Социобиологические предпосылки социализации
Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т. е. становление человека в качестве человека разумного, начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение — прежде всего результат научения, или социализации. Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: они живут коллективно, у них есть разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), т.е. почти как в человеческом обществе. Но у животных нет социализации. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но осуществляется инстинктивно. Инстинкт — биологические программы действия, врожденные и передающиеся генетически. Инстинкт предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от инстинкта грозит смертью. Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам
Нарастание плотности инстинктов Рис. 12. Закономерность эволюции: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается ко взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Если построить иерархию живых существ от низших — насекомых до высших — человека, то по ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ -- плотность инстинктов (рис. 12). Закономерность такова: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У насекомых на 100 % поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80 % поведения — социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Следовательно, родители — заменители природы, они должны заменить ребенку то, что не дала природа; они передают те
нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Общество для родителей — открытая книга, откуда они черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму готовых решений проблем, но и технологию избежания ошибок. Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения:
Нет двух разных возможностей = достижения цели Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда относительна более лучшего или правильного. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта — самый крупный у человека и самый маленький у низших животных. Человеку нужен мозг по двум причинам: а) победить в индивидуальном отборе, б) успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социальной среде. Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают периоды юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. 2. Фазы и содержание процесса социализации Процесс социализации проходит фазы, которые называют основными стадиями или Жизненными циклами (рис. 13). '
45 лет
Детство Зрелость Рис. 13. Основные фазы социализации 1.Детство и юность (от! года до 18 лет) — подготовка к активному трудовому периоду. 2. Зрелость (18 — 60 лет) — активный трудовой период. 3. Старость (60 лет и старше) — выход из активного трудо
На рис. 13 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; С — кризис середины жизни; В — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками. Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АСВ, представляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности — 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается и позже — до момента окончания вуза, т.е. до 22 — 23 лет. В точке А человек может, но не умеет работать, а в точке В человек физически уже не может, но умеет работать. И только в точке С человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра. Отрезок АСВ существует для накопления денег, жизненного опыта, чтобы после пересечения рубежа В вести активный досуг. Общество, которое не может обеспечить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным. По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии — начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся социализацию, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация — в основном область приписываемых статусов, завершающаяся — сфера достигаемых статусов. Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней). Помимо стадий, или фаз, процесса социализации надо выделять также содержание социализации. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации — не только обретение социальной, экономической самостоятельности, но и формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через ин-териоризацию культурных норм и социальных ценностей. Инте-риоризация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Как уже говорилось, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями -^"правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|