Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как можно заработать на жизнь




Специалисты по трудоустройству предлагают несколько способов не­много разбогатеть.

Поворотливым. Самая популярная профессия среди тех, что не тре­бует особенных навыков, — распространение товаров. Таким образом про­дают посуду, дешевую бытовую технику, косметику, чай для похудения, тот же самый «Гербалайф». Распространители пристают к прохожим на ули-


 


1 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при­кладной аспект. — М., 1997. — С. 18 — 20.


1 См.: ДобсонДж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши

эпросы. - М., 1993. - С. 292-293.


цах, заходят в учреждения и буквально навязывают всем свою продукцию. Заработок зависит от объема проданного или от того, сколько дополни­тельно человек вы можете привлечь к этой работе. Комиссионные обычно составляют 5—10%. Одним из самых прибыльных товаров признана жева­тельная резинка.

Ленивым. Можно посоветовать работу на «домашнем телефоне». Для этого нужно весь день сидеть дома и отвечать на звонки. Обычно подобны­ми услугами пользуются фирмы, которые не имеют собственного офиса или для работы им нужно много телефонных линий, например конторы по торговле недвижимостью. Минимальная цена за такие услуги — 1500 руб.

Людям без комплексов. Попытать счастья можно в прислуге. Девушки готовы мыть окна, полы или просто убираться в квартире. Стоит это везде по-разному: например, в Курске— 100—200 руб.

Творческим. Можно писать рефераты, курсовые, диссертации и даже любовные романы. Последнее особенно выгодно. Стоит каждое произве­дение от 200 до 2000 долл.

Консерваторам. Собирание бутылок занимает одно из первых мест среди способов заработать. Во-первых, свободный график. Во-вторых, на воздухе. А в-третьих, одна пивная бутылка стоит целый рубль. В день, если не лениться, можно собрать около ста бутылок.

Новаторам. В последнее время многие фирмы уже «доросли» до рек­ламы своих товаров «людьми-бутербродами». Выглядит это так: человек надевает на шею плакат и ходит с ним по городу. За месяц реально полу­чить 1800 руб. В периоды выборов открываются дополнительные возмож­ности. За 100—150 руб. в день можно ходить агитировать за кандидата и собирать подписи в его поддержку. А можно стать участником «фокус-груп­пы» и примерно за те же деньги поделиться с социологами своим отноше­нием к происходящему.

Натуралистам. Некоторые живут разведением породистых собак. Прав­да, это занятие отнимает очень много сил и времени. А главное — плохо влияет на экологию в квартире. Но зато цена породистого щенка иногда приравнивается к стоимости новой иномарки. Помимо кошек, собак и про­чих традиционных животных разводят перепелок, голубей и т.д.

Источник: Кактурская М. Как заработать на хлеб с маслом // Аргументы и факты. — 1999. — №40.— С. 17.

Работа и мотивация

Труд подростков характеризуется тем, что они — единствен­ная возрастная категория населения, выходящая на рынок без ка­кой-либо профессиональной подготовки. Хотя их родителям хо­чется думать, что их дети идут работать, чтобы помимо всего про­чего приобрести трудовые навыки, приучиться к самостоятельно­сти, ни о чем подобном они сами не думают. Еще одна уникаль­ная черта этого возраста в том, что они идут работать, не стре­мясь научиться работать. Если подобное стремление и есть, то оно присуще менее 10 % молодых людей. Подростки сейчас работают, чтобы затем тратить свои собственные деньги и не тратить сред-


ства из семейного бюджета. Клянчить деньги у родителей стано­вится унизительным, а позже — непрестижным.

В книге «Когда подростки работают» (1986) Элен Гринберг и Лоуренс Стейнберг обнаружили тот же самый мотив у американ­ских подростков. Но США — страна гораздо более богатая. Преоб­ладающая часть работающих подростков — люди скорее состоя­тельные, чем бедные. Но в России родители американских сверст­ников живут намного беднее. Почему же подростки не стремятся стать дополнительными кормильцами? Как вы думаете? Не по­влияло ли на их мотивацию школьное образование? Или такими их сделало недостаточное образование?

Далеко не все рабочие места доступны подросткам. Раньше ро­дители стремились устроить их у себя на работе. Чаще всего так поступала интеллигенция. Поэтому школьник в научной экспеди­ции или лаборатории в летние каникулы — совсем не редкость. Но сегодня эта практика резко сократилась. Эти низкооплачивае­мые рабочие места людей не привлекают. Подростки ищут хоро­шо оплачиваемые и доступные им по образованию и по физиче­ским способностям рабочие места. Обычно они неквалифициро­ванные и малоквалифицированные. Даже если бы дети решили чему-то на них научиться, они не смогли бы этого сделать. Подро­сток мало что почерпнет, очищая ветровые стекла машин или продавая газеты.

Зависимость между квалификацией рабочих мест и предложе­нием подростковой рабочей силы можно выразить графически (рис. 11).

Школьники реже устраиваются на рабочие места, где они мог­ли бы применить знания и навыки, полученные в школе, такие как чтение, письмо и арифметика, которые пригодятся подрост­ку в дальнейшем. Они идут работать туда, где больше платят и требуются в основном физические качества (быстро двигаться, работать руками, использовать свой голос).

Высокая квалификация

Средняя квалификация

О

Неквалифицированные

Численность занятых подростков

Рис. 11. Уровень квалификации рабочих мест и предложения ч подростковой рабочей силы


Интересно, что, повзрослев и выйдя на рынок труда, молодые люди стремятся теперь уже найти такие рабочие места, которые соответствуют полученным в школе или колледже знаниям.

Подростков иногда обвиняют в безответственности и лени. Ро­дители недовольны тем, что дети часто пролеживают диван, не помогают по хозяйству, ничего не делают, пропадают вечерами, днем спят и сидят дома, глядя все подряд по телевизору.

Большинство подростков не любят помогать родителям в убор­ке по дому и вокруг него, но с охотой трудятся на рабочих местах вне дома. Каждый третий-четвертый ученик старших классов в США где-нибудь подрабатывает в свободное от учебы время. Чис­ло работающих старшеклассников постоянно растет. С благослове­ния общества американская молодежь начинает трудиться довольно рано. Из числа старшеклассников 1/3 юношей и 1/4 девушек рабо­тают по меньшей мере 20 ч в неделю1.

Не отстают от них и российские подростки. На первую полови­ну 90-х годов пришелся бум детских подработок. Самым распро­страненным видом детских подработок было мытье автомашин. Однако подработки пришли в противоречие с учебой. Как пока­зывают исследования, многие подростки чересчур много времени посвящают работе и недостаточно — учебе. Некоторые и вовсе бросили учебу в школе. Их прозвали «дети улицы».

В Москве можно видеть, как 16-летний подросток зарабатыва­ет по 150 долл. в неделю и тратит их на такси, билеты на рок-концерты, одежду, кассеты или компакт-диски. Могут ли такие статьи расходов подготовить молодых людей к самостоятельной взрослой жизни?

Проблема заключается еще и в том, что «левые» заработки подростков часто превышали основной заработок родителей, осо­бенно если родители работают на государственных предприятиях.

Замечено, что у подрабатывающих школьников меняются вза­имоотношения с окружающими. На одноклассников, не занятых трудом, они поглядывают свысока. Часто они становятся лидера­ми и заводилами. Правда, не всегда добрых дел. Наблюдается рост правонарушений, которые совершают в школе подростки, рабо­тающие длительное время. У них ослабевает желание получать об­разование.

Работа увеличивает вероятность недосыпания, неправильного питания, отсутствия времени для занятий и отдыха. Все это спо­собствует появлению у части подростков проблем с поведением: они могут начать курить, употреблять алкоголь и наркотики, по­падать в неприятные ситуации с полицией, совершать правонару­шения, ссориться с родителями. Наличие карманных денег при-

1 См.: Раис Ф, Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. - С. 28.


 


тупляет самоконтроль. Они заставляют думать подростка: «Теперь мне многое позволено».

Работа может тормозить учебу. Обследование подростков пока­зало, что по мере того, как они все больше втягивались в подра­ботки, успехи в школе снижались, а количество фактов правона­рушений и употребления наркотиков возрастало. Они больше дер­зили родителям, что называется, отбивались от рук. Работающие подростки (особенно те из них, кто трудится более 20 ч в неде­лю) менее расположены к изучению наук. Поскольку они живут в семьях победнее, им приходится начинать работать раньше сверст­ников.

Материальная причина главная, но не единственная, вынуж­дающая подростков трудиться. Нередко они начинают прирабаты­вать потому, что им надоело постоянное ворчание родителей: си­дишь у нас на шее, ничего не делаешь, хоть бы работать пошел.

В 90-е годы наше общество вступило в трудную пору своего развития, когда кризис в экономике привел к ухудшению мате­риального положения многих семей. Цены выросли, а зарплата уменьшилась. Обуть, одеть и прокормить детей стало гораздо слож­нее, чем раньше. Трудовая помощь детей была как никогда кстати. Одни родители прямо подталкивали детей к самостоятельному тру­ду, другие не возражали. О последствиях мало кто задумывался.

В те годы предпринимательство открывало перед молодежью широкие возможности заниматься бизнесом. Поток зарубежных товаров, прежде невиданных, разжег в людях желание купить что-то импортное. Таким образом, стремление к подработкам стиму­лировалось также расширением потребительского спроса. Моло­дым захотелось приодеться, со вкусом отдохнуть, купить иномар­ку или фирменную видеотехнику. Ради этого, как казалось, мож­но поступиться многим: поработать в торговом киоске, перепро­дать валюту...

Но времена изменились. Во второй половине 90-х годов закон­чился кризис образования. Молодежь вновь потянулась в универ­ситеты и колледжи, где конкурс сразу же заметно вырос. Не толь­ко родители, но и подростки все яснее стали осознавать: без хо­рошего образования нельзя сделать хорошей карьеры в бизнесе. Так и останешься в киоске всю жизнь торчать — на подхвате у других.

Трудные подростки

Трудными принято называть подростков, которые совершают правонарушения, грубят старшим, не соблюдают моральные нор­мы. Они бьют стекла и воруют из магазинов и палаток, дерутся до переломанных носов и ног, угоняют машины, чтобы покататься, и звонят в школу перед трудной контрольной, сообщая о подло-


женной бомбе, прячут младших сестер и братьев от собственных родителей, а потом требуют выкупа, торгуют наркотиками и вы­дирают страницы из библиотечных книг. Порой делают это спо­койно и вполне осознанно, поскольку уверены в своей ловкости и безнаказанности. Газет они не читают и законов не чтят.

Ученые считают, что трудные дети чаще всего происходят либо из неполных, либо из неблагополучных семей.

В 90-е годы в России продолжался рост числа родителей, веду­щих асоциальный образ жизни, использующих в корыстных инте­ресах своих детей, проявляющих жестокое к ним отношение. Уве­личивалось количество разводов, из-за чего ежегодно 0,5 млн де­тей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Обо­стряется проблема социального сиротства — интенсивный рост числа детей-сирот при живых родителях: в 1994 г. их было выявле­но 81 тыс. (в 1991 г. — 59 тыс., в 1993 г. — 67 тыс.).

С 1990 по 1994 г. число детей и подростков, стоящих на учете в милиции, нигде не учащихся и не работающих, возросло в 2,8 раза. У 46% несовершеннолетних, попавших в 1994 г. в приемни­ки-распределители, есть оба родителя, у 38 % — хотя бы один, и только у 16% нет родителей.

За четыре года (1991 — 1994) количество детей и подростков, стоящих на учете в комнате милиции, которые нигде не учатся и не работают, возросло почти в 3 раза.

Обманные уловки учащихся

Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7—12 -х классов и студентов колледжей опрос, посвященный проблемам нечестно­го поведения учащихся. 64% учеников 7—8-х классов, 77% учеников 9— 12-х классов и 39% студентов колледжей подтвердили, что обман являет­ся серьезной проблемой учебного процесса. Чем старше были респонден­ты, тем глубже и осмысленнее были их ответы на вопрос, в чем же заклю­чается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списывание, исправление отметок в дневниках и журналах — ясно осозна­вались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большинство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и могли без­застенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные.

Причины, вынуждающие подростков вести себя нечестно, в общем рас­падаются на три группы: педагоги, характер учебного процесса и сами уча­щиеся. Ученики жаловались на преподавателей: скучны, грубы, невнима­тельны, не помогают ученикам, не умеют доходчиво объяснять материал или предъявляют завышенные требования. К недостаткам учебного про­цесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обшир­ный материал, проведение зачетов по темам, недостаточно проработан­ным в классе. Среди личных проблем отмечались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополни­тельного заработка или участия в спортивных соревнованиях.


Когда спрашивали, как можно предупредить обман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о строгом надзоре учителя, о спе­циальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению уча­щихся, сделать классы малочисленнее; можно брать с учеников расписки о том, что они обязуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман.

В другом исследовании проводился сравнительный, анализ, как часто прибегали к обманам ученики, обучавшиеся в 1969,1979 и 1989 гг. Учащих­ся попросили припомнить, сколько раз они обманывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, ка­ково было наказание, если обман открывался; верили ли им учителя; при­знавались ли они в своем бесчестном поведении.

Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего прибегали к разнообразным уловкам на уроках мате­матики и прочих точных наук. Среди других причин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстрировать честность. Во время исследования было выявлено несколько любопытных моментов. Некоторые ученики рассматривали обман как жизненную необ­ходимость, они воспринимали его как саморекламу и считали, что без это­го в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обманы во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители поддерживали мнение детей, что школьные правила можно обой­ти, и даже иногда помогали им в этом.

Источник: РаисФ. Психология подростково­го и юношеского возраста. — СПб., 2000. — С. 418.

Глава 10. МОЛОДЕЖЬ

* Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; ей свойственно чувство психологической независимо­сти, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. •

На стадии полового созревания вщшаш1елтодростка^вн.овь_сог; средоточивается на своей собственной особе и потребностях соб­ственного «Я». Однов^1е^енно^|ю^мируется сильная потребность в независимости и оригинальности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развивается способность к рас­суждению и связыванию абстрактных понятий.

«До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либолх>ч-ные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профессию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весьма-смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и ум­ственных способностей.

Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, Длящаяся с 15 До 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В


этот период человек осознает свои потребности, способности ц интересы. Он вына^пщает^Желикие планы,.связанные ^выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками, и быстро до­стичь поставленных целей. •»

Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни прихо­дят только с годами, а молодости свойственны завышенные при­тязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть.

Юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей иден­тичности и связанного с ней места в жизни, преодоление много­численных социальных препятствий — это те обычные и распро­страненные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заве­дение, невозможность устроиться на интересную и хорошо опла­чиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соот­ветствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

* Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрез­
вычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной цен­
ностью этап жизненного пути. Будут юношеские годы счастливы­
ми и творческими или же останутся в памяти как заполненные
мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой — во многом
зависит от атмосферы, царящей в школе, от собственных отно­
шений с учителями.»

По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую стадию личностного и сексуального развития граждан со­временных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадле­жащие в основном к состоятельным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешествовать, приобрести сек­суальный, политический и религиозный опыт. Значение этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обуче­ния будет, по-видимому, возрастать.

* Юность завершает активный период социализации. К юношам
обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до
19 лет. Их еще называют тинэйджерами. В этом возрасте происхо­
дят важные физиологические изменения (одно из них — наступ­
ление половой зрелости), которые влекут за собой определенные
психологические сдвиги: появляются влечение к противополож­
ному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, прояв­
ляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить
степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимос­
ти и самостоятельности. Пожалуй, это самый сложный период в
развитии человека. *


Ролевое бесправие

* Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Со­циальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовмес­тимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и пра­вовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни.*Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законо­датели, потребители, защитники и т.д.!? А тинэйджеры экономи-чески несамостоятельны, они все еще требуют социальной защи­ты и не выступают участниками правоотношений.*Их ролевой ди­апазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, рас­порядителями, производителями, законодателями. «Они — лишь потребители-^ Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйдже­ры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заклю­чается исходное противоречие.-*'

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйд­жеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры стал­киваются с такими глобальными мировоззренческими и нравствен­ными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недо­статок жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо боль­ше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но глав­ное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их послед­ствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, по­ловая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйдже­ры^ бросают школу^ в результате-чего_ нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывает­ся на экономическом положении, подростки и юноши оказывают­ся в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18 -летних в 3 раза выше, чем среди взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупот­ребление алкоголем и лихачество тинэйджеров — не что иное, как «ь/т/сг/иьоос/шх^Возможно, что та же самая при-

^

чина побуждает многих бросать школу. Статус школьника счита­ется «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, следовательно, и признанию в группе сверстников. Ти­нэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают счи­тать детьми.

' ' Современная молддежьт-не-бмотря-надостаточножороткий срок

I молодости, разбивается на,.несколько поколений. Она уже не вы-

ступает, как прежде, единым поколением, противостоящим стар-

шим. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколь-

.


ко поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, покло­няющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы по­ведения и ценности одного поколения неадекватны нормам и цен­ностям другого.

В свою очередь, возрастающее число поколений внутри моло­дежи стимулируют ускорение технического прогресса, в частно­сти выпуск все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т. п. »

Молодежь ругали во все исторические эпохи. Как только по­явилась письменность у древних египтян, сразу же в числе чуть не первых памятников человеческой мысли до нас дошли фрагмен­ты, прежде всего наставления молодежи, где слышатся не только сетования, но и открытое недовольство молодежью: мол, не та она, что в прежние времена. И это говорилось 4 — 5 тысячелетий назад.

Если вы заглянете в древнеегипетские манускрипты, то с удив­лением обнаружите, как 5000 лет назад старики ворчали на моло­дежь.

Самый мудрый из древних греков — философ Сократ (470 — 399 гг. до н.э.) — весьма недружелюбно отзывался о молодежи: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие мане­ры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетни­чают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмеши­ваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорли­вы и тиранят учителей...»

Недоволен молодыми был и великий поэт древности Гесиод, живший в VIII в. до н.э.: «Я не питаю особых надежд по поводу будущего вашего народа, когда он так зависим от легкомыслен­ной молодежи, поскольку вся ваша молодежь безрассудна сверх всякой меры... Когда я был мальчиком, нас учили почитать и ува­жать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».

Прошло три тысячи лет, но уже современная литература, со­зданная в XIX в., наполнена сетованиями о непослушной и рас­пущенной молодежи. У. Бертон в 1863 г. писал: «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокор­ный, возмутительно жестокий дух...»1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...