Кризисные точки социализации
На графике, выражающем процесс социализации (см. рис: 13), выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них было сказано. Рассмотрим эти периоды в жизни человека. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы, или способы решения проблемы, уже не действуют, а новые еще не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуа- ция, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно. Кризисная ситуация — это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например от школьной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем больше пауза между двумя периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации. Кризисными, или проблемными, ситуациями в течение жизни являются уход в армию, окончание средней школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и т.д. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность — психологический индикатор социальной проблемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабоченность. Она проявляется в томлении перед неизвестностью, в сильной негативной мотивации. В случае перехода к армейской: службе такая мотивация связана с негативным отношением большинства российского населения к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением.
Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бро-; сившие школу ученики — носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда исправить ничего нельзя: переучиваться или доучиваться во взрослом возрасте, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и;: профессиональное самоопределение юноши. Первая кризисная точка 16—18 лет обозначает такой пе-1 релом в жизни молодого человека, когда старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудо-активным. В традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте в 14 —16 лет, зарабатывая на жизнь самостоятельно. Часто они уже уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая часть денег в помощь родителям. В постиндустриальном обществе, требующем более продолжительного обучения, социальная и экономическая зависимость повзрослевших детей продолжается до 22 — 23 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работают в фирме или на предприятии. Но в том и другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключением являются иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они, как правило, существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки чаще всего идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удовлетворение первичных жизненных потребностей используются деньги, полученные от родителей.
Окончание средней школы связано с негативной мотивацией. Последняя возникает потому, что юноши и девушки не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод привычек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, образ жизни. В школе у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд. Молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, но социально они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, ностальгия по школе и друзьям вызывают всплеск негативной мотивации. Возраст 16 лет — самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда не сталкивают с реальным производством и реальными профессиями. Выпускник школы знает о них понаслышке. Другое дело — человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведен к минимуму.
Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба. Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает профессиональные достижения. В этом возрасте еще можно, но крайне трудно психологически изменить уклад жизни, профессию и место работы. В 45 лет у человека происходит переоценка старых ценностей; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной. Чем больше между ними расхождений, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет. Оказывается, кризисным может быть даже самый благополучный с виду период жизни, выпадающий на середину трудовой деятельности. В стабильном обществе, не знающем экономиче-* ских потрясений, люди в среднем возрасте, как правило, не испытывают кризисных ощущений. Однако в переходном обществе, в частности российском, переживающем разрушение социалистического уклада и формирование капиталистического, негативные последствия экономического кризиса выпадают в большей степени на тех, кому от 30 до 50. И в гораздо меньшей степени они касаются молодежи, быстро адаптирующейся к новым условиям. Социологи выяснили1, что вопреки ожиданиям низкая адаптация к рыночным условиям, к которым Россия перешла в конце 80-х годов, характерна для наиболее активного возраста — от 30 до 50 лет. Решая эту загадку, ученые пришли к выводу о том, что лица моложе 30 лет в социальном плане более мобильны, менее зависимы от сложившегося образа жизни, привычек и стереотипов, а также от должности и профессии. К тому же многих все еще опекают родители, а они — самый сильный агент социализации. А люди старше 50 лет? Почему они легче адаптируются? Оказывается, к этому времени у них уже взрослые дети, которые сами позаботятся о себе, накоплены определенные материальные цен-
1 См.: Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. — 1995. — № 4. — С. 102. ности (квартира, дача, жилье, машина), у них есть устойчивое социальное положение (хорошая профессия или высокая должность). Все это, несомненно, облегчает им вхождение в рынок. Итак, в 16 (±2) лет еще незрелая личность должна решить свою судьбу, выбрать будущую профессию. Выбор профессии после окончания средней школы всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших членов семьи, старших по возрасту родственников или знакомых. Именно они, полагаясь на собственный жизненный опыт, советуют выбрать одну специальность и отговаривают от других. Соединяясь, юноши и старики, компенсируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать правильный выбор. Пожилые, наставляя на путь истинный, выполняют функцию агентов социализации. Возможно, сами они в свое время выбрали не ту специальность и стараются в лице молодого поколения как бы исправить свои ошибки. Старшие социализаторы объясняют недостатки своей профессии, ориентируя молодежь на более оплачиваемую и престижную работу. Либо, напротив, передают удачный опыт своей социализации, рекомендуя молодому человеку идти по своим стопам, агитируя его за выбор той же самой профессии. Проблемная ситуация в точке А (см. рис. 13) обостряется при следующих обстоятельствах: юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию; в его окружении отсутствуют люди, способные дать оптимальный совет; у него отсутствует мотивация на достижение цели, например на поступление в вуз, и он «плывет по течению»; перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к которой он стремится, и работой, которую ему приходится предпочесть ради помощи семье; у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе. Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгированного обучения (средняя школа — вуз — аспирантура — защита диссертации) вынуждает большинство людей, независимо от материального достатка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще заканчивает вуз, в 26 лет выходит на защиту диссертации.
Если первое место работы он находит после получения ученой степени, то первые годы этот уже не очень молодой человек тратит на формирование карьеры, часто начиная ее с непрестижной и малооплачиваемой работы. К этому времени у него образуется собственная семья, а затем рождаются дети. В результате родите- ли, так и не дождавшись материальной отдачи от повзрослевших детей, сами вынуждены помогать молодой семье. Если они откладывали деньги на образование детей, отказывая себе в удовлетворении вторичных (а порой, если говорить о нижнем слое среднего класса, и первичных) потребностей, то этот процесс продолжается и с наступлением активного трудового возраста детей. Помогая молодой семье, родители продолжают отказывать себе, ожидая, что по-настоящему отдохнуть и попутешествовать по миру они смогут тогда, когда выйдут на пенсию. Но и пенсия в России — не выход из ситуации. Сокращение продолжительности жизни большинства населения, крайне низкая пенсия не позволяют осуществиться мечтам. Третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60 лет. Это период, когда человек, по крайней мере в нашей стране, становится существом экономически и социально зависящим от помощи государства и родных. В'Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни и снижение пенсионного возраста в промышленно развитых странах привели к расширению третьего возраста. Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средний возраст мужчины составлял 58 лет, а женщины — 72 года, в результате чего третий возраст сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов — первого и третьего — его сложно именовать возрастом. В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность. Жизнь на пенсии имеет преимущества и недостатки. Можно больше времени уделять семье, отдыхать, гулять, следить за своим здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Но при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются доходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости человеку приходится готовиться чуть ли не всю жизнь, формируя такой характер и такие личные качества, которые помогли бы успешно адаптироваться к ней. С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек до выхода на пенсию, тем труднее ему будет смириться с неизбежными материальными ограничениями, наступающими в старости. Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становится благом, для других — сущим наказанием. Многие из- нывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в ранние годы. Если их нет, т.е. пропущена какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата. Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к старости связано с потерями. Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безотрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди уже боятся старости. В зрелом возрасте начинается определенная подготовка к ней, но не духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокооплачиваемую работу, с тем чтобы повысился размер пенсии. Они больше внимания обращают на свое здоровье, склоняются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о социальном страховании, жилище и т.п. Повторю мысль, прозвучавшую ранее. Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта. На склоне лет человек стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Возможно, что к 65 годам мы становимся почти идеальными руководителями, знающими мир и тонкости человеческой психологии, но физические силы нас уже покидают. По своему внутреннему состоянию мы готовы трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают нас более молодым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|