы
Д/и «Кто больше назовет овощей и фруктов»
Чтение стихотворения «Повар»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 154
Здравствуй мир стр.134
Апрель
1.
4,2
Посуда
Рассказ по набору предметов
Тренировать детей в составлении рассказов о предметах и действиях с ними. Упражнять в образовании слов – названии посуды и уменьшительно-ласкательных имен собственных. Учить правильно произносить звук Ч, отчетливо называть слова с данным звуком.
Упр. «Посчитай» - на согласование прилаг с сущ., Упр. «Для чего посуда?» - на образование сущ. с помощью суффиксов. Упр. «Скажи когда много!» - на употребление сущ. в род. падеже. Упр. «Какая бывает посуда?» - на образование относительных прилагательных (чашка из стекла – стеклянная чаша). Упр. На развитие мелкой моторики «1,2,3.4 мы посуду перемыли». Д/и «Чаепитие»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96
Рассматривание картинок с изображением посуды
Чтение К.И. Чуковского Федорино горе
(Карпухина стр.23)
Ушакова О.С., стр.61
4,2
Домашние животные и их детеныши
Составление рассказа по картине
Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картинке, сравнивая петуха и курицу, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам).
Закреплять умение самостоятельно подбирать сходные и не сходные по звучанию слова.
Д/и «Кого не стало», «Скажи правильно»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 96
Рассматривание картинок с изображением животных и их детенышей
Лото «Чей малыш»
Ушакова О.С., стр.78
Май
1.
4,3
День Победы
Описание игрушек по признакам
Учить описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Упражнять в образовании форм родительного падежа мн. числа имен существительных. Закреплять знания о том, сто слова состоят из различных звуков, тренировать в умении узнавать слова, в которых не хватает одного (последнего) звука.
Рассматривание иллюстраций в книжках, фото родственников. Упр. «Скажи по другому» - закреплять умение подбирать синонимы. Упр. «Скажи наоборот» - закреплять умение подбирать антонимы «Описание игрушек»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 87
с/и «Магазин игрушек»
Ушакова О.С., стр.83
4,3
Насекомые.
Согласование частей речи
Закреплять умение описывать предмет, его внешний вид, качества. Учить детей согласованию имен существительных и прилагательных и местоимений в роде.
Закреплять правильное произношение р (рь), слышать эти звуки в словах, именах, подбирать слова с ними; четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуком Р, произносить чистоговорку отчетливо, с разными громкостью и темпом.
. Д/и «Опиши, не называя», «Описание игрушек»
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 87
Проговаривание чистоговорок
О.С. Ушакова Развитие речи детей 4-5 лет с 86