Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная стратификация молодежной субкультуры




Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры де­тей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает классовая при­надлежность. Социологи установили, что практически во всех стра-нах_мододежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ве­дет образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль это сум­марная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., вы­деляющая одну группу из других.

Базой для формирования специфического стиля жизни выход­цев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21гт^22_лет (котда~раб6чая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих об­щежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы при­учают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсю­да следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к дос­тижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и ам­биций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

 

Рабочая молодежь раньше сталкивается с промышленным тру­дом, учится самостоятельно зарабатывать на жизнь. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уров-

Соцно


нем жизненных притязаний и амбиций, более реалистична и ци­нична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответствен­но ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном обще­нии молодые рабочие чаще употребляют ненормативную лексику (попросту говоря, мат), прибегают к упрощенным способам уха­живания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами у рабочей молодежи чаще, чем в среднем классе, встречаются пе­режитки патриархальности. Свое мнение молодые рабочие выра­жают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение от­ношений физическим насилием. Неудивительно, что "в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты ав­торитарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения дорогого автомо­биля или новейшей стереосистемы, признаки материального бла­гополучия ценятся рабочей молодежью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса.

Многие социологи убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентированы скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничивается функциями подруги мускулистого подростка, весьма бесцеремон­ного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже ха­рактером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и аг­рессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодоле­вая неимоверные препятствия, совершая авантюрные приключе­ния и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девуш­ка — всегда объект, а юноша — субъект действия.

Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины, и прежде всего в патриархальном обществе.I Специалисты выяснили любопытную деталь: в моло­дежной субкультуре рабочего класса женщина чаще занимает под­чиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре сред­него класса. 9

Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила чер­ты социального протеста. Первыми на путь протеста против «хо­рошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.

Поколение битников 50 — 60-х годов американцы старшего по­коления называли людьми «без морали», культуры и нравствен­ных устоев. Они беззастенчиво попирали нравы и обычаи амери­канского общества. С тех пор понятие «битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколением. Исследование Д. Смита и Ф. Риджнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры.


Культура битников

В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, грубым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном об­ществе. Однако социологическое исследование, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом в колонии битников под названием «Боге­мия», не подтверждает распространенное мнение. Из 200 битников, постро­ивших недалеко от Сан-Франциско изолированное сообщество со своеоб­разной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психологическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вернулись сюда через год (1958— 1959).

Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отри­цают нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, долж­ны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правила­ми. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Риджней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нор­мы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы.

В своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повество­вало обыденное представление: проводили большую часть времени в ба­рах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутирова­ли. Обычные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая Мона Лиза?» Молодые люди разби­вались на фракции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунга­ми стены бара, пели и веселились.

Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкульту­ры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им отли­чать своих от чужих. Слово «хлеб» обозначало деньги, «лопата» — негра, «гадюка» — марихуану, «работа» — джазовую импровизацию и сексуаль­ную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала марихуана. А свадебные обряды они выполняли на вполне приличном уров­не, но интереснее и с большей выдумкой, чем в «большом обществе».

Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на пер­вые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не показывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На последнем месте остались артистические способности, атеизм, неумерен­ность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем Удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в месяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл.

' Секс и наркотики были не столь распространенными признаками богем­ской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 женились в период проведения исследования. Большинство имели добрачный поло­вой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был ред­ким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был


гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Она соответствовала имиджу нонконформиста и бунтаря.

Курением и алкоголем колонисты не брезговали. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день рождения, для расслабле­ния. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие.

Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и боль­шинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рассмат­ривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическими вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуаль­ной деятельности.

В действительности они оказались очень чувствительными к неспра­ведливости и социальным болезням общества молодыми людьми. Они стре­мились создать «маленький порядок в большом беспорядке», радикально переделать этот мир. Большинство пришли в колонию за свободой. Но то была свобода от личных проблем и забот. Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца равнодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и вне­брачные связи.

Адаптировано по источнику: К1д-., ЗтНЬ О.ЬТпе Кеа! Вопегша. — М.У., 1961.

Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значе­ние. Оно состоялось в конце 50-х годов в Сан-Франциско, а в 1966г. этот город получил известность как столица мира хиппи. Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социологов культуры каса­лись уже хиппи.

Субкультура хиппи

Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшествен­ников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вто­рых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в деревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности в парке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с боль­шим оптимизмом смотрели на возможности изменить прагматические ори­ентации «буржуазного общества», исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и античной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викторианской Англии.

Американский социолог Левис Яблонски как-то взялся подсчитать чис­ленность хиппи, и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппиз­ма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых — еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколько миллионов сочувствующих им. Историки


считают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры.

Адаптировано по источнику: УаЬ- /опз/су I. Тпе Н1рр1е Тп'р. — М.У., 1968.

В 60-е годы выразителем молодежной субкультуры среднего тасса выступали хиппи. Спустя 30 лет такими выразителями ста­ти яппи. Что собой представляют первые и вторые?

Из хиппи в яппи

Во всем цивилизованном и экономически благополучном мире их на­зывают яппи (уирр/е — уоипд игЬап рго?еззюпа1з). В переводе с англий­ского эта странная аббревиатура означает «молодые городские профес­сионалы». Молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и ста­бильным достаточно высоким заработком, амбициозные и энергичные, следящие за собой и лояльно настроенные политически. Термин появил­ся в Америке в начале 70-х годов на закате движения хиппи. Прагматич­ные, воспитанные яппи — полная противоположность анархичным «де­тям цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи составляют костяк среднего класса.

К яппи следует относить второе поколение «новых русских». С целью отличить его от первого поколения журналисты и ученые употребляют тер­мин «новые новые русские». На смену бычьим шеям и крутым подбород­кам, пробившим себе путь к материальному благосостоянию рэкетом и про­чими видами преступной деятельности, яппи продвигаются благодаря выс­шему образованию (часто 2—3 университета), высокой квалификации, за­конопослушности и примерному поведению, достижительной мотивации и огромной силе воли. Они тоже тяготеют к комфортной (но не вычурной, как у первого поколения) жизни и материальным удобствам, но предпочитают, чтобы надежная семья, высокооплачиваемая работа и дом в престижном месте появились у них не сразу, а постепенно, по мере осуществления их должностной карьеры — как заслуженное вознаграждение. Они не любят случайных связей, не кичатся богатством, умеренны в употреблении пищи, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни. «Мерседесу», отличи­тельному признаку «новых русских», значительная часть которых состояла из недоучившихся пэтэушников и дворовых мальчишек, яппи предпочита­ют элегантные «Аудио» (кроме них — «Шкода», «Опель», «Фольксваген» и т. п.) и строгий деловой костюм, подобранный по всем правилам хороше­го вкуса.

По данным исследований, московским яппи от 25 до 35 лет. Классичес­кие столичные яппи — это выпускники МГИМО, экономического и юриди­ческого факультетов МГУ, финансовой и юридической академий и других престижных экономических вузов. Многие стажировались или учились за границей. Московские яппи — и этим они в первую очередь отличаются от своих родителей, романтичных, но неприспособленных к жизни шестиде­сятников, — верят в себя и намерены двигаться вперед. Прежде всего они Умеют искать и находить высокооплачиваемую работу — карьера в их шка­ле ценностей занижает первое место. Профессиональный ареал современ-


ных яппи — рекламный, биржевой, компьютерный, издательский или ди­зайнерский бизнес, маркетинг, журналистика, в первую очередь паблик ри-лейшнз. Во всем мире яппи — главным образом наемные работники сред­него или высшего менеджерского звена, «обслуживающие» настоящих бо­гачей — владельцев крупных фирм и корпораций.

Еще одна ценность яппи — семья. Представители нового поколения до­вольно консервативны: как правило, имеют постоянного партнера и настро­ены на серьезные отношения, хотя и не обязательно с матримониальной перспективой. Но главный приоритет новоиспеченных яппи — стиль жизни, вести который позволяет им зарплата. Яппи нацелены на постоянное по­требление информации и новейших технологий, модных фильмов, спек­таклей или книжек, качественной одежды и пищи, мебели в магазине 11<еа. Чтобы «вписываться» в категорию яппи, в Москве нужно зарабатывать, как минимум, 600 долл. Западные яппи получают от 80 до 130 тыс. долл. и выше. Жизнь московских «новых профессионалов», по наблюдениям С.Кольчик, характеризуется изысканным вкусом и стилем. В отличие от западных яппи они практически не делают накоплений. Джентльменский набор столичного яппи — мобильный телефон, приличный гардероб, в котором хотя бы один костюм и пара обуви должны быть известной мар­ки, личный транспорт — не обязательно новый и дорогой, но непременно западный, а также отдельное жилье, пусть и съемное: яппи стремятся чув­ствовать себя независимыми и стараются как можно скорее уехать от родителей.

Составляющей «кодекса чести» наших яппи является и досуг. Положе­но регулярно «выходить в свет» — посещать новые кинотеатры (среди московских яппи особенно популярны «Ролан», «Горизонт», «35 ММ» и «Кодак-Киномир»), кофейни, суши-бары и ночные клубы. В принципе яппи — люди интересующиеся, в том числе различной музыкой, но на публике при­нято признаваться в любви исключительно к джазу, а в более богемной тусовке — к блюзу и японской кухне. Распространенные развлечения поми­мо обсуждения перспектив зарплаты за кружкой пива или чашкой капуччи-но — боулинг и бильярд. Многие яппи, будучи трудоголиками, стараются регулярно посещать фитнес-клубы. Еще один способ расслабиться и вне­сти остроту в рутинные рабочие будни — экстремальные виды спорта, от роликов до горных велосипедов.

Источник: Кольчик С. Как живут московские яппи // Аргументы и факты. — 2000. — № 34. — С. 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...