Виды средств диагностирования
Подсоединяются или работают совместно с контролируемым изделием только в момент контроля и не являются элементом изделия.
Тормозной стенд, стенд для проверки углов установки колес и др.
Приборы контроля состава отработавших газов, тестеры. и др.
Являются конструктивным элементом автомобиля и осуществляют контроль непрерывно или периодически по определенной программе.
Информируют о режимах работы и состоянии: температура агрегатов, скорость, частота вращения коленвала, давление масла и т.д. Предупреждают о возможном наступлении предотказного состояния (Уп.д) или возникновении скрытых отказов: давление масла, заряд аккумуляторной батареи. Отслеживают и запоминают информацию о состоянии для считывания в стационарных условиях; поиск неисправности; самодиагностика; звуковая, визуальная, речевая информация о предотказном состоянии.
ак правило, используются два способа диагностирования. При первом в процессе диагностирования на объект диагностирования (ОД), не находящийся в рабочем состоянии, осуществляются определенные механические, электрические, гидравлические и другие воздействия и с помощью датчиков фиксируется его реакция в виде диагностического сигнала Si. При втором способе объект диагностирования выводится на заданный режим работы, и также с помощью датчиков от него воспринимаются сигналы, характеризующие диагностические параметры Si. Эти сигналы преобразуются (модулируются) в электрические, улучшаются (очищаются от "шума"), например, с помощью аналого-цифрового преобразователя и аналогового мультипликатора и далее поступают или непосредственно в средства отображения информации и считываются оператором, или, в более сложных диагностических приборах, в микропроцессор (микропроцессоры), где с учетом информации, содержащейся в блоке памяти (запоминающее устройство), осуществляется анализ, а в ряде случаев и прогноз, и полученная информация передается в средства отображения.
В блоке памяти может также содержаться информация о механике-диагносте, проводившем соответствующий контроль. В ряде диагностических приборов на дисплее может выдаваться рекомендация по конкретному перечню работ, которые необходимо выполнить данному автомобилю. В блоке памяти могут содержаться сведения о предыдущем контроле данного автомобиля, что позволяет проследить динамику изменения диагностических параметров и дать прогноз наработок до предельно допустимого и предельного значений параметров технического состояния. На практике прямой и диагностический методы взаимодействуют и дополняют друг друга. Надо уметь определить рациональные сферы их использования. Главным критерием выбора метода является сравнение суммарных затрат на предупреждение, выявление и устранение отказов и неисправностей при использовании прямых и диагностических методов контроля технического состояния, а также продолжительности процедуры.
2.4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
1. ВИДЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Для предупреждения отказов и неисправностей, а также для определения их источников, предъявления рекламационных претензий изготовителю или продавцу изделия мало констатировать сам факт возникновения отказа или неисправности. Необходимо знать причины, механизмы их возникновения и проявления, а также влияние различных отказов элементов на работоспособность автомобиля в целом, т.е. на способность выполнять транспортную работу. Иными словами, необходимо знать закономерности изменения технического состояния.
Процессы в природе и технике (в том числе и при технической эксплуатации) могут быть двух видов: процессы, характеризуемые функциональными зависимостями, и случайные (вероятностные, стохастические) процессы. Для функциональных процессов характерна жесткая связь между функцией (зависимой переменной величиной) и аргументом (независимой переменной величиной), когда определенному значению аргумента (аргументов) соответствует определенное значение функции. Например, зависимость пройденного пути от скорости и времени движения. Случайные процессы происходят под влиянием многих переменных факторов, значение которых часто неизвестно. Поэтому результаты вероятностного процесса могут принимать различные количественные значения (т.е. наблюдается рассеивание, или вариация) и называются случайными величинами (СВ). Случайные процессы могут быть описаны пучком кривых Уi(t)> характеризующих изменение технического состояния конкретных изделий 1,2,3,...,i,...,n (рис. 2.6) от их наработки t. Иными словами, случайный процесс Y(t) может быть Рис. 2.6. Схема формирования случайного процесса / - сечение случайного процесса, Y1-Yn - случайные величины - реализация случайного процесса Y(t) при t = t1, описан функцией, которая при каждом новом значении аргумента характеризуется набором нескольких случайных величин. Конкретные значения случайной функции при фиксированном значении аргумента t называются реализацией случайной величины. При эксплуатации в основном приходится иметь дело со случайными процессами и величинами.
описан функцией, которая при каждом новом значении аргумента характеризуется набором нескольких случайных величин. Конкретные значения случайной функции при фиксированном значении аргумента t называются реализацией случайной величины. При эксплуатации в основном приходится иметь дело со случайными процессами и величинами. 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПО ЕГО НАРАБОТКЕ (ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЭА ПЕРВОГО ВИДА) У значительной части узлов и деталей процесс изменения технического состояния в зависимости от времени или пробега автомобиля носит плавный, монотонный характер, приводящий к возникновению так называемых постепенных отказов. При этом характер зависимости может быть различным (рис. 2.7). В случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния конкретного изделия или среднего значения для группы изделий аналитически достаточно хорошо может быть описано двумя видами функций:
целой рациональной функцией п-го порядка
Рис. 2.7. Возможные формы зависимости параметра технического состояния Y от наработки l Yн, Yn - начальное и предельное значения параметра смены работы поста ремонтной мастерской, станции ТО; число заездов на АЗС и др. Все это сказывается на нормировании и организации ТО и ремонта, определении необходимых для этого ресурсов. Для решения этих задач необходимо уметь оценивать вариацию СВ.
4. ОЦЕНКИ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН Рассмотрим простейшие методы оценки СВ. Исходные данные - результаты наблюдений за изделиями или отчетные данные, которые выявили индивидуальные реализации случайных величин (например, наработки на отказ, фактический расход топлива, материалов и т.д.). 1. Случайные величины (от 1 до п) располагают в порядке возрастания или убывания их абсолютных значений: Точечные оценки позволяют предварительно судить о качестве изделий и технологических процессов. Чем ниже средний ресурс и выше вариация (о, v, z), тем ниже качество конструкции и изготовления (или ремонта) изделия. Чем выше коэффициент вариации показателей технологических процессов ТЭЛ (трудоемкость, простои в ТО или ремонте, загрузка постов и исполнителей и др.), тем менее совершенны применяемые организация и технология ТО и ремонта. 3. Вероятностные оценки СВ. При вероятностных оценках рекомендуется размах СВ разбить на несколько (как правило, не менее 5-7 и не более 9-11) равных по длине Δхинтервалов (табл. 2.4). Далее следует произвести группировку, т.е. определить число случайных величин, попавших в первый (п1), второй (п2) и остальные интервалы. Это число называется частотой. Разделив каждую частоту на общее число случайных величин (п1 + п 2+••• + пn = п), определяют частость (ωi = ni/n. Частость является эмпирической (опытной) оценкой вероятности Р,
т.е. при увеличении числа наблюдений частость приближается к вероятности: ю/ ~* Pi- Полученные при группировке СВ результаты сводятся в таблицу (см. табл. 2.4), данные которой имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Например, по результатам наблюдений можно предположить, что у аналогичных изделий в тех же условиях эксплуатации и в интервале наработки 6-8 тыс. км может отказать около 6% изделий ωi ~ Рi = 0,06), в интервале 8-10 тыс. км - 12%, интервале 10-12 тыс. км - 19% и т.д. Следовательно, имея систематизированные данные по отказам, можно прогнозировать и планировать число воздействий (программу работ), потребности в рабочей силе, площадях, материалах и запасных частях. 4. Вероятность случайного события. В общем виде это отношение числа случаев, благоприятствующих данному событию, к общему числу случаев.
Обычно применяется следующая буквенная индексация рассмотренных событий и понятий: F (failure) - отказ, авария, повреждение, вероятность этих событий; R (reliability) - безотказность, надежность, прочность, вероятность этих событий; Р (probability) - вероятность. Вероятность отказа может быть получена также последовательным суммированием интервальных вероятностей за наработку X, т.е. F(x) = pl+p2 +... + pj, где j— номер интервала, соответствующий наработке X. 5. Следующей характеристикой случайной величины является плотность вероятности (например, вероятности отказа) /(х) - функция, характеризующая вероятность отказа за малую единицу времени при работе узла, агрегата, детали без замены. Если вероятность отказа за наработку F(x) = m(x)/n, то, дифференцируя ее при п = const, получим плотность вероятности отказа где dm/dx - элементарная "скорость", с которой в любой момент времени происходит приращение числа отказов при работе детали, агрегата без замены.
Если организаторы производства без технико-экономического анализа назначали периодичность, например, /то = 10 тыс. км (см. табл. 2.4), то примерно 18 изделий из 100 (Я| = 6 и «2 = 12, т(х) = 18) откажут ранее назначенного ТО, т.е. вероятность отказа
Остальные 82% изделий (19 + 25 + 20+13 + 5) имеют потенциальную наработку на отказ дс, > 10 тыс. км. Следовательно, ТО им будет произведено ранее, чем они могут отказать, и вероятность их безотказной работы Для первых отказов невосстанавливаемых изделий и взаимно дополняющих событий (отказ - работоспособное состояние) имеет место условие F(x) + R(x) = = 0,18 + 0,82= 1, т.е., зная вероятность отказа, можно определить вероятность безотказной работы и наоборот. 7. Используя данные табл. 2.4, можно также определить некоторые точечные Среднее значение СВ где j - номер интервала. Для данных табл. 2.4 имеем: J = 7-0,06 + 9-0,12 +11-0,19 +13-0,25+15-0,20+17-0,13 +19-0,05 = = 13,0 тыс. км. Таким образом, если бы периодичность ТО равнялась средней наработке на отказ, то более 60% изделий в рассматриваемом примере отказали бы до обслуживания. Среднеквадратическое отклонение 8. Важным показателем надежности является интенсивность отказов Х(х) -
Это универсальная формула определения вероятности безотказной работы не-восстанавливаемого элемента для любого закона распределения. Зная интенсивность отказов, можно для любого момента времени или пробега определить вероятность безотказной работы. Существуют внезапные и постепенные отказы (рис. 2.9). Последние описывают работу так называемых стареющих элементов. 9. Наглядное представление о величине и вариации СВ дает их графическое 10. В ряде случаев законы распределения случайных величин могут быть опи Общий вид закона распределения: Для процессов технической эксплуатации и непрерывных СВ наиболее характерны следующие законы распределения. Нормальный закон распределения (двухпараметрический: о и х). Такой закон формируется, когда на исследуемый процесс и его результат влияет сравнительно большое число независимых (или слабозависимых) элементарных факторов (слагаемых), каждое из которых в отдельности оказывает лишь незначительное действие по сравнению с суммарным влиянием всех остальных.
Экспоненциальный закон (однопараметрический - X). При экспоненциальном законе распределения вероятность безотказной работы не зависит от того, сколько проработало изделие с начала эксплуатации, а определяется конкретной продолжительностью рассматриваемого периода или пробега Ах, называемого временем выполнения задания. Таким образом, эта модель не учитывает постепенного изменения параметров технического состояния, например, в результате изнашивания, старения и других причин, а рассматривает так называемые нестареющие элементы и их отказы. Экспоненциальный закон используется чаще всего при описании внезапных отказов, продолжительности разнообразных ремонтных воздействий и в ряде других случаев: Закон распределения Вейбулла-Гнеденко проявляется в модели так называемого слабого звена. Если система состоит из группы независимых элементов, отказ каждого из которых приводит к отказу всей системы, то в такой модели рассматривается распределение времени (или пробега) достижения предельного состояния системы как распределение соответствующих минимальных значений jc/ отдельных элементов:
Примером использования распределения Вейбулла-Гнеденко является распределение ресурса подшипника качения. Этот ресурс ограничивается ресурсом одного из элементов (шарика, ролика, конкретного участка сепаратора и т.д.). Значение аналитических зависимостей состоит в том, что если известен вид закона (на основе опыта, литературных источников, наблюдений) и его параметры, то можно расчетными методами, не проводя объемных наблюдений, воспроизвести (прогнозировать) ожидаемые вероятности отказов и других состояний изделий и процессов. Например, для нормального закона необходимо знать два параметра (i, о), a для экспоненциального - один (х или А,), чтобы рассчитать вероятность отказов и безотказной работы (приложение 5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|