Социальная стратификация молодежной субкультуры
Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех стра-нах_мододежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других. Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21гт^22_лет (котда~раб6чая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приучают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде. Рабочая молодежь раньше сталкивается с промышленным трудом, учится самостоятельно зарабатывать на жизнь. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уров-
Соцно нем жизненных притязаний и амбиций, более реалистична и цинична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответственно ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном общении молодые рабочие чаще употребляют ненормативную лексику (попросту говоря, мат), прибегают к упрощенным способам ухаживания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами у рабочей молодежи чаще, чем в среднем классе, встречаются пережитки патриархальности. Свое мнение молодые рабочие выражают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение отношений физическим насилием. Неудивительно, что "в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты авторитарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения дорогого автомобиля или новейшей стереосистемы, признаки материального благополучия ценятся рабочей молодежью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса. Многие социологи убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентированы скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничивается функциями подруги мускулистого подростка, весьма бесцеремонного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже характером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и агрессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодолевая неимоверные препятствия, совершая авантюрные приключения и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девушка — всегда объект, а юноша — субъект действия. Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины, и прежде всего в патриархальном обществе.I Специалисты выяснили любопытную деталь: в молодежной субкультуре рабочего класса женщина чаще занимает подчиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре среднего класса. 9
Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протеста. Первыми на путь протеста против «хорошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи. Поколение битников 50 — 60-х годов американцы старшего поколения называли людьми «без морали», культуры и нравственных устоев. Они беззастенчиво попирали нравы и обычаи американского общества. С тех пор понятие «битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколением. Исследование Д. Смита и Ф. Риджнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры. Культура битников В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, грубым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе. Однако социологическое исследование, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом в колонии битников под названием «Богемия», не подтверждает распространенное мнение. Из 200 битников, построивших недалеко от Сан-Франциско изолированное сообщество со своеобразной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психологическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вернулись сюда через год (1958— 1959). Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отрицают нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, должны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правилами. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Риджней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нормы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы. В своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обычные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая Мона Лиза?» Молодые люди разбивались на фракции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.
Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкультуры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им отличать своих от чужих. Слово «хлеб» обозначало деньги, «лопата» — негра, «гадюка» — марихуану, «работа» — джазовую импровизацию и сексуальную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала марихуана. А свадебные обряды они выполняли на вполне приличном уровне, но интереснее и с большей выдумкой, чем в «большом обществе». Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не показывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На последнем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем Удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в месяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл. ' Секс и наркотики были не столь распространенными признаками богемской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 женились в период проведения исследования. Большинство имели добрачный половой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был редким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Она соответствовала имиджу нонконформиста и бунтаря.
Курением и алкоголем колонисты не брезговали. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие. Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и большинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рассматривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическими вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуальной деятельности. В действительности они оказались очень чувствительными к несправедливости и социальным болезням общества молодыми людьми. Они стремились создать «маленький порядок в большом беспорядке», радикально переделать этот мир. Большинство пришли в колонию за свободой. Но то была свобода от личных проблем и забот. Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца равнодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи. Адаптировано по источнику: К1д-., ЗтНЬ О.ЬТпе Кеа! Вопегша. — М.У., 1961. Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значение. Оно состоялось в конце 50-х годов в Сан-Франциско, а в 1966г. этот город получил известность как столица мира хиппи. Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социологов культуры касались уже хиппи. Субкультура хиппи Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в деревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности в парке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с большим оптимизмом смотрели на возможности изменить прагматические ориентации «буржуазного общества», исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и античной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викторианской Англии. Американский социолог Левис Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи, и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых — еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколько миллионов сочувствующих им. Историки
считают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры. Адаптировано по источнику: УаЬ- /опз/су I. Тпе Н1рр1е Тп'р. — М.У., 1968. В 60-е годы выразителем молодежной субкультуры среднего тасса выступали хиппи. Спустя 30 лет такими выразителями стати яппи. Что собой представляют первые и вторые? Из хиппи в яппи Во всем цивилизованном и экономически благополучном мире их называют яппи (уирр/е — уоипд игЬап рго?еззюпа1з). В переводе с английского эта странная аббревиатура означает «молодые городские профессионалы». Молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, амбициозные и энергичные, следящие за собой и лояльно настроенные политически. Термин появился в Америке в начале 70-х годов на закате движения хиппи. Прагматичные, воспитанные яппи — полная противоположность анархичным «детям цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи составляют костяк среднего класса. К яппи следует относить второе поколение «новых русских». С целью отличить его от первого поколения журналисты и ученые употребляют термин «новые новые русские». На смену бычьим шеям и крутым подбородкам, пробившим себе путь к материальному благосостоянию рэкетом и прочими видами преступной деятельности, яппи продвигаются благодаря высшему образованию (часто 2—3 университета), высокой квалификации, законопослушности и примерному поведению, достижительной мотивации и огромной силе воли. Они тоже тяготеют к комфортной (но не вычурной, как у первого поколения) жизни и материальным удобствам, но предпочитают, чтобы надежная семья, высокооплачиваемая работа и дом в престижном месте появились у них не сразу, а постепенно, по мере осуществления их должностной карьеры — как заслуженное вознаграждение. Они не любят случайных связей, не кичатся богатством, умеренны в употреблении пищи, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни. «Мерседесу», отличительному признаку «новых русских», значительная часть которых состояла из недоучившихся пэтэушников и дворовых мальчишек, яппи предпочитают элегантные «Аудио» (кроме них — «Шкода», «Опель», «Фольксваген» и т. п.) и строгий деловой костюм, подобранный по всем правилам хорошего вкуса. По данным исследований, московским яппи от 25 до 35 лет. Классические столичные яппи — это выпускники МГИМО, экономического и юридического факультетов МГУ, финансовой и юридической академий и других престижных экономических вузов. Многие стажировались или учились за границей. Московские яппи — и этим они в первую очередь отличаются от своих родителей, романтичных, но неприспособленных к жизни шестидесятников, — верят в себя и намерены двигаться вперед. Прежде всего они Умеют искать и находить высокооплачиваемую работу — карьера в их шкале ценностей занижает первое место. Профессиональный ареал современ- ных яппи — рекламный, биржевой, компьютерный, издательский или дизайнерский бизнес, маркетинг, журналистика, в первую очередь паблик ри-лейшнз. Во всем мире яппи — главным образом наемные работники среднего или высшего менеджерского звена, «обслуживающие» настоящих богачей — владельцев крупных фирм и корпораций. Еще одна ценность яппи — семья. Представители нового поколения довольно консервативны: как правило, имеют постоянного партнера и настроены на серьезные отношения, хотя и не обязательно с матримониальной перспективой. Но главный приоритет новоиспеченных яппи — стиль жизни, вести который позволяет им зарплата. Яппи нацелены на постоянное потребление информации и новейших технологий, модных фильмов, спектаклей или книжек, качественной одежды и пищи, мебели в магазине 11<еа. Чтобы «вписываться» в категорию яппи, в Москве нужно зарабатывать, как минимум, 600 долл. Западные яппи получают от 80 до 130 тыс. долл. и выше. Жизнь московских «новых профессионалов», по наблюдениям С.Кольчик, характеризуется изысканным вкусом и стилем. В отличие от западных яппи они практически не делают накоплений. Джентльменский набор столичного яппи — мобильный телефон, приличный гардероб, в котором хотя бы один костюм и пара обуви должны быть известной марки, личный транспорт — не обязательно новый и дорогой, но непременно западный, а также отдельное жилье, пусть и съемное: яппи стремятся чувствовать себя независимыми и стараются как можно скорее уехать от родителей. Составляющей «кодекса чести» наших яппи является и досуг. Положено регулярно «выходить в свет» — посещать новые кинотеатры (среди московских яппи особенно популярны «Ролан», «Горизонт», «35 ММ» и «Кодак-Киномир»), кофейни, суши-бары и ночные клубы. В принципе яппи — люди интересующиеся, в том числе различной музыкой, но на публике принято признаваться в любви исключительно к джазу, а в более богемной тусовке — к блюзу и японской кухне. Распространенные развлечения помимо обсуждения перспектив зарплаты за кружкой пива или чашкой капуччи-но — боулинг и бильярд. Многие яппи, будучи трудоголиками, стараются регулярно посещать фитнес-клубы. Еще один способ расслабиться и внести остроту в рутинные рабочие будни — экстремальные виды спорта, от роликов до горных велосипедов. Источник: Кольчик С. Как живут московские яппи // Аргументы и факты. — 2000. — № 34. — С. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|