Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисные точки социализации




На графике, выражающем процесс социализации (см. рис: 13), выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них было сказано. Рассмотрим эти периоды в жизни человека.

Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социаль­ном процессе, где старые механизмы, или способы решения про­блемы, уже не действуют, а новые еще не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуа-


ция, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. При­вычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.

Кризисная ситуация — это всегда мучительный (в социально-психологическом и экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому, например от школь­ной жизни к студенческой, от доармейской к армейской, от уче­бы к трудовой деятельности. Чем больше пауза между двумя пери­одами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней фрустрации.

Кризисными, или проблемными, ситуациями в течение жиз­ни являются уход в армию, окончание средней школы и вступле­ние во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места работы, женитьба и т.д. В такие моменты люди ощущают растерянность. Растерянность — психологический индикатор социальной про­блемы. Молодой человек знает, что армия требует нового образа жизни, изменения прежних привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится дальнейшая судь­ба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабо­ченность. Она проявляется в томлении перед неизвестностью, в сильной негативной мотивации. В случае перехода к армейской: службе такая мотивация связана с негативным отношением боль­шинства российского населения к армейской реальности, с при­страстным общественным мнением.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как нач­нутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению в школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бро-; сившие школу ученики — носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот период, когда исправить ничего нельзя: переучиваться или доучиваться во взрослом возрасте, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз слож­нее, чем в детском.

Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и;: профессиональное самоопределение юноши.

Первая кризисная точка 16—18 лет обозначает такой пе-1 релом в жизни молодого человека, когда старая модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под опекой родите­лей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и


образа жизни еще не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Он уже понимает, что необходи­мо выбрать профессиональную карьеру и начинать трудовую дея­тельность, но еще не знает, какую именно сферу деятельности предпочесть. Формально в этот период человек становится трудо-активным.

В традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте в 14 —16 лет, зарабатывая на жизнь са­мостоятельно. Часто они уже уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая часть денег в помощь родителям. В постиндустриальном обществе, требующем более продолжитель­ного обучения, социальная и экономическая зависимость повзрос­левших детей продолжается до 22 — 23 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работают в фирме или на предприятии. Но в том и другом случае студенческая моло­дежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключением являются иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они, как правило, существуют за счет денежной помощи роди­телей. Подработки чаще всего идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удов­летворение первичных жизненных потребностей используются деньги, полученные от родителей.

Окончание средней школы связано с негативной мотивацией. Последняя возникает потому, что юноши и девушки не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод привы­чек, сложился круг друзей и знакомых, режим и ритм труда, об­раз жизни. В школе у них было определенное экономическое по­ложение: родители обеспечивали их средствами к жизни и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд. Молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, но социально они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, нос­тальгия по школе и друзьям вызывают всплеск негативной мо­тивации.

Возраст 16 лет — самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в совре­менном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, посколь­ку школьные знания и школьная жизнь никогда не сталкивают с реальным производством и реальными профессиями. Выпускник школы знает о них понаслышке. Другое дело — человек, находя­щийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир произ­водства и множество профессий не понаслышке, а на собствен­ном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать буду­щую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведен к минимуму.


Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Ком­пенсировать их спешат пожилые люди — дедушки, отцы, учите­ля, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически вы­полнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба.

Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, огляды­вается на пройденный путь и оценивает профессиональные до­стижения. В этом возрасте еще можно, но крайне трудно психоло­гически изменить уклад жизни, профессию и место работы.

В 45 лет у человека происходит переоценка старых ценностей; он соизмеряет идеальную траекторию жизни с реальной. Чем боль­ше между ними расхождений, тем больше неудовлетворенность своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и ка­рьеру, человек должен построить до 40 лет.

Оказывается, кризисным может быть даже самый благопо­лучный с виду период жизни, выпадающий на середину трудо­вой деятельности. В стабильном обществе, не знающем экономиче-* ских потрясений, люди в среднем возрасте, как правило, не ис­пытывают кризисных ощущений. Однако в переходном обществе, в частности российском, переживающем разрушение социалис­тического уклада и формирование капиталистического, негатив­ные последствия экономического кризиса выпадают в большей степени на тех, кому от 30 до 50. И в гораздо меньшей степени они касаются молодежи, быстро адаптирующейся к новым усло­виям.

Социологи выяснили1, что вопреки ожиданиям низкая адапта­ция к рыночным условиям, к которым Россия перешла в конце 80-х годов, характерна для наиболее активного возраста — от 30 до 50 лет. Решая эту загадку, ученые пришли к выводу о том, что лица моложе 30 лет в социальном плане более мобильны, менее зависимы от сложившегося образа жизни, привычек и стереоти­пов, а также от должности и профессии. К тому же многих все еще опекают родители, а они — самый сильный агент социализации. А люди старше 50 лет? Почему они легче адаптируются? Оказыва­ется, к этому времени у них уже взрослые дети, которые сами позаботятся о себе, накоплены определенные материальные цен-

1 См.: Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. — 1995. — № 4. — С. 102.


ности (квартира, дача, жилье, машина), у них есть устойчивое социальное положение (хорошая профессия или высокая долж­ность). Все это, несомненно, облегчает им вхождение в рынок.

Итак, в 16 (±2) лет еще незрелая личность должна решить свою судьбу, выбрать будущую профессию. Выбор профессии пос­ле окончания средней школы всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших членов семьи, старших по возрасту родственников или знакомых. Именно они, полагаясь на собствен­ный жизненный опыт, советуют выбрать одну специальность и отговаривают от других. Соединяясь, юноши и старики, компен­сируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать правильный выбор. Пожилые, наставляя на путь истинный, выполняют функцию агентов социализации. Воз­можно, сами они в свое время выбрали не ту специальность и стараются в лице молодого поколения как бы исправить свои ошибки. Старшие социализаторы объясняют недостатки своей профессии, ориентируя молодежь на более оплачиваемую и пре­стижную работу. Либо, напротив, передают удачный опыт своей социализации, рекомендуя молодому человеку идти по своим сто­пам, агитируя его за выбор той же самой профессии.

Проблемная ситуация в точке А (см. рис. 13) обостряется при следующих обстоятельствах:

юноша долгое время не может выбрать подходящую профес­сию;

в его окружении отсутствуют люди, способные дать оптималь­ный совет;

у него отсутствует мотивация на достижение цели, например на поступление в вуз, и он «плывет по течению»;

перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к кото­рой он стремится, и работой, которую ему приходится предпо­честь ради помощи семье;

у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе. Соответствующая постиндустриальному обществу модель про­лонгированного обучения (средняя школа — вуз — аспиранту­ра — защита диссертации) вынуждает большинство людей, неза­висимо от материального достатка и социального происхождения, тратить гораздо больше времени и денег на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем раньше. В 23 года он только еще заканчивает вуз, в 26 лет выходит на защиту диссертации.

Если первое место работы он находит после получения ученой степени, то первые годы этот уже не очень молодой человек тра­тит на формирование карьеры, часто начиная ее с непрестижной и малооплачиваемой работы. К этому времени у него образуется собственная семья, а затем рождаются дети. В результате родите-


ли, так и не дождавшись материальной отдачи от повзрослевших детей, сами вынуждены помогать молодой семье.

Если они откладывали деньги на образование детей, отказы­вая себе в удовлетворении вторичных (а порой, если говорить о нижнем слое среднего класса, и первичных) потребностей, то этот процесс продолжается и с наступлением активного трудово­го возраста детей. Помогая молодой семье, родители продолжают отказывать себе, ожидая, что по-настоящему отдохнуть и попуте­шествовать по миру они смогут тогда, когда выйдут на пенсию. Но и пенсия в России — не выход из ситуации. Сокращение продол­жительности жизни большинства населения, крайне низкая пен­сия не позволяют осуществиться мечтам.

Третья кризисная точка указывает на завершение трудо­вой карьеры и выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60 лет. Это период, когда человек, по крайней мере в нашей стране, становится существом экономи­чески и социально зависящим от помощи государства и родных.

В'Европе для обозначения старости используется термин «тре­тий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни и снижение пен­сионного возраста в промышленно развитых странах привели к расширению третьего возраста. Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средний возраст мужчины составлял 58 лет, а женщины — 72 года, в результате чего третий возраст сократился до столь малозаметной величины, что на фоне двух других возрастов — первого и третьего — его сложно именовать возрастом.

В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понима­ние жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функцио­нальную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.

Жизнь на пенсии имеет преимущества и недостатки. Можно больше времени уделять семье, отдыхать, гулять, следить за сво­им здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Но при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются дохо­ды, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости человеку приходится готовиться чуть ли не всю жизнь, формируя такой характер и такие личные качества, которые помогли бы успешно адаптироваться к ней.

С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек до выхода на пенсию, тем труднее ему будет смириться с неизбежными ма­териальными ограничениями, наступающими в старости.

Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становится благом, для других — сущим наказанием. Многие из-


нывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом ви­новата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в ранние годы. Если их нет, т.е. пропущена какая-то важная фаза социализации, не ре­шены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, насту­пает неизбежная расплата.

Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продви­жение к старости связано с потерями.

Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется без­отрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди уже боятся старости. В зрелом возрасте начинается определенная под­готовка к ней, но не духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокоопла­чиваемую работу, с тем чтобы повысился размер пенсии. Они боль­ше внимания обращают на свое здоровье, склоняются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о соци­альном страховании, жилище и т.п.

Повторю мысль, прозвучавшую ранее. Сужение статусного ди­апазона в старости вступает в противоречие с расширением жиз­ненного опыта. На склоне лет человек стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, луч­ше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Воз­можно, что к 65 годам мы становимся почти идеальными руково­дителями, знающими мир и тонкости человеческой психологии, но физические силы нас уже покидают. По своему внутреннему состоянию мы готовы трудиться на «отлично», но кадровики пред­почитают нас более молодым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...