Молодежная субкультура: социально-экономические причины зарождения
•* Перед^ молодыми людьми в сложный период перехода из детства ^_о_взрослость_ЕОзликает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жиз1^ш1Ь1Й_опыт взрослых. Им необходима группа сверстнике^ кртор^е^^ш^в^юхся с теми же самыми проблемами, имеют-гакие же ценности II идеалы. Этот период неопределенности возникает^ потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности и вступаетТю взрослость — период максимальной ответственности/Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. Среди социальных причин возникновения молодежной субкультуры -на Западе обычно называют две ведущие: 1) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной 2) появление новых средств записи и распространения музы Молодежь и молодежная культура — явления сравнительно новые. Молодежная субкультура появилась в Америке и Западной Европе приблизительно в 50-е годы, а в России — в 50 — 60-е. Раньше о молодежной субкультуре и тинэйджерах как о самостоятельном явлении не говорили. Еще в 40-е годы юноши покупали те же самые вещи, что и их старшие сограждане, танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически так же. В 50-е годы страны Запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расхо-, ды. На это моментально откликнулись предприниматели. Раеши-рилась^сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодежи, объемы производства товаров широкого потребления. В обиход стало входить понятие молодежной моды и т.п.
Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 50-х годов в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и современных панков. В 60-е годы Америку захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 70-е годы Германию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка. ч 50-е годы на Западе — это период экономического подъема, роста материального уровня жизни населения, укрепления позиций среднего класса, расширения вакансий для молодых на рынке труда. Тогда произошли серьезные подвижки в социальной структуре западного общества: на историческую сцену выходит новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. В карманах молодых людей появились деньги, которые они могли спокойно тратить на путешествия, досуг, культурный отдых. Многие потянулись к высшему образованию. А это означает более позднее обзаведение семьей и повышение тре^ований_к_качеству досуга. Перемены были разительными: одщ раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все^Го коп&й^и^тдать^семейньш бюджет, то теперь онй^"значительную частГостащшди на.личную жизнь. Прод«>шше^шость^ предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодежи. Возникают такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движения, молодежная субкультура. Еще в 30-е годы наметился подъем в отраслях грамзаписи, производства фильмов и т.п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодежи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г., изменившая политическое лицо и структуру мира;^
Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на шоу-бизнес. К тому времени взрослый рынок развлечений достиг насыщения, зато открывались широкие перспективы на молодежном рынке благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан. На молодежь переориентировалась индустрия моды, годовой оборот которой достигает фантастических размеров — 25 млрд долл. Ускорение технического прогресса — еще один фактор появления и утверждения молодежной субкультуры. Если раньше, в традиционном обществе, в течение жизни одного поколения техники менялось несколько поколений людей, то в постиндустриальном обществе на протяжении жизни одного поколения людей сменяется несколько поколений техники. В качестве примера достаточно привести радикальные изменения в компьютеризации, происходящие каждые 5 — 7 лет. А что означают столь радикальные технические изменения в обществе? Оказывается, они влекут за собой не менее радикальные социальные изменения. Каждое новое поколение техники открывает перед человечеством новые возможности, а значит, пробуждает к жизни новые цели, идеалы, ожидания, стили моды и ориентиры. Электрогитара, вытеснившая обычную гитару, явилась не только технологическим изменением. С ней пришла новая эпоха в молодежной субкультуре, носителем которой выступило новое поколение молодых людей. Только в сфере компьютеров за последние 20 лет насчитывается несколько поколений молодых фанатов, разговаривающих на разных языках, верящих в разные цели и жизненные приоритеты, обладающие разными профессиональными и жизненными навыками. Поколение ЭВМщиков совершенно не понимает нынешнее поколение поклонников виртуальной компьютерной реальности.
С ускорением технического прогресса сократились циклы смены технической моды. Только 2 — 3 года держится мода на одно технологическое новшество. Зародившись в центре, в передовых странах, новое веяние благодаря современным средствам коммуникации моментально достигает периферии. Через короткий промежуток времени на смену приходит новое увлечение. За подобной гонкой способна угнаться только молодежь. Да и в самой молодежи, несмотря на достаточно короткий срок молодости (возраст тинэйджеров 13 —19 лет), успело образоваться несколько поколений. Например, появившееся в конце 60-х годов российское движение хиппи к середине^О-х годов разделилось на старую генерацию, систему и пацифистов. В 80-е годы все они именовались системой, в которой вновь стали выделяться поколения, но уже за более короткие промежутки времени — примерно каждые 2 — 4 года. Первое поколение, составившее ядро системы, именовало себя просто хиппи^ второе называется хай-растые (от англ. Нагг — волосы). Нацмену им пришли панки, которых^ заменили металлисты^ а поз^ж^ТТбявилйсь люберы. Каждая - новая волна не только сохраняла прошлые традиции, но и вносила культурные инновации, строила с другими «поколениями» не всегда простые взаимоотношения. Молодежь уже 1те выступает, как прежде, ед^нъш монолитом, протигю^тоягщм^тагдшмужокодению. Внутдэи молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого. В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрастающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п. Когда в середине 50-х годов начался бум молодежной культуры, первыми потребителями продукции массовой культуры вы- ступил рабочий класс. В начале XX в. социальной базой и зрительской аудиторией кинематографа в США служил главным образом рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего класса. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже. Экономически они дольше являлись несамостоятельной категорией: до 21 — 23 лет им приходилось учиться в колледже или университете. Зарабатывать на жизнь и тратить деньги по своему усмотрению молодежь из среднего класса могла в более позднем возрасте. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую самостоятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|