Как можно заработать на жизнь
Специалисты по трудоустройству предлагают несколько способов немного разбогатеть. Поворотливым. Самая популярная профессия среди тех, что не требует особенных навыков, — распространение товаров. Таким образом продают посуду, дешевую бытовую технику, косметику, чай для похудения, тот же самый «Гербалайф». Распространители пристают к прохожим на ули-
1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997. — С. 18 — 20. 1 См.: ДобсонДж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши эпросы. - М., 1993. - С. 292-293. цах, заходят в учреждения и буквально навязывают всем свою продукцию. Заработок зависит от объема проданного или от того, сколько дополнительно человек вы можете привлечь к этой работе. Комиссионные обычно составляют 5—10%. Одним из самых прибыльных товаров признана жевательная резинка. Ленивым. Можно посоветовать работу на «домашнем телефоне». Для этого нужно весь день сидеть дома и отвечать на звонки. Обычно подобными услугами пользуются фирмы, которые не имеют собственного офиса или для работы им нужно много телефонных линий, например конторы по торговле недвижимостью. Минимальная цена за такие услуги — 1500 руб. Людям без комплексов. Попытать счастья можно в прислуге. Девушки готовы мыть окна, полы или просто убираться в квартире. Стоит это везде по-разному: например, в Курске— 100—200 руб. Творческим. Можно писать рефераты, курсовые, диссертации и даже любовные романы. Последнее особенно выгодно. Стоит каждое произведение от 200 до 2000 долл. Консерваторам. Собирание бутылок занимает одно из первых мест среди способов заработать. Во-первых, свободный график. Во-вторых, на воздухе. А в-третьих, одна пивная бутылка стоит целый рубль. В день, если не лениться, можно собрать около ста бутылок.
Новаторам. В последнее время многие фирмы уже «доросли» до рекламы своих товаров «людьми-бутербродами». Выглядит это так: человек надевает на шею плакат и ходит с ним по городу. За месяц реально получить 1800 руб. В периоды выборов открываются дополнительные возможности. За 100—150 руб. в день можно ходить агитировать за кандидата и собирать подписи в его поддержку. А можно стать участником «фокус-группы» и примерно за те же деньги поделиться с социологами своим отношением к происходящему. Натуралистам. Некоторые живут разведением породистых собак. Правда, это занятие отнимает очень много сил и времени. А главное — плохо влияет на экологию в квартире. Но зато цена породистого щенка иногда приравнивается к стоимости новой иномарки. Помимо кошек, собак и прочих традиционных животных разводят перепелок, голубей и т.д. Источник: Кактурская М. Как заработать на хлеб с маслом // Аргументы и факты. — 1999. — №40.— С. 17. Работа и мотивация Труд подростков характеризуется тем, что они — единственная возрастная категория населения, выходящая на рынок без какой-либо профессиональной подготовки. Хотя их родителям хочется думать, что их дети идут работать, чтобы помимо всего прочего приобрести трудовые навыки, приучиться к самостоятельности, ни о чем подобном они сами не думают. Еще одна уникальная черта этого возраста в том, что они идут работать, не стремясь научиться работать. Если подобное стремление и есть, то оно присуще менее 10 % молодых людей. Подростки сейчас работают, чтобы затем тратить свои собственные деньги и не тратить сред- ства из семейного бюджета. Клянчить деньги у родителей становится унизительным, а позже — непрестижным. В книге «Когда подростки работают» (1986) Элен Гринберг и Лоуренс Стейнберг обнаружили тот же самый мотив у американских подростков. Но США — страна гораздо более богатая. Преобладающая часть работающих подростков — люди скорее состоятельные, чем бедные. Но в России родители американских сверстников живут намного беднее. Почему же подростки не стремятся стать дополнительными кормильцами? Как вы думаете? Не повлияло ли на их мотивацию школьное образование? Или такими их сделало недостаточное образование?
Далеко не все рабочие места доступны подросткам. Раньше родители стремились устроить их у себя на работе. Чаще всего так поступала интеллигенция. Поэтому школьник в научной экспедиции или лаборатории в летние каникулы — совсем не редкость. Но сегодня эта практика резко сократилась. Эти низкооплачиваемые рабочие места людей не привлекают. Подростки ищут хорошо оплачиваемые и доступные им по образованию и по физическим способностям рабочие места. Обычно они неквалифицированные и малоквалифицированные. Даже если бы дети решили чему-то на них научиться, они не смогли бы этого сделать. Подросток мало что почерпнет, очищая ветровые стекла машин или продавая газеты. Зависимость между квалификацией рабочих мест и предложением подростковой рабочей силы можно выразить графически (рис. 11). Школьники реже устраиваются на рабочие места, где они могли бы применить знания и навыки, полученные в школе, такие как чтение, письмо и арифметика, которые пригодятся подростку в дальнейшем. Они идут работать туда, где больше платят и требуются в основном физические качества (быстро двигаться, работать руками, использовать свой голос). Высокая квалификация Средняя квалификация О
Численность занятых подростков Рис. 11. Уровень квалификации рабочих мест и предложения ч подростковой рабочей силы Интересно, что, повзрослев и выйдя на рынок труда, молодые люди стремятся теперь уже найти такие рабочие места, которые соответствуют полученным в школе или колледже знаниям. Подростков иногда обвиняют в безответственности и лени. Родители недовольны тем, что дети часто пролеживают диван, не помогают по хозяйству, ничего не делают, пропадают вечерами, днем спят и сидят дома, глядя все подряд по телевизору.
Большинство подростков не любят помогать родителям в уборке по дому и вокруг него, но с охотой трудятся на рабочих местах вне дома. Каждый третий-четвертый ученик старших классов в США где-нибудь подрабатывает в свободное от учебы время. Число работающих старшеклассников постоянно растет. С благословения общества американская молодежь начинает трудиться довольно рано. Из числа старшеклассников 1/3 юношей и 1/4 девушек работают по меньшей мере 20 ч в неделю1. Не отстают от них и российские подростки. На первую половину 90-х годов пришелся бум детских подработок. Самым распространенным видом детских подработок было мытье автомашин. Однако подработки пришли в противоречие с учебой. Как показывают исследования, многие подростки чересчур много времени посвящают работе и недостаточно — учебе. Некоторые и вовсе бросили учебу в школе. Их прозвали «дети улицы». В Москве можно видеть, как 16-летний подросток зарабатывает по 150 долл. в неделю и тратит их на такси, билеты на рок-концерты, одежду, кассеты или компакт-диски. Могут ли такие статьи расходов подготовить молодых людей к самостоятельной взрослой жизни? Проблема заключается еще и в том, что «левые» заработки подростков часто превышали основной заработок родителей, особенно если родители работают на государственных предприятиях. Замечено, что у подрабатывающих школьников меняются взаимоотношения с окружающими. На одноклассников, не занятых трудом, они поглядывают свысока. Часто они становятся лидерами и заводилами. Правда, не всегда добрых дел. Наблюдается рост правонарушений, которые совершают в школе подростки, работающие длительное время. У них ослабевает желание получать образование. Работа увеличивает вероятность недосыпания, неправильного питания, отсутствия времени для занятий и отдыха. Все это способствует появлению у части подростков проблем с поведением: они могут начать курить, употреблять алкоголь и наркотики, попадать в неприятные ситуации с полицией, совершать правонарушения, ссориться с родителями. Наличие карманных денег при-
1 См.: Раис Ф, Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 28.
тупляет самоконтроль. Они заставляют думать подростка: «Теперь мне многое позволено». Работа может тормозить учебу. Обследование подростков показало, что по мере того, как они все больше втягивались в подработки, успехи в школе снижались, а количество фактов правонарушений и употребления наркотиков возрастало. Они больше дерзили родителям, что называется, отбивались от рук. Работающие подростки (особенно те из них, кто трудится более 20 ч в неделю) менее расположены к изучению наук. Поскольку они живут в семьях победнее, им приходится начинать работать раньше сверстников. Материальная причина главная, но не единственная, вынуждающая подростков трудиться. Нередко они начинают прирабатывать потому, что им надоело постоянное ворчание родителей: сидишь у нас на шее, ничего не делаешь, хоть бы работать пошел. В 90-е годы наше общество вступило в трудную пору своего развития, когда кризис в экономике привел к ухудшению материального положения многих семей. Цены выросли, а зарплата уменьшилась. Обуть, одеть и прокормить детей стало гораздо сложнее, чем раньше. Трудовая помощь детей была как никогда кстати. Одни родители прямо подталкивали детей к самостоятельному труду, другие не возражали. О последствиях мало кто задумывался. В те годы предпринимательство открывало перед молодежью широкие возможности заниматься бизнесом. Поток зарубежных товаров, прежде невиданных, разжег в людях желание купить что-то импортное. Таким образом, стремление к подработкам стимулировалось также расширением потребительского спроса. Молодым захотелось приодеться, со вкусом отдохнуть, купить иномарку или фирменную видеотехнику. Ради этого, как казалось, можно поступиться многим: поработать в торговом киоске, перепродать валюту... Но времена изменились. Во второй половине 90-х годов закончился кризис образования. Молодежь вновь потянулась в университеты и колледжи, где конкурс сразу же заметно вырос. Не только родители, но и подростки все яснее стали осознавать: без хорошего образования нельзя сделать хорошей карьеры в бизнесе. Так и останешься в киоске всю жизнь торчать — на подхвате у других. Трудные подростки Трудными принято называть подростков, которые совершают правонарушения, грубят старшим, не соблюдают моральные нормы. Они бьют стекла и воруют из магазинов и палаток, дерутся до переломанных носов и ног, угоняют машины, чтобы покататься, и звонят в школу перед трудной контрольной, сообщая о подло-
женной бомбе, прячут младших сестер и братьев от собственных родителей, а потом требуют выкупа, торгуют наркотиками и выдирают страницы из библиотечных книг. Порой делают это спокойно и вполне осознанно, поскольку уверены в своей ловкости и безнаказанности. Газет они не читают и законов не чтят. Ученые считают, что трудные дети чаще всего происходят либо из неполных, либо из неблагополучных семей. В 90-е годы в России продолжался рост числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, использующих в корыстных интересах своих детей, проявляющих жестокое к ним отношение. Увеличивалось количество разводов, из-за чего ежегодно 0,5 млн детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Обостряется проблема социального сиротства — интенсивный рост числа детей-сирот при живых родителях: в 1994 г. их было выявлено 81 тыс. (в 1991 г. — 59 тыс., в 1993 г. — 67 тыс.). С 1990 по 1994 г. число детей и подростков, стоящих на учете в милиции, нигде не учащихся и не работающих, возросло в 2,8 раза. У 46% несовершеннолетних, попавших в 1994 г. в приемники-распределители, есть оба родителя, у 38 % — хотя бы один, и только у 16% нет родителей. За четыре года (1991 — 1994) количество детей и подростков, стоящих на учете в комнате милиции, которые нигде не учатся и не работают, возросло почти в 3 раза. Обманные уловки учащихся Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7—12 -х классов и студентов колледжей опрос, посвященный проблемам нечестного поведения учащихся. 64% учеников 7—8-х классов, 77% учеников 9— 12-х классов и 39% студентов колледжей подтвердили, что обман является серьезной проблемой учебного процесса. Чем старше были респонденты, тем глубже и осмысленнее были их ответы на вопрос, в чем же заключается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списывание, исправление отметок в дневниках и журналах — ясно осознавались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большинство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и могли беззастенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные. Причины, вынуждающие подростков вести себя нечестно, в общем распадаются на три группы: педагоги, характер учебного процесса и сами учащиеся. Ученики жаловались на преподавателей: скучны, грубы, невнимательны, не помогают ученикам, не умеют доходчиво объяснять материал или предъявляют завышенные требования. К недостаткам учебного процесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обширный материал, проведение зачетов по темам, недостаточно проработанным в классе. Среди личных проблем отмечались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополнительного заработка или участия в спортивных соревнованиях. Когда спрашивали, как можно предупредить обман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о строгом надзоре учителя, о специальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению учащихся, сделать классы малочисленнее; можно брать с учеников расписки о том, что они обязуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман. В другом исследовании проводился сравнительный, анализ, как часто прибегали к обманам ученики, обучавшиеся в 1969,1979 и 1989 гг. Учащихся попросили припомнить, сколько раз они обманывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, каково было наказание, если обман открывался; верили ли им учителя; признавались ли они в своем бесчестном поведении. Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего прибегали к разнообразным уловкам на уроках математики и прочих точных наук. Среди других причин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстрировать честность. Во время исследования было выявлено несколько любопытных моментов. Некоторые ученики рассматривали обман как жизненную необходимость, они воспринимали его как саморекламу и считали, что без этого в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обманы во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители поддерживали мнение детей, что школьные правила можно обойти, и даже иногда помогали им в этом. Источник: РаисФ. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. — С. 418. Глава 10. МОЛОДЕЖЬ * Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. • На стадии полового созревания вщшаш1елтодростка^вн.овь_сог; средоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Однов^1е^енно^|ю^мируется сильная потребность в независимости и оригинальности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развивается способность к рассуждению и связыванию абстрактных понятий. «До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либолх>ч-ные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профессию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весьма-смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей. Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, Длящаяся с 15 До 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности ц интересы. Он вына^пщает^Желикие планы,.связанные ^выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками, и быстро достичь поставленных целей. •» Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходят только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть. Юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичности и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных социальных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают. * Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрез По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую стадию личностного и сексуального развития граждан современных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадлежащие в основном к состоятельным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешествовать, приобрести сексуальный, политический и религиозный опыт. Значение этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обучения будет, по-видимому, возрастать. * Юность завершает активный период социализации. К юношам Ролевое бесправие * Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни.*Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д.!? А тинэйджеры экономи-чески несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений.*Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. «Они — лишь потребители-^ Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.-*' В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры^ бросают школу^ в результате-чего_ нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18 -летних в 3 раза выше, чем среди взрослых. Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество тинэйджеров — не что иное, как «ь/т/сг/иьоос/шх^Возможно, что та же самая при- ^ чина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, следовательно, и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми. ' ' Современная молддежьт-не-бмотря-надостаточножороткий срок I молодости, разбивается на,.несколько поколений. Она уже не вы- ступает, как прежде, единым поколением, противостоящим стар- шим. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколь- . ко поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения неадекватны нормам и ценностям другого. В свою очередь, возрастающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение технического прогресса, в частности выпуск все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т. п. » Молодежь ругали во все исторические эпохи. Как только появилась письменность у древних египтян, сразу же в числе чуть не первых памятников человеческой мысли до нас дошли фрагменты, прежде всего наставления молодежи, где слышатся не только сетования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4 — 5 тысячелетий назад. Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удивлением обнаружите, как 5000 лет назад старики ворчали на молодежь. Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470 — 399 гг. до н.э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...» Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII в. до н.э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего народа, когда он так зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений». Прошло три тысячи лет, но уже современная литература, созданная в XIX в., наполнена сетованиями о непослушной и распущенной молодежи. У. Бертон в 1863 г. писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух...»1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|