Феодальное землевладение и землепользование
Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передвигаться на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Это было связано, прежде всего, с безопасностью, поскольку в таких глухих местах можно было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приобрести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-финскими племенами, в результате чего сформировалась русская нация. В середине XII века здесь образовалось Владимиро-Суздальское княжество во главе с Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, а позже во главе с сыновьями Долгорукого, Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Город Владимир на-Клязьме стал центром самого сильного русского княжества, сюда переместился политический и экономический центр Древней Руси. В результате русской колонизации Волжско-Окских земель здесь стали создаваться иные формы отношений между князем и населением. Если многолюдные городские общины в Киеве, Новгороде и др. зачастую приглашали к себе князей на престол, чтобы они организовывали военную оборону города, следили за внутренним порядком, то на северо-востоке Руси процесс был обратным. Сначала князь начинал владеть достаточно малолюдными земельными пространствами, а потом приглашал к себе колонистов для заселения этих земель. Князь выступал в качестве хозяина - собственника земельных угодий, распоряжался ими, завещал наследникам. С XII-XIII веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Эти, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Старший князь мог передать вассалам в условное владение часть земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например, участия в военных походах.
Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились “удельными князьями”, а их владения назывались “уделами”. Кстати, эти термины в Киевской и Новгородской Руси были совершенно не известны. Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появились юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т. п. Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами. В данных условиях основной привилегированной формой землевладения по-прежнему являлась боярская вотчина, которая оставалась крупной, независимой хозяйственной единицей. Вотчинное и поместное землевладение. Вотчинное землевладение являлось одним из древнейших видов землевладения. Вотчина - участок земли, который его владелец мог беспрепятственно продавать, дарить, завещать и т. п., т. е. владеть на праве полной собственности. Еще в удельный период удельный князь рассматривал принадлежащую ему территорию удельного княжества как свою вотчину. На вотчинном праве владения землей его бояре и служилые люди. В дальнейшем, примерно с половины XV века, вотчины представляли собой остатки крупного княжеского и боярского землевладения. Соборное уложение 1649 г. отмечало три вида вотчин: наследственные (родовые), переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях; выслуженные, т. е. полученные от князя (впоследствии от государя) за определенные военные и другие заслуги; купленные, т. е. приобретенные феодалом за деньги у других феодалов.
Вторым видом феодального землевладения, появившимся позже вотчинного, следует считать землевладение поместное. Поместье являлось временным земельным владением. Поместья предоставлялись государством служилым людям на срок службы. После окончания срока службы поместье могло быть отобрано. Из таких приглашенных формировалось новое сословие “служилых людей”, которое по отношению к крестьянству приобретало такие же права, как и феодалы. Зачастую феодалы направляли служилых людей в свои отдаленные деревни и села в качестве управляющих, организаторов производства и за это были вынуждены предоставлять им часть своего владения в виде поместья на определенных условиях. Позже феодалы стали давать служилым людям в награду право им самим собирать налоги (“кормы”) с крестьян, т. е. заниматься “кормлением”, что означало усиление экономической зависимости населения. Служилые люди составляли так называемый “двор” князей и бояр, поэтому их позже стали называть “дворяне”. Термин “поместье” впервые встречается в одной жалованной грамоте 1470г. В царствование Ивана III раздача земель на поместном праве производилась в широких размерах. В конце XVI века поместные земли уже преобладали над вотчинными землями. Поместья в XVII веке занимали около 80% всех земель Московского государства. Поместья предоставлялись преимущественно военным служилым людям, которые были обязаны нести за это военную службу. На доходы от эксплуатации крестьян, которые передавались им с поместьем, служилые люди обязаны были выставлять за свой счет определенное количество воинской силы. По Уложению о военной службе 1555 г. служилый человек обязан был выставлять воинскую силу из расчета один вооруженный конник с каждых 150 дес. земли, имевшейся в поместье. К этому времени владельцы поместий обязаны были выставлять воинскую силу в том же размере, как и владельцы вотчин. Иван IV в 1555 г. указал: “... с вотчин и поместий уложенную службу учинити, со ста четвертей доброй угожей земли человек на коне в доспехе полном, а в дальний поход о дву конь”.
Поместья предоставлялись не одинакового размера. Размер поместья увеличивался в местности, имеющей более важное оборонное значение. Размер мог колебаться в зависимости от наличия у государства в той или иной местности земель, которые можно было передать в поместное владение. При вступлении на военную службу служилый человек получал оклад - право на определенное количество поместной земли. Оклад людей родовитых обычно равнялся 1500-3000 дес. Людям менее знатного происхождения он устанавливался в значительно меньшем размере; рядовой помещик получал от 150 до 750 дес. земли. Отвод поместья в натуре назывался испомещением по земле. При наделении поместьем учитывалось качество земли. Это было необходимо, так как, например, на юге государства земли были по своему качеству лучше, а на севере - хуже. Земля по своему качеству делилась на три разряда: добрую (хорошую), среднюю и худую (плохую). В поместье со средним качеством земель давалась надбавка средней же землей в размере 25%, с плохим качеством - в размере 50%. В Наказе 1622 г. указывалось: “А где будет в поместных землях земля средняя и на среднюю же землю наддавать среднею ж землею на сто чети по двадцати пяти чети, а где будет земля худая и на худую землю худые ж земли наддавать на сто четей по пятьдесят четей... ” При наделении поместьем учитывался также состав угодий: оно отводилось с таким расчетом, чтобы имело пашню, сенокос и другие угодья. Служилые люди стремились временное и условное владение поместьем превратить в постоянное родовое (вотчинное) владение. Они постепенно этого достигли. Соборное уложение 1649 г. установило, правда с известными ограничениями, наследственное владение поместьями. Если наследник служилого человека, имевшего поместье, состоял и продолжал состоять на государственной службе, то поместные земли переходили к нему по наследству. Впоследствии характер поместного землевладения стал аналогичным вотчинному землевладению. Монастырское и церковное землевладение. Монастыри владели большим количеством земель. Источники возникновения церковно-монастырского землевладения были разные. Одним из источников являлось предоставление земли монастырям самими князьями, а также вклады, которые делались отдельными боярами и другими владельцами по завещанию, “на помин души”. Монастыри расширяли свои владения покупкой, залогом земли и т. п.
Во многих случаях монастыри захватывали и присоединяли к своим владениям свободные государственные земли, а также земли, на которых жили черносошные крестьяне. Укреплению монастырского землевладения во многом содействовал обычай, согласно которому земля, ставшая каким-либо образом владением монастыря, не могла быть у него взята обратно. О размерах церковно-монастырского землевладения можно судить по тому, что, например, у Московской митрополии в начале XVI века имелось более 530 сел и деревень с 1825 дворами крепостных крестьян. Монастырское землевладение настолько расширилось, что стало подрывать поместную систему. Поэтому уже с половины XVI века принимаются меры по ограничению его роста. Так, например, ограничивалась передача монастырям поместных земель. По Соборному уложению 1649 г. она полностью была запрещена. Дворцовое и государственное землевладение. Дворцовое землевладение зародилось также в удельном периоде. Удельные князья имели значительные земельные владения - вотчины, передававшиеся по наследству. Кроме того, князья захватывали земли у более слабых своих соседей - мелких удельных князей, а также земли доселе свободных крестьян, расширяя таким путем свои земельные владения. Иван Калита (XIV в.) владел вотчинами, в которых имелось 54 села, Василий Темный (XV в.) имел 125 сел. В удельный период, кроме княжеских вотчин, имелись вотчины, принадлежавшие боярам и другим служилым людям князя. Вместе с тем имелись земли, которыми владели свободные крестьяне. Эти земли назывались “черными”, в отличие от “белых” земель, находившихся во владении феодалов. Впоследствии, с развитием государственности выделились земли дворцовые и земли государственные. Дворцовые земли находились в собственности князя, и доходы от этих земель, получаемые от эксплуатации крепостных крестьян, шли на содержание князя и его семьи (дворца). Земли государственные считались собственностью государства. Натуральные и денежные результаты эксплуатации крестьян на этих землях поступали в казну. По мере расширения Московского великого княжества площадь дворцовых земель непрерывно росла. Ко времени образования Московского государства дворцовые земли достигли значительных размеров. На дворцовых землях велось большое хозяйство. В вотчинах царя Алексея, например, было около 11 тыс. десятин обрабатываемой пашни и насчитывалось более 50 тыс. крестьянских тягловых дворов. Кроме того, было большое количество дворовых и других крепостных крестьян, выполнявших различные работы в дворцовых усадьбах. Цари были крупнейшими и богатейшими феодалами Европы.
Размер государственных земель также увеличивался. Так, в царствование Ивана IV, после завоевания Казани, более одной пятой земель Казанского царства было зачислено в состав государственных земель. Размер государственных земель не был постоянным, так как цари значительную часть этих земель передавали служилым людям в поместное владение, а также “жаловали” вотчинами. Крестьянское землевладение и землепользование. В XIV веке большинство крестьян не было закрепощено. Крестьяне свободно владели своими землями, выплачивая князю посошную подать (соха - единица обложения). Землевладение черносошных крестьян было преобладающим. Вместе с тем к этому времени значительная часть бывших черных земель была “обоярена”, перешла к боярам - землевладельцам-феодалам. Пользуясь экономической слабостью черносошных крестьян и опираясь на содействие феодального государства, крупные землевладельцы закабалили крестьян и захватили их земли. Захват крестьянских земель усиливался. В XV веке в центральной части Московского государства черных земель уже не встречалось, все они перешли в руки феодалов. Но в других частях, например на северной окраине, они сохранились. К середине XVI века черносошное крестьянское землевладение еще более уменьшается, а в XVII веке почти полностью исчезает. Все крестьянские земли оказались в виде вотчин или поместий в руках царя, бояр, монастырей - крупных землевладельцев-феодалов, а сами черносошные крестьяне стали на положении крепостных людей. Земли у черносошных крестьян находились, как правило, в общинном пользовании. Оно сохранилось и после закрепощения крестьян. В общине пашня и сенокос находились в пользовании отдельных дворов и периодически переделялись. Пастбища использовались сообща. При переделах угодий, особенно пашни, крестьяне стремились точно учесть качество отдельных земельных участков (по плодородию, расстоянию от селения и пр.) и наделить каждый двор равнокачественной землей. Поэтому общинному землевладению были присущи такие недостатки, как дальноземелье, чересполосица, мелко- и узкополосица и другие недостатки. Разверсточной единицей при переделах в большинстве случаев был двор, хозяйство. Однако во многих случаях учитывалось и количество лиц в семье - только мужского пола или всех членов семьи без различия пола и возраста. Позже стали применять в качестве разверсточной единицы тягло - двух полноценных работников (мужчину и женщину). Для помещиков это было удобно, так как повинности налагались ими на крестьян по количеству тягол в общине. В большинстве освоенных земледельческих густонаселенных районов стало преобладать поместное землевладение, ставшее опорой царского государства и земельного строя. Развитие экономики России в XV-XVI веках связано, прежде всего, с постепенным закрепощением крестьян, которые жили на княжеских, боярских, церковных (монастырских) землях. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них условный денежный или натуральный оброк, а также исполняли некоторые повинности: “барщину”, или “издолье, издольщину”. В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому, надеясь найти на новом месте лучшие условия жизни. С годами крестьянам становилось все труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность землевладельцам. Поскольку на Руси в те времена отсутствовал доступный для крестьян сельский кредит, они при всяких хозяйственных неудачах (неурожаях, падеже скота, пожарах) вынуждены были занимать деньги или хлеб у своих землевладельцев и уже не могли уйти, не расплатившись с долгами. Архивные данные свидетельствуют о том, что заемный процент составлял примерно 20% годовых, поэтому было весьма нелегко расплатиться с долгами. Это все крепче привязывало должников к землевладельцам. Постепенно феодалы и церковь начали требовать от крестьян увеличение оброка. Помимо натурального оброка, с конца XV века заметно возросло количество различных повинностей и отработок в пользу феодала. Барщина стала достигать четырех дней в неделю. Крестьяне не выдерживали такого гнета, убегали от бояр и помещиков на юг и юго-восток (на Дон, Южный Урал, в Заволжье), в северное Поморье. При Иване III в 1497 году был создан знаменитый Судебник, первый российский свод законов, по которому на всей территории России распространялись единые правовые нормы. Так, в частности, по этому Судебнику в стране устанавливались правила перехода крестьян от феодала к феодалу. Был утвержден период: одна неделя до осеннего Юрьева дня (26 ноября по старому стилю, или 9 декабря по новому), и одна неделя после, когда крестьянин мог уйти, но предварительно уплатив “пожилое” за проживание и пользование землей феодала. В конце XV - начале XVI века сумма “пожилого” равнялась 1 руб. с одного человека. Для сравнения отметим, что за эти деньги можно было приобрести рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда. Введение такого условия заметно ограничивало возможности крестьян на свободное передвижение и было первым законодательным шагом к закрепощению крестьян. Крестьянин, ушедший без уплаты “пожилого”, без разрешения землевладельца, не в срок Юрьева дня, считался беглым, он подлежал розыску и возвращению прежнему владельцу. Но и эти меры не останавливали крестьян, их побеги становились массовым явлением, суды были завалены исками о беглых. В 1580-х годах, в результате опричнины и неудачной Ливонской войны, экономика страны оказалась в критическом положении. Массовое бегство крестьян на окраинные свободные земли вызывало большое беспокойство феодалов, терявших своих работников. Феодалы все более активно требовали от государственной власти юридического оформления зависимости крестьян от землевладельцев. Государство, в свою очередь, также было озабочено недопоступлением налогов в казну из-за беглых крестьян. Постепенно сформировалась государственная система крепостного права. В 1582-1586 годах впервые были установлены “заповедные лета”, во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день, причем этот запрет относился ко всем категориям крестьян, как частновладельческим, так и государственным, а также и к посадскому населению городов. Эта мера, введенная как временная, позже превратилась в постоянную. Все это определило потребность в осуществлении государственной властью специального вида землеустроительных работ, которые были названы писцовыми межеваниями.
Писцовые межевания (1550-1684 гг.)
Писцовые описания представляли крупное государственное мероприятие. Они особенно необходимы были для правильной постановки поместной системы. Государству нужно было знать, кто, какими землями и на каком основании владеет, какие земли имеется возможность предоставить во владение служилым людям и т. п. Еще в Положении 1556 г., в разделе “О службе всем людям, как им впредь служить, было указано: “государь... повелел в поместьях землемерием уверстати и учинити коемуждо что достойно... ” Писцовыми описаниями ведал Поместный приказ, образованный в царствование Ивана IV. Он был высшим государственным учреждением, ведавшим земельными делами. Через приказ служилым людям предоставлялись земли в поместное владение. Он вел даточные книги, в которых записывалось кому, где и за какую службу даны земли. Приказ регистрировал переход земельных владений от одного лица к другому. Он являлся высшей инстанцией по разрешению спорных дел о земле. В архиве приказа сосредоточивались дела и документы писцовых описаний. Писцовые описания в условиях феодального государства являлись делом большой государственной важности, поэтому руководство ими находилось в руках представителей господствующего класса - феодалов-крепостников. Поместный приказ имел дьяков и подьячих, которые специально занимались писцовыми описаниями. Значение поземельно-учетных мероприятий при писцовых описаниях того времени подчеркнул еще Иван IV в своем послании 1551 г. Собору (Стоглавому): “приговорил есми писцов послати во всю свою землю писати и сметити... ” (следует перечисление всех видов земель того времени: государственных, боярских, церковных и т. п.) - “что кому дано... и яз ведаю, чем кого пожаловати и кто с чего служит... и мерити пашенная земля и не пашенная, и луги и лес, и всякие угодья смечати и писати... ” На местах описания производились писцовыми партиями, которые назначались. Поместным приказом. Они состояли из старшего писца - дьяка и его помощников - подьячих. Местный воевода прикомандировал в распоряжение партии отряд стрельцов в количестве 5-15 человек. Писцовые партии начинали работу, как правило, с описания городских земель. Затем они переходили к описанию других земельных владений. Писцы, проводя описание, проверяли законность владения землей. Для этого они имели выписки из земельных книг Поместного приказа, в которых было сказано, кто, в каком количестве и на каком основании владеет землей. В необходимых случаях писцы прибегали к помощи свидетелей из местных людей. Сверяя фактическое владение с данными выписок и показаниями свидетелей, писцы устанавливали, вся ли земля находится у владельца на законном основании. Земли, находящиеся в незаконном владении, отбирались в казну. Писцы устанавливали границу каждого земельного владения и описывали ее по постоянным признакам и т. п. В необходимых случаях ставились столбы, копались ямы, в которые закладывались различные предметы (камни, кости и пр.). При описании населения писцы должны были получить от владельцев сообщения - “сказки”, сколько у них крестьян. Но они обязаны были проверить достоверность сведений, которые давали владельцы. Учет крестьян при писцовых описаниях имел важное значение. В писцовых наказах XVI-XVII вв. (инструкциях, как проводить писцовые описания) содержалось требование подробно описать население и его занятия. Писцы строго выполняли это указание. В XVII веке единицей обложения была, как и в предыдущем столетии, соха - количество земли. Она различалась в зависимости от того, кому принадлежали описываемые земли. Были сохи монастырские (на монастырских землях), поместные, черносошные и т. д. В сохах для привилегированных видов землевладения земли насчитывали больше, чем в сохах при описании земель черносошных крестьян. Таким образом, черносошные земли облагались гораздо большим налогом, чем земли вотчинные и поместные. Однако в половине XVII века посошное обложение заменено обложением по “живущей четверти” - с учетом находящихся на облагаемой земле крестьянских дворов. Размер сох колебался также в зависимости от качества почв. Техника измерения земель при писцовых описаниях была проста. В то время угломерных инструментов еще не существовало. Линии измерялись веревкой (“мерной вервью”). Долгое время пашня определялась по количеству четвертей высеваемых семян, сенокосы - копнами собранного сена, лес - верстами. Участки земли для подсчета площади разбивались на элементарные фигуры: прямоугольники, треугольники, трапеции. В то время имелись для вычисления формулы, но не вполне точные. Ошибка при вычислении достигала 3-5% от площади определяемого участка. Результаты измерений отмечались в писцовых книгах. Схематические чертежи стали составлять лишь в 1680-1690-х годах. Писцовые описания имели большое значение, они являлись в руках государства важным средством для учета земель и населения, для регулирования земельных отношений. Вместе с тем они сыграли большую роль в развитии и закреплении крепостничества. При исках о беглых крестьянах, например, помещики предъявляли писцовые документы, которые рассматривались как бесспорное доказательство. По указу 1597 г., если крестьяне были записаны за владельцем в писцовых книгах 1592 г., владение признавалось бесспорным. И в дальнейшем, в XVII веке, писцовые описания и документы имели значение бесспорного доказательства. Писцовые описания имели классовый характер, они способствовали укреплению и развитию феодально-крепостнических отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|