Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социобиологические предпосылки социализации




Социализация объясняет происхождение человеческих обыча­ев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант соци­ального поведения. Поэтому человек не только «существо разум­ное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т. е. становление человека в качестве человека разумного, начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти являются про­дуктом природы. Все человеческое поведение — прежде всего ре­зультат научения, или социализации.

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравь­ев: они живут коллективно, у них есть разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), т.е. почти как в че­ловеческом обществе. Но у животных нет социализации. Поведе­ние животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похо­же на человеческое, но осуществляется инстинктивно. Инстинкт — биологические программы действия, врожденные и передающие­ся генетически. Инстинкт предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от инстинкта грозит смертью.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насеко­мые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам


 

X

Нарастание плотности инстинктов

Рис. 12. Закономерность эволюции: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов

приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожден­ный обучается и приспосабливается ко взрослому миру. Этот пе­риод называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Если построить иерархию живых существ от низших — насеко­мых до высших — человека, то по ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ -- плотность ин­стинктов (рис. 12).

Закономерность такова: чем примитивнее существо, тем боль­ше у него инстинктов. У насекомых на 100 % поведение инстинк­тивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приоб­ретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов. У человека 80 % поведения — социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль роди­телей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врож­денные программы поведения). Соответственно, чем меньше ин­стинктов, тем больше роль и ответственность родителей.

Следовательно, родители — заменители природы, они долж­ны заменить ребенку то, что не дала природа; они передают те


Количество статусов V*

Завершающаяся социализация

Начинающаяся социализация

нормы и ролевые практики, которые созданы обществом. Обще­ство для родителей — открытая книга, откуда они черпают ин­формацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они пе­редают детям не только сумму готовых решений проблем, но и технологию избежания ошибок.

Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биоло­гически запрограммированная модель поведения:

Нет вариативно­сти поведения
Нет ошибок

Нет двух разных возможностей = достижения цели

Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Оценка варианта как лучшего или худшего всегда от­носительна более лучшего или правильного. Для того чтобы прий­ти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интел­лект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта — самый крупный у человека и са­мый маленький у низших животных. Человеку нужен мозг по двум причинам: а) победить в индивидуальном отборе, б) успешно адаптироваться к постоянно меняющейся вариантной социаль­ной среде.

Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у чело­века. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают периоды юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих ми­ров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс полу­чил название социализации.

Социализация объясняет то, каким образом человек из суще­ства биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в сверну­том виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел челове­ческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции.

2. Фазы и содержание процесса социализации

Процесс социализации проходит фазы, которые называют ос­новными стадиями или Жизненными циклами (рис. 13).


'


 

 

 

\

60 лет

 

\

Досуг

45 лет

Старость Стадии жизненного цикла

Детство Зрелость

Рис. 13. Основные фазы социализации

1.Детство и юность (от! года до 18 лет) — подготовка к активному трудовому периоду.

2. Зрелость (18 — 60 лет) — активный трудовой период.

3. Старость (60 лет и старше) — выход из активного трудо­
вого периода.

На рис. 13 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; С — кризис середины жизни; В — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точ­ками.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АСВ, представляет собой время максимальной трудовой активно­сти человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности — 11 лет школьного обучения. Для многих он продол­жается и позже — до момента окончания вуза, т.е. до 22 — 23 лет.

В точке А человек может, но не умеет работать, а в точке В человек физически уже не может, но умеет работать. И только в точке С человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра. Отрезок АСВ существует для накопления де­нег, жизненного опыта, чтобы после пересечения рубежа В вес­ти активный досуг. Общество, которое не может обеспечить до­стойную старость своим гражданам, не может считаться цивили­зованным.


По степени завершенности процесс социализации можно раз­делить на две крупные стадии — начинающуюся социализацию, за­хватывающую первую половину жизни человека, и завершающую­ся социализацию, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация — в основном область приписывае­мых статусов, завершающаяся — сфера достигаемых статусов.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (уст­ройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельнос­ти означает качественную границу между двумя этапами социа­лизации — начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней). Помимо стадий, или фаз, процесса социализации надо выде­лять также содержание социализации. Взаимодействие с себе по­добными в процессе социализации, когда одна социальная груп­па обучает правилам жизни другую, называется становлением со­циального «Я». Содержание социализации — не только обретение социальной, экономической самостоятельности, но и формиро­вание личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зер­кальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологичес­ком уровне становление социального «Я» происходит через ин-териоризацию культурных норм и социальных ценностей. Инте-риоризация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Как уже говорилось, социализация представляет собой про­должающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов по­ведения, незримыми социальными нитями -^"правами, обязан­ностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...